Урок в 8 классе по теме « Влажность».
Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами повторим изученный материал, познакомимся с новой темой и закрепим её в конце урока.
Начнём с проверки домашнего задания:
один человек у доски решит домашнюю задачу и ответит на вопросы.
второй будет работать по карточке.
А пока они готовятся, теоретический материал я у вас проверю с помощью теста: перед вами вопросы и несколько вариантов ответа, выберите тот, который считаете правильным. Работаем на листочках. (5 минут)…
Закончили. Теперь обменяйтесь работами и проверьте, сверяясь с ответами на экране. (СЛАЙД) Поставьте оценки карандашом, передайте работы с последней парты на первую.
Проверяем домашнюю задачу:
Какое количество теплоты выделится при конденсации паров спирта массой 100 г и остывании получившейся жидкости до 20 С ?
Дано: СИ Решение:
Дополн. вопросы: 1. Что такое испарение?
2. Оставаясь продолжительное время в мокрой одежде и обуви, можно простудиться. Почему?
Проверяем карточку: Каждую секунду с поверхности Земли испаряется в среднем 16 млн. т. воды. А). Вычислите, сколько энергии требуется для превращения в пар такого количества воды? (L воды при 20 С принять 2,3 *10 Дж|кг).
Б). Укажите источник этой энергии. ( Солнце ).
Дано: СИ Решение:
Дополнительные вопросы: 1. Что такое кипение?
2. Какие силы действуют на пузырьки воздуха, которые образуются в жидкости во время кипения?
У вас дома было ещё одно практическое задание: с помощью капель воды, спирта и масла определить от чего зависит скорость испарения жидкости. Проанализирует результаты домашнего эксперимента…(третий ученик). У кого другие результаты? Молодцы, все справились!
Доп. вопросы: 1. Что такое конденсация?
2. Почему в чайнике шумит вода при закипании?
Ребята, погода является величественным спектаклем на Земле, в котором участвуют только три актёра: солнечная радиация, атмосферный воздух и влажность воздуха. Когда вас спрашивают: «Какая сегодня погода?», вы отвечаете: плохая, хорошая, холодная, тёплая и т. д.
Сегодня мы будем говорить о главном природном актёре - ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА, т. к. именно от этой физической величины зависит погода и многие физические явления и процессы: испарение, конденсация, теплообмен, количество осадков, появление тумана, морозных рисунков на окнах, росы, инея.
(Слайд 1- записали тему в тетрадь.)
А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы к теме мы можем поставить? (Дети предлагают вопросы).
1. Что такое влажность?
2. В чём причина появления влажности?
3. Какие величины её характеризуют?
4. Как её можно определить и измерить?
5. На что влияет влажность?
6. Зачем нам нужны знания о влажности? (Вопросы - на отвороте доски.)
Нашу Землю окружает воздушная оболочка – атмосфера, в состав которой входят: кислород, водород, углекислый газ и конечно водяной пар, который появляется из-за непрекращающегося процесса испарения воды с поверхностей морей, океанов, рек, озёр, почвы, растений. (Слайд 2).
Таким образом, ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА - это содержание водяного пара в атмосфере. ( Слайд 3).
Теперь рассмотрим какие величины характеризуют влажность. В воздухе содержатся водяные пары и мы можем определить их массу в 1м, т.е. плотность водяного пара. Эта величина называется АБСОЛЮТНОЙ ВЛАЖНОСТЬЮ воздуха. ( Слайд 4). Её обозначают так же как и плотность буквой ρ и измеряют в г/м. (Записали в тетрадь).
Теперь рассмотрим две комнаты: (Слайд 5) в 1-ой комнате при температуре 20 С абсолютная влажность равна 5г/м, а во второй 10г/м. Где воздух более влажный? (во второй комнате). А в третьей при t=5 C ρ=10г/м. Что можно сказать о влажности в этой комнате? Чтобы ответить на этот вопрос не достаточно знать только абсолютную влажность (Cлайд
Чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать, близок или далёк водяной пар от насыщения. Для этой характеристики вводится ещё одна величина – ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ. (рассмотрели формулу на слайде).
Давайте откроем учебники и найдём определение относительной влажности и формулу. ( Прочитали, формулу записали в тетрадь.)
ρ - табличная величина. При решении задач мы будем использовать таблицу №10 в задачнике Лукашика. (рассматриваем на примерах в таблице). На закрепление этой формулы решим задачу:
Плотность водяного пара при 25 С равна 23г/м. Определить Относительную влажность воздуха.
Дано: Решение:
Как вы думаете, большая это большая влажность или маленькая? А откуда мы почти каждый день можем получать информацию о значении влажности? (из новостей). Правильно, поэтому влажность воздуха – важная метеорологическая характеристика. (Слайд про точку росы)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Вновь у нас физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай голова!
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка!
Это мы рассчитали относительную влажность теоретически, но её можно определить и практическим путём. Для этого есть специальные приборы:
(Слайд 7). 1. Конденсационный гигрометр;
(Слайд 8). 2. Волосной гигрометр;
(Слайд 9). 3. Психрометр.
(их названия записали в тетрадь).
О первых двух вы подробно прочитаете дома, а психрометр мы разберём подробно. Его название произошло от греческого слова «психрос», что означает холодный. Он состоит из двух термометров: сухого и влажного. Сухой показывает температуру окружающего воздуха, а второй обмотан влажной тканью, опущенной в резервуар с водой. Кто мне поможет узнать температуру, которую они показывают? (выходит ученик). Почему влажный показывает температуру ниже? (Потому что вода с влажной ткани испаряется, а при испарении температура понижается.) Испарение воды зависит от влажности? ( Да, т. к. чем выше влажность, тем медленнее происходит испарение, тем меньше охлаждается вода…)
Вместе с учеником находим разность показаний термометров. Затем рассматриваем психрометрическую таблицу.
А теперь с помощью простого лабораторного оборудования вы определите относительную влажность в классе на своих местах. У вас на партах имеются два термометра ткань и вода. Соберите из данного оборудования прибор для измерения влажности и определите её, а затем мы сравним ваши результаты с показаниями моего психрометра.
Издавна человек пытался узнать, какая погода будет завтра, поэтому появилось много народных примет для предсказания погоды:
Соль мокнет- к дождю. ( почему?)
Дрова в печи трещат и мечут искры- к ненастью. (почему?)
А вы какие знаете приметы?
А где ещё в жизни нам нужны знания о влажности и влияет ли влажность на самочувствие человека? (дети приводят свои примеры).
Давайте обобщим, внимание на экран: (Слайд 10).
Так же медики утверждают, что хорошее самочувствие человека зависит от влажности. Оптимальное её значение лежит в пределах от 40-60%.
Таким образом на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с новой физической величиной- влажностью воздуха. Давайте ещё раз ответим на поставленные в начале урока вопросы.
Молодцы! Я уверена, что знания, полученные на сегодняшнем уроке вам обязательно пригодятся в жизни.
Запишите задание на дом: §. №
СПАСИБО ЗА УРОК!
ТЕСТ.
Вариант 1.
Испарение происходит …
А. при температуре кипения;
Б. при любой температуре;
В. при определённой температуре для каждой жидкости.
Внутренняя энергия при испарении жидкости…
А. не изменяется;
Б. увеличивается;
В. уменьшается.
3. Конденсация пара сопровождается … энергии.
А. поглощением;
Б. выделением.
4. Какая из жидкостей испарится быстрее?
А. вода;
Б. растительное масло;
В. спирт.
При нагревании воды в закрытом сосуде изменяется…
А. масса воды;
Б. внутренняя энергия;
В. размер молекул.
Как изменяется скорость испарения жидкости при повышении температуры?
А. не изменяется;
Б. увеличивается;
В. уменьшается.
Количество теплоты, выделившейся при конденсации пара, находится по формуле:
А. Q=
Б. Q=
В. Q=
Если усилить ветер над поверхностью жидкости, то скорость её испарения …
А. не изменится;
Б. уменьшится;
В. увеличится.
ТЕСТ.
Вариант 2.
Если нет притока энергии к жидкости от других тел, то при её испарении температура…
А. не изменяется;
Б. увеличивается;
В. уменьшается.
Конденсация - это процесс, обратный …
А. плавлению;
Б. испарению;
В. нагреванию.
Как изменяется температура жидкости от начала кипения до её полного выкипания?
А. повышается;
Б. остаётся неизменной;
В. у одних жидкостей повышается, у других понижается.
Какая физическая величина не изменяется при испарении воды в открытом сосуде?
А. температура воды;
Б. масса воды;
В. размер молекул.
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется:
А. насыщенным;
Б. ненасыщенным.
С увеличением площади поверхности жидкости, скорость её испарения:
А. увеличивается;
Б. не изменяется;
В. уменьшается.
Какая часть внутренней энергии, главным образом изменяется при нагревании воды?
А. кинетическая энергия молекул;
Б. потенциальная энергия взаимодействий молекул.
8. Удельная теплота парообразования измеряется в…
А. Дж;
Б. Дж/кг С; В. Дж/кг.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вновь у нас физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова!
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка!
КАРТОЧКА.
Каждую секунду с поверхности Земли испаряется в среднем 16 млн.
тонн воды.
А). Вычислите, сколько энергии требуется для превращения в пар такого количества воды? (L воды при 20 С принять 2,3 10 Дж/кг).
Б). Укажите источник этой энергии.
Дополнительные вопросы: 1. Что называется кипением?
2. Какие силы действуют на пузырьки воздуха, которые образуются в жидкости во время кипения?
Дополнительные вопросы к домашнему эксперименту:
Что такое конденсация?
Почему в чайнике шумит вода при закипании?
Дополнительные вопросы к домашней задаче:
Что такое испарение?
Оставаясь продолжительное время в мокрой одежде и обуви, можно простудиться. Почему?
ЗАДАЧА.
Плотность водяного пара при 25 С равна 23 г/м. Определить
Плавление и отвердевание
Q = λm
λ – удельная теплота
плавления
m – масса
λ имеряется в Дж/кг