Урок-презентация по физике в 11-м классе по теме: "Шкала электромагнитных волн"
Цели урока
дидактические: обобщение и расширение знаний учащихся о различных видах электромагнитных излучений;
развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, расширение их кругозора, развитие навыков самостоятельной работы с научно-технической, справочной литературой; развитие коммуникативных навыков; развитие навыков использования информационных технологий на уроках физики.
воспитательные: воспитание самостоятельности и ответственности, воспитание навыков работы в команде.
На уроке используются современные образовательные технологии, а именно, технология сотрудничества и проблемного обучения, технология блочной подачи информации, информационно-коммуникационные технологии.
Данный урок решает задачи:
углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей студентов в процессе практического применения Интернета;
расширения кругозора;
воспитание коммуникативных способностей в процессе выполнения совместной деятельности;
формирование "физического мышления": умение выдвигать гипотезы, строить модели для их объяснения.
формы обучения (беседа, групповая, индивидуальная работа) и средства обучения (программа Microsoft Office Power Point, Интернет, мультимедийный курс - электронное учебное пособие).
Форма проведения урока: деловая игра.
Межпредметные связи урока:биология, информатика.
Подготовка к уроку
За две недели до урока класс делится на 3 группы. В каждой группе определяется руководитель, который распределяет задания между членами группы, координирует их деятельность по подготовке к уроку. Группам дается задание подготовить доклады об одном из видов электромагнитных волн по плану, предложенному учителем ,подготовить слайд для презентации своей фирмы с помощью программы Power Point.
модель урока
Проводится презентация отдельных видов электромагнитных волн , в которой участвуют “фирмы”. Каждая “фирма” представляет свой вид излучения, сопровождая своё выступление презентацией. В состав экспертной группы включаются учащиеся данного класса и учителя физики ,химии,биологии.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
сообщение целей урока и плана проведения урока;
мотивация учебной деятельности;
представление участников презентации;
представление экспертной группы.
В обыденной речи слово "свет" мы используем в самых разных значениях: свет мой, солнышко, скажи..., ученье - свет, а неученье - тьма... В физике термин "свет" имеет гораздо более определенное значение. Так что же такое свет?
СВЕТ – самое темное место в физике,как говорят сами ученые- физики.
Мотивация.
Пусть три столетья минуло с тех пор,
Еще не разрешился этот спор,
Один сказал, что свет – это волна,
Подобна механической она.
Другой сказал, что свет – поток частиц,
В любой среде не знает границ,
Свет твоего окна – он квант или волна?
Актуализация знаний по изученной теме:
К какому виду излучения (тепловому или люминесцентному) относится свечение:
а) раскаленной отливки металла;
б) лампы дневного света;
в) звезд;
г) некоторых глубоководных рыб?
Чем вызвана и к какому виду относится люминесценция в следующих случаях:
а) свечение экрана телевизора;
б) свечение газа в рекламных трубках;
в) свечение стрелки компаса;
г) свечение планктона в море?
Девизом сегодняшнего урока я выбрала слова И.В.Курчатова: “Хороша физика, но жизнь коротка!”, который как нельзя полно показывает цель урока, не только хорошо разбираться в физических вопросах, но и знать, как это влияет на здоровье человека.
Сегодня мы с вами проведем урок в виде путешествия по шкале ЭМВ. Вселенная – океан ЭМ излучений. Мы живем в этом океане, не замечая пронизывающих окружающее пространство волн. Греясь у камина или зажигая свечу, человек заставляет работать источник этих волн, не задумываясь об их свойствах. Но знание – сила: открыв природу ЭМ излучений, человечество в течение XX столетия освоило и поставило себе на службу самые различные его виды.
Вы тоже сделали для себя много открытий при подготовке к этому уроку, многому научились.
“В будущем неграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не умеет обучаться”
Элвин Тофлер
При подготовке к этому путешествию я предложила работать по следующему плану:
Кем и когда было открыто и изучено это излучение?
Что является источниками этого излучения?
Какими свойствами обладает это излучение.
Применение.
Влияние на здоровье человека.
Это примерный план, если ему следовать, то времени урока нам не хватит. Поэтому, каждая группа представит свой вариант защиты своего материала (мини-проекта).
2. Разминка
Для проверки компетентности фирм, участвующих в презентации, группам предлагается специальное задание-“Ключ”, содержащее вопросы по теме урока. Правильно ответив на вопросы, учащиеся узнают, что им необходимо иметь для победы в презентации.
Карточки с заданием учитель раздёт группам.
Задание “Ключ”- что поведет нас вперед?
1) Способ передачи энергии с помощью электромагнитных волн(из ответа возьмите вторую букву и запишите ее в первую клетку ключа).
2) Цвет, стоящий в спектре рядом с жёлтым цветом (из ответа возьмите пятую букву и запишите её во вторую клетку ключа).
3) Как называется учение о свете? (из ответа возьмите шестую букву и запишите её в третью клетку ключа).
4) Учёный, открывший явление дисперсии света (из ответа возьмите первую букву и запишите её в четвёртую клетку ключа).
5) Явление, огибания волнами препятствий (из ответа возьмите вторую букву и девятую буквы и запишите их в пятую и шестую клетки ключ).
Рисунок 1
Учащиеся выполняют задание и сдают карточки с ответом экспертной группе.
Ответы: 1) излучение, 2) зеленый, 3) оптика, 4) Ньютон, 5) дифракция.
Шкала Электромагнитных излучений
Общие свойства | РазличияРазличия |
•Все ЭМВ одной физической природы •Возникают при ускоренном движении электрических зарядов •Всем ЭМВ присущи свойства: интерференция, дифракция, поляризация, отражение, преломление, поглощение. •Распространяются в вакууме со скоростью 300 000 км/с | С увеличением частоты происходит: •Уменьшение длины волны •Увеличение энергии излучения •Более слабое поглощение веществом •Увеличение проникающей способности •Более сильное проявление квантовых свойств •Усиление вредного влияния на живые организмы |
3. Выступление участников групп
Слово предоставляется участникам групп: Учащийся - представляет свою фирму с использованием слайда, который демонстрируется с помощью мультимедийного компьютера ( Приложение1). Остальные учащиеся данной группы- менеджеры фирмы выступают с небольшими сообщениями о своем виде электромагнитного излучения в соответствии с планом.
Группы выступают в следующей последовательности:
Выступление фирмы, представляющей ИК
Выступление фирмы, представляющей УФ
Выступление фирмы, представляющей рентгеновское излучение “РЕНТГЕН & К°”.
4. Выступление экспертной группы.Свет твоего окна-он квант или волна?
5.Первичное закрепление
6. Подведение итогов урока.Рефлексия
В заключительном слове учитель кратко подводит итоги урока и объявляет оценки учащимся.
Оформление урока
ШКАЛА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН
Плакат
На плакате представлены устройства, в которых используются различные виды излучений: ксерокс, телескоп, эндоскоп, рентгеновская трубка, пульт дистанционного управления, люминесцентная лампа.
3. Портреты ученых: У. Гершеля, И. Риттера, В. Рентгена, И. Ньютона.
4. План выступления докладчиков
вид излучения и его основные характеристики;
история открытия;
источники излучения;
основные свойства излучения;
использование данного вида излучения на практике (с демонстрацией с помощью мультимедийного компьютера некоторых устройств и принципа их действия, в которых используется данный вид излучения)
5. План рецензии
доступность содержания доклада;
полнота освещения вопроса;
уровень подготовленности докладчика;
реклама;
общее впечатление о результатах работы “фирмы”
оценка по пятибалльной системе.
6. Таблица для определения суммарного параметрического индекса товара
Вид | Доступность содержания доклада | Полнота изложения вопроса | Уровень подготовленности докладчиков | Суммарный параметрический индекс (оценка) |
Инфракрасное излучение | | | | |
Ультрафиоле- товое излучение | | | | |
Рентгеновские лучи | | | | |
Защита от электромагнитного излучения:( Несколько шагов к здоровью)
электромагнитное излучение имеет меньшее воздействие с увеличением расстояния от источника до объекта.
по возможности используйте жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше у ЭЛТ мониторов (монитор с электроннолучевой трубкой).
так как электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, чем от поверхности экрана постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами.
Не посвящай свою жизнь компьютеру ,регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание помещения, занятия спортом, соблюдение элементарных правил работы, работа с хорошей техникой, которая удовлетворяет всем стандартам безопасности и санитарным нормам
Соблюдайте технику безопасности при пользовании приборами, излучающими ИК – лучи;
Соблюдайте осторожность при приёме ультрафиолетовых ванн;
Выдерживайте сроки прохождения флюорографии
Защищайте свои глаза от ультрафиолетового света
Если имеете белый цвет тела от природы, то вам опасно загорать, необходимо его защищать в жаркое время года лёгкой одеждой.
рефлексия
«Если все поймёшь ответы,
А вопросы не простые,
Все препятствия на свете
Ты пройдёшь, поверь, любые.
Значит, мозг твой не чугунный,
Значит, гибкий он и смелый.
Значит, ты, выходит, умный,
Одарённый и умелый».
Шкала электромагнитных волн
Название диапазона | Кем и когда открыты | Источник | Частота излучения | Длина волны, | Способы обнаружения | Характерные свойства | Применение |
ИК | | | | | | | |
УФ | | | | | | | |
Рентгеновское излучение | | | | | | | |
Первичное закрепление
∙ Разбор заданий. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972:
∙ 1684. Металлическая пластинка под действием рентгеновских лучей зарядилась. Каков знак заряда? Почему? (Положительный, т. к. из пластинки под действием рентгеновских лучей вырываются электроны)
∙ 1685. Для чего врачи-рентгенологи пользуются при работе перчатками, фартуками и очками, в которые введены соли свинца? (Свинец и соли свинца поглощают рентгеновские лучи)
∙ 1688. При рентгенодиагностике желудочно-кишечного тракта больному дают «бариеву кашу». Для чего это делается? (Сернокислая соль бария поглощает рентгеновское излучение и делает видимыми мягкие ткани тела человека (желудок, кишечник)
Почему в горах рекомендуется использовать солнечные очки?
Какое свойство инфракрасных лучей используется на практике?
Почему баллоны некоторых ламп, используемых в медицине, делают из кварцевого стекла?
Почему не удалось получить дифракционную картину рентгеновского излучения с помощью лучших дифракционных решёток?
Энергия какого излучения больше, ультрафиолетового или инфракрасного? От чего это зависит? Как связаны характеристики между собой: энергия, длина волны и частота? Сделать вывод.
Выполнить тест:(для тех,кто сдает ЕНТ)
1. Инфракрасное излучение имеет длину волны:
А. Меньше 4*10-7 м.
Б. Больше 7,6*10-7 м
В. Меньше 10 –8 м
2. Ультрафиолетовое излучение:
А. Возникает при резком торможении быстрых электронов.
Б. Интенсивно испускается нагретыми до высокой температуры телами.
В. Испускается любым нагретым телом.
3. Каков диапазон длин волн видимого излучения?
А. 4*10-7- 7,5*10-7 м.
Б. 4*10-7- 7,5*10-7 см.
В. 4*10-7- 7,5*10-7 мм.
4. Наибольшую проникающую способность имеет:
А. Видимое излучение
Б. Ультрафиолетовое излучение
В. Рентгеновское излучение
5. Изображение предмета в темноте получают при помощи:
А. Ультрафиолетового излучения.
Б. Рентгеновского излучения.
В. Инфракрасного излучения.
6. Кем впервые было открыто таинственное Х-излучение?
А. Рентгеном
Б. Вилларом
В. Гершелем
7. С какой скоростью распространяется инфракрасное излучение?
А. Больше чем 3*108 м/с
Б. Меньше чем 3*10 8 м/с
В. 3*108 м/с
8. Рентгеновское излучение:
А. Возникает при резком торможении быстрых электронов
Б. Испускается твердыми телами, нагретыми до большой температуры
В. Испускается любым нагретым телом
9. Какие излучения используются в медицине?
Инфракрасное излучение
Ультрафиолетовое излучение
Видимое излучение
Рентгеновское излучение
А. 1,2,4
Б. 1,3
В. Все излучения
10. Обычное стекло практически не пропускает:
А. Видимое излучение.
Б. Ультрафиолетовое излучение.
В.Инфракрасное излучение
После проведения теста был осуществлен самоконтроль учащимися.
Правильные ответы: самопроверка
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | Б | Б | А | В | В | А | В | А | В | Б |
Мы предложили следующую шкалу отметок:
Закрепление ( для всех учащихся)
I. Интерактивные задания
Для какого вида излучения свойственно явление дисперсии?
а) инфракрасное; б) видимое; в) рентгеновское.
Какой вид излучения по-другому называют «тепловым»?
а) инфракрасное; б) γ-излучение; в) видимое.
Самая большая проникающая способность характерна для:
а) рентгеновского излучения; б) ультрафиолетового излучения; в) γ-излучения.
Высокотемпературная плазма является источником:
а) γ-излучения; б) ультрафиолетового излучения; в) инфракрасного излучения.
Что общего между радиоволнами, УФ-излучением, ИК-излучением, рентгеновским излучением и γ-излучением?
а) применяются и в медицине, и в промышленности; б) общий источник излучения - Солнце; в) невидимы.
Решение задач
А) Электрон под действием электрического поля перед анодом приобрёл скорость 1,32* 10м/с. Какое напряжение было приложено к рентгеновской трубке? (Ответ: 500В)
В) При каком напряжении между катодом и анодом - 50 или 100 кВ - будут излучаться рентгеновские лучи с более короткой длиной волны?
Еще Дж.К.Максвелл сказал, что “Наука захватывает нас только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей их открытий”, я желаю вам еще много таких открытий в вашей жизни!
Домашнее задание- заполнить таблицу (весь класс)+ 56 задач из сб ЕНТ по теме урока