kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок решения задач по теме «Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества» 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является пятым в теме «Изменение агрегатных состояний вещества», раздел «Тепловые явления». Он логически связан со всеми уроками в данной теме, так как является уроком обобщения, систематизации и коррекции знаний. На предшествующих уроках рассматривались отдельно процессы: нагревание – охлаждение, испарение – конденсация, плавление – кристаллизация. На следующем этапе надо объединять процессы, поэтому возникает необходимость в систематизации знаний. Исходя из этого, задачи, решаемые на данном уроке следующие: обобщить знания по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний»; обучение решению задач на тепловой баланс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока 8 класс»

Методическая разработка урока.


8 класс






Урок решения задач по теме

«Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества»


















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.


Приветствие, проверка готовности к уроку. Знакомство учащихся с ходом урока.

Слайд 1.

«Мы продолжаем разговор о тепловых явлениях, то есть тех явлениях, которые связаны с изменением температуры или изменениях агрегатных состояний вещества»


Записывают тему урока в тетрадь.


2.Этап обобщения и систематизации знаний.


Слайд2.

«Какие агрегатные состояния вам известны? Давайте вспомним процессы переходов вещества из одного состояния в другое.

Существуют еще два процесса, которые мы не рассматривали на наших уроках – сублимация, десублимация. Что это за процессы вам предлагается выяснить в ходе выполнения домашней работы»

Слайд3.

«В данной теме мы рассматривали большое количество различных физических величин. Предлагаю их вспомнить. Соедините стрелками буквенное обозначение величины и словесное, т. е. установите с помощью стрелок соответствие между столбиками»

Слайд 4.

«Так как сегодня мы решаем задачи, то нам необходимо вспомнить все формулы на расчет количества теплоты. Предлагаю заполнить лист «ФОРМУЛЫ» самостоятельно, а затем выполним проверку».




«Твердое, жидкое, газообразное»


Называют процесс, дают ему определение (плавление, кристаллизация, кипение, конденсация).




С помощью маркера устанавливают соответствие.







Приложение «ФОРМУЛЫ»

Заполняют лист «ФОРМУЛЫ». Проверяют правильность заполнения.

3.Проверка домашнего задания


«В каждой из записанных нами формул присутствует какая-нибудь константа. Повторить все константы вы должны были дома, поэтому переходим к проверке домашнего задания »


Упражнение 10(1, 2,3),

Обобщающая таблица по константам (с, , L, q) Зачитывают ответы на задания из домашней работы

4.Основной этап урока.


Слайд 5.

«Прочитайте задачу и выделите условие и заключение»





Слайд 6.

«Какие процессы происходят и в какой последовательности?


Обсудим каждый процесс»

Слайд 6.

Слайд 7 -18. Обсуждение каждого процесса с интерактивной записью пропусков, обсуждением формул, подсчетов.


Слайд 19.

«Что показывает удельная теплота сгорания топлива?

Сколько примерно надо взять торфа для того, чтобы осуществить все рассмотренные в задаче процессы?





Слайд 20.

«Давайте еще раз повторим все происходящие процессы по графику»


Читают задачу, записывают в тетрадях условие (дано) и заключение задачи.

Один ученик записывает на доске.



«Нагревание льда, плавление льда, нагревание воды, кипение воды»



Отвечают на вопросы учителя, записывают решение задачи в тетради, один ученик записывает решение на доске.


Примерно 0,5кг торфа, т.к. при полном сгорании 1 кг торфа выделяется 14 МДж энергии с учетом той части энергии, которая будет израсходована на нагревание сосуда, воздуха., окружающих тел.


Смотрят слайд, отвечают на вопросы учителя.

5. Этап контроля.


Отвечает на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. Корректирует работу слабых учащихся.

Приложение «Самостоятельная работа»

Самостоятельно решают задачи:

1.Условие и решение задачи оформлено с пропусками.

2.К задаче прилагается только план решения.

6.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по выполнению.


Слайд 4.

Найти ответ на вопрос «Что такое сублимация, десублимация», упражнение 10(5)



7. Рефлексия.


Подведение итогов урока (Достижение уроком поставленных перед учениками целей).

Оценки за урок.






Приложение «Самостоятельная работа»

Задание 1.

Какое количество теплоты требуется для плавления меди массой 2 кг, взятой при температуре С?


Q - ?

Решение:

1.Q-количество теплоты, необходимое для нагревания

меди от _____ до______

Qmt


Q=_________________________________

____________________________________

2.Q-количество теплоты, необходимое для плавления меди

Q=m

Q=_________________________________

_____________________________________

3. Q= Q+ Q

Q=__________________________________

_____________________________________


Ответ:_________________________________________________

Дано:

m=

t=

t=

=

c =



Задание 2.

Какая энергия выделяется при конденсации пара массой 20 кг при температуре 100С и охлаждении полученной из него воды до температуры 50 С?

План решения задачи:1.Найти количество теплоты, выделяемое при конденсации пара

2. Найти количество теплоты, выделяемое при охлаждении воды

от 100С до 50 С

3.Найти общее количество теплоты.


Решение:


Дано:











Приложение «ФОРМУЛЫ»

Расчет количества теплоты …


Формула

необходимого для нагревания (выделяемого при охлаждении) тела



выделяемого при сгорании топлива


необходимого для плавления тела (выделяемого при кристаллизации)



необходимого для превращения в пар жидкости, взятой при температуре кипения

(выделяемого при конденсации пара)









































6



Просмотр содержимого презентации
«Презентация 8 класс»

Тепловые  явления.    Изменение   агрегатных  состояний.

Тепловые явления.

Изменение

агрегатных состояний.

кристаллизация плавление парообразование конденсация Существует шесть процессов, которые определяют варианты перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.  ЖИДКОСТЬ сублимация ГАЗ Твердое тело десублимация

кристаллизация

плавление

парообразование

конденсация

Существует шесть процессов, которые определяют варианты перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

ЖИДКОСТЬ

сублимация

ГАЗ

Твердое тело

десублимация

Физические величины и их обозначение c Q t m L q

Физические величины и их обозначение

c

Q

t

m

L

q

  • Количество теплоты
  • Масса
  • Температура
  • Удельная теплоемкость
  • Удельная теплота сгорания
  • Удельная теплота плавления
  • Удельная теплота парообразования
Формулы Расчет количества теплоты … Формула необходимого для нагревания(выделяемого при охлаждении) Q= с m  t выделяемого при сгорании топлива Q=q m необходимого для плавления тела (выделяющееся при кристаллизации) Q= m необходимого для превращения в пар жидкости Q=Lm

Формулы

Расчет количества теплоты …

Формула

необходимого для нагревания(выделяемого при охлаждении)

Q= с m t

выделяемого при сгорании топлива

Q=q m

необходимого для плавления тела (выделяющееся при кристаллизации)

Q= m

необходимого для превращения в пар жидкости

Q=Lm

Реши задачу Какое количество теплоты необходимо, чтобы из льда массой 2 кг, взятого при температуре -10 °C , получить пар при 100 °C?

Реши задачу

Какое количество теплоты необходимо, чтобы из льда массой 2 кг, взятого при температуре -10 °C , получить пар при 100 °C?

Какие процессы происходят и с какой последовательностью? 1.Кристаллизация 2.Плавление 3.Нагревание 4.Конденсация 5.Охлаждение 6.Парообразование ?

Какие процессы происходят и с какой последовательностью?

1.Кристаллизация

2.Плавление

3.Нагревание

4.Конденсация

5.Охлаждение

6.Парообразование

?

Алгоритмическая цепочка

Алгоритмическая цепочка

1-ый процесс нагревание m= лед лед c= t= t= Q 1 =  m с  Δ t л

1-ый процесс

нагревание

m=

лед

лед

c=

t=

t=

Q 1 = m с Δ t

л

Q 1 - количество теплоты, идущее на нагревание льда от –10°C до 0°C .   2,1•10 3 Дж / кг ° C•2кг•10°C=  4,2•10 4 Дж

Q 1 - количество теплоты, идущее на нагревание льда от –10°C до 0°C . 2,1•10 3 Дж / кг ° C•2кг•10°C= 4,2•10 4 Дж

2 - ой процесс плавление m= m= лед вода λ = t= t=  Q  =  λ  m 2

2 - ой процесс

плавление

m=

m=

лед

вода

λ =

t=

t=

Q = λ m

2

Q 2 -количество теплоты, идущее на плавление льда при 0°C . Q 2 =34•10 4 Дж / кг •2 кг = 6 8 •10 4Дж

Q 2 -количество теплоты, идущее на плавление льда при 0°C .

Q 2 =34•10 4 Дж / кг •2 кг = 6 8 •10 4Дж

3-ий процесс Нагревание m= m= вода вода c= t=  t= Q 3  =  c в  m  Δ t

3-ий процесс

Нагревание

m=

m=

вода

вода

c=

t=

t=

Q 3 = c в m Δ t

Q-количество теплоты, необходимое для нагревания воды от 0°C до 100°C .   Q=4,2•103Дж/кг•°C•2кг•100°C  = 84•104Дж

Q-количество теплоты, необходимое для нагревания воды от 0°C до 100°C .

Q=4,2•103Дж/кг•°C•2кг•100°C = 84•104Дж

4- ый процесс кипение m= m= пар вода L = t= t= Q  =  L  m  4

4- ый процесс

кипение

m=

m=

пар

вода

L =

t=

t=

Q = L m

4

Q 4 -количество теплоты, необходимое для превращения в пар воды при 100°C . Q 4 =2,3•10 6 Дж / кг •2 кг = 460•10 4 Дж

Q 4 -количество теплоты, необходимое для превращения в пар воды при 100°C .

Q 4 =2,3•10 6 Дж / кг •2 кг = 460•10 4 Дж

Уравнение теплового  баланса  ( Пренебрегая теплоемкостью сосуда и считая систему теплоизолированной) Q 4 Q 1 Q Q 3 Q 2

Уравнение теплового баланса ( Пренебрегая теплоемкостью сосуда и считая систему теплоизолированной)

Q 4

Q 1

Q

Q 3

Q 2

Q=Q 1 +Q 2 +Q 3 +Q 4 Q=  4,2•10 4 Дж +  68•10 4 Дж +  84•10 4 Дж +  460•10 4 Дж =  616,2• 1 0 4 Дж =  6,162•10 6 Дж =6,162 МДж

Q=Q 1 +Q 2 +Q 3 +Q 4

Q= 4,2•10 4 Дж + 68•10 4 Дж + 84•10 4 Дж + 460•10 4 Дж = 616,2• 1 0 4 Дж = 6,162•10 6 Дж =6,162 МДж

Ответ: Q  =  6 ,1 62 МДж

Ответ: Q = 6 ,1 62 МДж

Анализ полученного результата… q  ( торф )  =14 М Д ж / кг q  ( дрова )  = 1 3  МД ж / кг

Анализ полученного результата…

q ( торф ) =14 М Д ж / кг

q ( дрова ) = 1 3 МД ж / кг

График процесса t( 0 C) 100°С Q( Дж) Q 3 Q 4 Q 2 Q 1 0 t( мин) -20°С

График процесса

t( 0 C)

100°С

Q(

Дж)

Q 3

Q 4

Q 2

Q 1

0

t( мин)

-20°С

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Упражнение 10(5)
  • Что такое сублимация, десублимация?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Кодлубай Олеся Евгеньевна

Дата: 20.12.2014

Номер свидетельства: 146187

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "урок физики "
    ["seo_title"] => string(11) "urok-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "127706"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415364468"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Тепловое расширение твердых тел. Зависимость линейных размеров тел от температуры. "
    ["seo_title"] => string(93) "tieplovoie-rasshirieniie-tvierdykh-tiel-zavisimost-linieinykh-razmierov-tiel-ot-tiempieratury"
    ["file_id"] => string(6) "115599"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412022337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства