kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по физике Звуковые явления. Акустический резонанс. Эхо. Характеристики звука.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

1) познакомить учащихся с явлением акустического резонанса;

 2) объяснить как можно получить акустический резонанс;    

3) объяснить что такое эхо;

4) объяснить в результате чего может образоваться эхо;  

5)привести объяснение на основе жизненных примеров;   

Тип урока: Урок изучения нового материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике Звуковые явления. Акустический резонанс. Эхо. Характеристики звука. »













Разработка урока на тему:



«Акустический резонанс. Отражение звука. Эхо»











Учитель: Кекина Г.В.





Уральск 2012





Разработка урока на тему:



«Акустический резонанс. Отражение звука. Эхо»

Цели: Триединая цель урока:

1. Образовательный аспект: изучить процесс отражения звука от различных препятствий, выяснить условия возникновения резонанса;

2. Развивающий аспект: совершенствовать умение логически мыслить, решать качественные и расчетные задачи; проконтролировать знания и умения учащихся, приобретенные при изучении темы;

3. Воспитывающий аспект: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира; формировать коммуникативные навыки; навыки взаимопроверки (проверка таблицы);

Задачи:

1) познакомить учащихся с явлением акустического резонанса;

2) объяснить как можно получить акустический резонанс;

3) объяснить что такое эхо;

4) объяснить в результате чего может образоваться эхо;

5)привести объяснение на основе жизненных примеров;

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма проведения: Беседа;

Оборудование: 2 камертона, компьютер, интерактивная доска(слайды);

План урока

  1. Организационный момент (2мин.)

  2. Актуализация знаний

Самостоятельная работа «Заполните таблицу» (10мин.)

  1. Объяснение новой темы (20мин.)

  2. Закрепление (10мин.)

  3. Итоги урока. Д/з (3мин)

Ход урока

  1. Организационный момент

«Здравствуйте, садитесь!» .

Проверка готовности к уроку и отсутствующих.



  1. Фронтальный опрос по предыдущим темам:

  1. Что называют волной?

Волна – это колебания, распространяющиеся от частицы к частице в упругой среде.

  1. Какие волны называют поперечными?

Поперечными называют волны, в которых колебания происходят перпендикулярно к направлению их распространения.

  1. Какие волны называют продольными?

Продольными называют волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны.

  1. Какие волны называют сейсмическими?

Сейсмическими называют волны, возникающие при землетресениях.

  1. Характеристики волны?

Длина волны (λ) – это расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду (Т).

Скорость волны (υ) – это такая физическая величина, равная отношению длины волны к периоду колебаний ее частиц (Т).

  1. Что называют звуковыми волнами?

Звуковыми называют волны с частотой колебаний от 16 до 20000 Гц.

  1. Что называют ультразвуковыми и инфразвуковыми волнами?

Ультразвуковыми называют волны с частотами более 20000 Гц.

Инфразвуковыми называют волны с частотами меньше 16 Гц.

(короткое выступление одного ученика с докладом о ультразвуках)

  1. Характеристики звука?

Громкость звука – определяется амплитудой колебаний звучащего тела, т.е. чем больше амплитуда, тем больше звук.

Высота тона – определяется частотой колебаний, т.е. чем больше частота колебаний, тем выше тон.

Тембр – это качество звука, которое придает индивидуальную окраску голосу человека или звучанию инструмента.

Обертоны – дополнительные частоты. Частоты обертонов бывают в 2, 3 и более раз больше основной частоты.





















Самостоятельная работа «Заполните таблицу».

_________________________________________

Величина

Обозначение

Единица измерения

Формула

Амплитуда




Период




Частота




Фаза




Циклическая частота




Длина волны




Скорость волны




Период колебаний

математического маятника




Период колебаний

пружинного маятника




Период электромагнитных колебаний




Каждому ученику дается шаблон таблички, в верхней части которой ученик записывает свою фамилию. Работы собираются.



  1. Объяснение новой темы «Акустический резонанс. Отражение звука. Эхо»

В главе 4 вы изучали Резонанс, но это был резонанс в механических колебаниях, сегодняшняя тема рассматривает резонанс в звуковых колебаниях.

Акустическим резонанс – это есть когда совпадают частоты собственных колебаний камертонов.

Пронаблюдаем как возникает резонанс.

Возьмем два камертона с одинаковыми собственными частотами и расположим недалеко друг от друга.

Одним из них приведем в колебание и через некоторое время, прикоснувшись к нему рукой, заглушим его. Однако в это же время услышим негромкое звучание второго камертона. А так как этот камертон никто не возбуждал, то приходим к выводу, что он был возбужден колебаниями воздуха, дошедшими к нему от первого камертона.

Деревянный корпус камертона (резонаторный ящик) усиливает громкость звука, т.е. амплитуду. При изготовлении ящика его настраивают на частоту колебаний камертона. Звучание камертона и ящика происходит в унисон, т.е. с одинаковой частотой.

Если взять разные камертоны будет ли наблюдаться резонанс акустический?

Нет, так как собственные частоты камертонов не совпадают.

Явление резонанса используется для усиления звука колеблющихся тел.

Пример. Музыкальный инструмент – ДОМБРА. Корпус домбры резонирует с колебаниями струн. Следовательно, корпус инструмента представляет собой резонатор. Звук домбры усиливает не только корпус, но и воздух внутри инструмента. Поэтому размер и форма отверстия в корпусе подбираются не случайно. А качественное звучание домбры будет зависеть от искусства мастера, изготовившего ее.

Вы знаете, что звук распространяется во всех направлениях и причина любого звука это колебание. Например, человек говоря издает звук, благодаря тому, что колеблются голосовые связки.

Звук распространяясь во всех направлениях встречает преграды и отражается от них. Это и есть эхо.

Эхо – это звуковая волна, отраженная какой-либо преградой и возвративщаяся в то же место, откуда она начала распространяться. Эхо в горах –отражение от гор, т.е. крик человека доходит до горы, отражается и начинает двигаться в обратном направлений, и лишь через некоторое время человек услышит эхо произведенного слова. Это некоторое время и есть путь звуковой волны: от источника звука до преграды и обратно.

Выступление двух учениц с докладом об Эхо.

Важное понятие этой темы, это реверберация.

Реверберация – это увеличение длительности звука, вызванное его отражением от различных препятствий.

Пример. В полупустых залах слова становятся непонятными и звучат гулко. А в помещениях где много мягкой мебели, ковров, стены с мягкой обивкой – звук поглощается, и реверберация незначительна.













  1. Закрепление

Решение задач на изученные темы

  1. Какова частота колебании камертона, если длина звуковой волны 50см, а скорость распространения волн 330м/с.

Дано: СИ Решение

λ=50см 0,5м 

υ=330м/с 

н/и:ν-? =660Гц

Ответ: ν=660Гц.

  1. (упр.27) Наблюдатель стоит на расстоянии 200 м от высокой горы. Через какой промежуток времени он услышит эхо произнесенного слова? Скорость звука равна 340м/с.

Дано: Решение

S=200м

υ=340м/с =1,2с

Н/и: t-? Ответ: t=1,2с



  1. Итоги урока

Выставление оценок

Д/з: §33, §34. Упражнение 27


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по физике Звуковые явления. Акустический резонанс. Эхо. Характеристики звука.

Автор: Кекина Галина Васильевна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства