kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ФГОС (физика) Второй закон Ньютона

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока разработан с использованием  приёмов  развития  учебных универсальных действий средствами предмета на разных этапах урока в контексте требований ФГОС.  Системно-деятельный подход лежит в основе данного проекта. Логика развития универсальных учебных действий, помогает  ученику «объять необъятное», строится по формуле: от действия – к мысли.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

В программе развития учебных универсальных   действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ФГОС (физика) Второй закон Ньютона »

Пояснительная записка.

Проект урока разработан с использованием приёмов развития учебных универсальных действий средствами предмета на разных этапах урока в контексте требований ФГОС. Системно-деятельный подход лежит в основе данного проекта. Логика развития универсальных учебных действий, помогает ученику «объять необъятное», строится по формуле: от действия – к мысли.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

В программе развития учебных универсальных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.

Личностные- Л

Регулятивные- Р

Познавательные -П

Коммуникативные – К.

  1. Предмет: физика , 9 класс.

  2. Тема: «Второй закон Ньютона». Системно – Деятельностный подход.

  3. Образовательные результаты:

Предметные:

развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
•понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
•формирование у учащихся представлений о физической картине мира

Создание условий для умения управлять своей познавательной деятельностью, анализировать и отбирать информацию; выделять, объяснять сущность второго закона Ньютона, на основе проведенных опытов:

Развитие умения использовать знание второго закона Ньютона на практике, выполнять практические расчеты по вычислению ускорения, силы, массы.

Метапредметные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание, находить в нем ответы на поставленные вопросы ;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Регулятивные:

Способствовать развитию умения составление плана и последовательности действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик; взаимодействовать в коллективе, ориентироваться в окружающем мире.

Создавать условия для развития способов рефлексии и условий действия, оценки своей деятельности на уроке. Познавательные:

Развитие умений объяснять окружающие явления, навыков коллективной творческой работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, ассоциативного и пространственного мышления, содействие развитию речи, овладению методами научного исследования: анализа и синтеза. Развивать умения для выделения и формулирования познавательной цели с помощью учителя, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

умение структурировать знания, ориентироваться в учебнике и самостоятельно отбирать нужную информацию

Коммуникативные:

Способствовать учебному сотрудничеству учащихся с учителем и сверстниками - определение цели; учитывать позиции других людей, слушать и выступать в диалоге.

Личностные : Формировать

познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


4. Методы обучения:

- фронтальная работа учителя с классом

- выполнение виртуальной лабораторной работы

- организация работы школьника в малой группе

- беседа с классом

- организация индивидуальной работы школьника

Средства обучения:

: компьютеры, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, диск «Библиотека наглядных пособий», две тележки, грузики, весы, интерактивные ресурсы портала www.shkola.edu.ru.


5. УМК Перышкин А.В., Гутник Е.М:. 9 класс.



























Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Развиваемые УУД

предметные

универсальные

1.Организация

мотивации, постановки учебной задачи, цели









Учитель приветствует учащихся.

Ребята, начнем наш урок сегодня несколько необычно, принимая к сведению слова великих ученых:

Слайд № 2.

«Сначала я делал открытия всем
давно известные, потом
не так известные, а потом новые»
К.Э.Циолковский

«Истина – это то, что

выдерживает проверку опытом»

А.Эйнштейн

«Сделал, что мог,

пусть другие сделают лучше.» И.Ньютон

Вы согласны с учеными?

А кто эти другие, о которых говорит Ньютон?

Наверное, это Вы?

Сегодня на уроке мы с Вами попробуем сформулировать то, что сделал Ньютон

Как мы это будем делать?

Для чего нужно знать законы физики?

Слайд № 3.

Инертность – это свойство тел сохранять состояние покоя или прямолинейного равномерного движения.

Что является мерой инертности тела?

В каких единицах измеряется масса?

В каких единицах измеряется масса в системе СИ?

Слайд № 4

Какие два способа измерения массы?

Демонстрация опыта с тележками.

Проводится взвешивание тела.

Демонстрация результата действия силы (диск «Библиотека наглядных пособий. Раздел: Механика)


Слайд № 5

Что есть сила?

Сила есть причина изменения движения телам или его формы

Сила – результат действия одного тела на другое, действие измеряемое состоянием другого тела

Сила есть физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое, в результате которого изменяется скорость тела или происходит деформация.

Сила – всякое действие на тело, изменяющее скорость движения тела.

Какое из определений Вам кажется точнее? Каким мы будем пользоваться?


В каких единицах измеряется сила?

Учащиеся настраиваются на работу.




Учащиеся читают высказывания.










Ученики высказывают свою точку зрения.





Физика – наука опытная, значит, с помощью опытов.

Чтобы применять на практике.

Ученики читают .



Масса.

В килограммах, граммах, тоннах, центнерах.

В килограммах


Взаимодействие и взвешивание.









Ученики читают.








Сила есть физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое, в результате которого изменяется скорость тела или происходит деформация.

В Ньютонах.







Умение высказать и защитить свою точку зрения

Умение управлять своей познавательной деятельностью.








Умение управлять своей познавательной деятельностью







Умение управлять своей познавательной деятельностью













Умение управлять своей познавательной деятельностью. Анализ и отбор информации. Умение выделить главное

Л:

Умение самоорганизовываться.

Осознание значимости к получению новых знаний.

К:

Умение слушать и выступать в диалоге.

Л:

Умение самоорганизовываться.

Осознание значимости к получению новых знаний.

2.Планирование предстоящей деятельности


Как можно определить взаимосвязь между силой, массой, ускорением?









Дети отвечают

Учащиеся говорят, что

Экспериментально, т.е. с помощью опытов. На основе полученных из опытов результатов выявить взаимосвязь. Вероятно, есть формула, связывающая эти три величины, но какова, этого не знают. Поэтому возможно лишь предположение.

Предполагают:

значит, главная цель этого урока – выяснить зависимость между величинами F, m и a.



Диктуют учителю:

1.Экспериментально вывести формулу II закона Ньютона.

2.Выяснить зависимость между этими величинами.

3.Применять формулу II закона Ньютона к решению задач.

Те, кто формулировал цель урока, выставляют себе баллы в « Лист самооценки»


Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Анализ и отбор информации.











Умение управлять своей познавательной деятельностью

Р:

Умение самостоятельно анализировать, отбирать нужную информацию.

Л:

Умение оценивать свои знания и самостоятельно работать.

П:

Самоконтроль и оценка результата своей деятельности.






Р: Составление плана и последовательность действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик.

П:

Умение структурировать знания

Поиск и выделение необходимой информации.

К:. Учёт позиции других людей.



Реализация намеченного плана

Лабораторная работа проводится на компьютерах, используя интерактивные ресурсы портала www.shkola.edu.ru

Работа разделена на две части.

I часть. Проанализировать, как связаны между собой m тела и а

Проводя работу, ученики отвечают на следующие вопросы:

Проводятся опыты с разной массой

Как расположены графики?


Как связан угол наклона графика с осью t и ускорением?

Какова зависимость m и ускорения? (слайд № 8)

II часть Проанализировать как связаны между собой а и F, действующая на тело.

Проводя работу, ученики отвечают на следующие вопросы:

Проводятся опыты с разной силой?

Как расположены графики?


Как связан угол наклона графика с осью t и ускорением?

Какова зависимость F и a?

(слайд № 9)

На основе проведенных опытов какой можно сделать вывод о зависимости F и а, m и а.





А если на тело будут действовать несколько сил?

Слайд № 10

Формулировка закона Ньютона автором:

Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует. И.Ньютон

Современная формулировка :

В инерциальной системе отсчета ускорение, которое получает материальная точка, прямо пропорционально приложенной к ней силе и обратно пропорционально её массе

Слайд № 11.

F


На доске:



a

m





Записать формулу IIзакона Ньютона, выражающую зависимость ускорения от силы.


Записать формулу, выражающую зависимость силы от ускорения


Записать формулу, выражающую зависимость массы от ускорения

Давайте уточним смысл единицы силы один Ньютон



Учащиеся проводят лабораторную работу.







Да

Графики расположены под разными углами.

Чем больше угол наклона, тем больше ускорение.

Обратнопропорциональная






Да

Графики расположены под разными углами.

Чем больше угол наклона, тем больше ускорение.

Прямопропорциональная


зависимость F и a пря-мопропорциональная, зависимость m и а обратнопропорциональная




Тогда мы должны найти равнодействующую.



Ученики записывают в тетради.





















А = F

M


F=ma



m=F

a

Один ньютон – это сила, под действием которой тело массой 1 кг. движется с ускорением 1 м/с2. 1Н = 1 кг ∙ 1 м/с2 = 1 кг ∙ м/с2

Умение работать с компьютером и интернетом, выполнять практические работы







Умение делать выводы на основе опытов





Умение делать выводы на основе опытов












Умение управлять своей познавательной деятельностью

Умение работать с разными источниками информации.
















Умение управлять своей познавательной деятельностью

Р: Составление плана и последовательность действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик.

П:

Умение структурировать знания

Поиск и выделение необходимой информации.

К:. Учёт позиции других людей, работать в малых группах.

Л: Умение оценивать свои знания и самостоятельно работать


П:

Самоконтроль и оценка результата своей деятельности.



















Физкультминутка

Учитель предлагает немного отдохнуть и выполнить упражнения. Затылком «записать» формулу второго закона Ньютона и его производных так, чтоб сидящий сзади мог точно определить формулу.

Учащиеся изображают и демонстрируют движения.


Л:

снять утомление и повысить умственную работоспособность учащихся.


Контроль за процессом и результатом

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.

Задача № 1.

(текст задачи записывается на доске, в нижнем правом углу страницы записывается ответ, который закрыт прямоугольником, либо картинкой)

Во время первенства школы по легкой атлетике, по метанию гранаты лучший результат показал ученик 8 Б класса Петраков Руслан. Определить ускорение, с которым летела граната, если её масса 1,2 кг, а сила, с которой Руслан метнул гранату – 5,76 Н.

Задача № 2

После удара футболиста неподвижный мяч массой 610г. получает ускорение 6м/с2. Определите среднюю силу удара. (Сопротивлением воздуха пренебречь)

Задача № 3.

Ядро с Мюнхгаузеном движется с ускорением 5м/с2, сила действия 300Н. Какова масса ядра, если проходя исследования перед полетом весы, на которых проходил взвешивание Мюнхгаузен показали 57кг.






Выполняют задания.

Умение применять полученные знания к решению задач,

выполнять нахождение различных характеристик.


Р:

Умение взаимодействовать в коллективе, ориентироваться в окружающем мире .

П:

Анализ объектов с целью выделения нужных признаков.

К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.



Оценивание продвижение к цели, рефлексивный анализ деятельности.

Что узнали нового на уроке? (Слайд № 12)



Какова формула, выражающая второй закон Ньютона?

Каким путем мы пришли к этому выводу?

Какова зависимость m и а?

Какова зависимость F и а?

Если на тело действует несколько сил, то какую мы выберем?


Слайд № 13

Ученикам раздаются приготовленные «домики» с «облачками», «звездочками», «солнышками», на которых отмечают с помощью липкой ленты: «интересно», «понял». «освоил». «Отлично» - красный цвет, «неплохо» - зеленый, «плохо» - синий.


Формулировку и математическую запись второго закона Ньютона.

А = F

M

Экспериментальным.

Обратно пропорциональная

Прямо пропорциональная

Равнодействующую



Работа учеников


Анализ процесса и результата осуществляемой деятельности.



Р:

Рефлексия способов и условий действия. Оценка своей деятельности на уроке.

Л:

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов; их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения


Домашнее задание.

Слайд 28. Дифференцированное домашнее задание:

1 уровень. Параграф

2 уровень - прочитать § Составить и решить три задачи на применение второго закона Ньютона (нахождение силы, массы, ускорения), связанные с повседневной жизнью. (Слайд № 14)

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание в дневник.

Понимать задание учителя, делая выбор в выполнении домашнего задания.

П:

Умение ориентироваться в учебнике и самостоятельно отбирать нужную информацию.

Л:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.








Задание 2. Проведите самооценку разработанного проекта урока

Самооценка проекта урока


Критерии самооценки проекта урока

Максимальный балл

Оценка в баллах (1-5)

Комментарий

Чёткое формулирование планируемых образовательных результатов, направленность урока на их достижение

5




Обеспечение учащимся возможности освоения содержания урока через решение жизненных задач

5



Направленность урока на развитие универсальных учебных действий

5



Умение организовать учебную деятельность учащихся на основе учебного сотрудничества

5




5 баллов– очень высокая степень реализации критерия;

4 балла - высокая степень реализации критерия;

3 балла – средняя степень реализации критерия;

2 балла – слабая степень реализации критерия;

1 балл – нет подтверждений реализации указанного критерия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по ФГОС (физика) Второй закон Ньютона

Автор: Лукина Галина Николаевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства