Урок "Семейство Розоцветные" рекомендуется для 6 класса. Цель данного урока: Сформировать знания об основных признаках растений семейства розоцветные, особенностях их строения и многообразия.
О?ыту мен т?рбиелеуді? міндеттері / Учебно-воспитательные задачи:
Образовательные:
Сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности растений семейства Розоцветные
Развивающие:
Развивать общеучебные умения: понимать и запоминать прочитанное, уметь делать краткие записи по характеристике семейства
Развивать логическое мышление: умение проводить анализ, сравнение, обобщение знаний по растениям семейства;
Развивать коммуникационные умения: излагать понятно свои мысли, уметь слышать и слушать других, задавать правильно вопросы и уметь ответить на них
Воспитательная:
Воспитывать культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий; воспитывать критическую и объективную самооценку знаний
??рал – жабды?тар, к?рнекті ??ралдар / Оборудование, наглядные пособия: живые растения, гербарные экземпляры, компьютер, мультимедийная презентация, материалы необходимые для ЛР № 23.
Саба? Т?рі / Тип урока: комбинированный урок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии""Семейство Розоцветные»
Сынып / Класс 6 Күні / Дата ____________
Сабақтың нөмiрi/ номер урока: 43
Тақырып / Тема: Семейство Розоцветные.
Мақсат / Цель: Сформировать знания об основных признаках растений семейства розоцветные, особенностях их строения и многообразия.
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно-воспитательные задачи:
Образовательные:
Сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности растений семейства Розоцветные
Развивающие:
Развивать общеучебные умения: понимать и запоминать прочитанное, уметь делать краткие записи по характеристике семейства
Развивать логическое мышление: умение проводить анализ, сравнение, обобщение знаний по растениям семейства;
Развивать коммуникационные умения: излагать понятно свои мысли, уметь слышать и слушать других, задавать правильно вопросы и уметь ответить на них
Воспитательная:
Воспитывать культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий; воспитывать критическую и объективную самооценку знаний
Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия: живые растения, гербарные экземпляры, компьютер, мультимедийная презентация, материалы необходимые для ЛР № 23.
Сабақ Түрі / Тип урока: комбинированный урок
Әдіс – тәсілдері / Методы: Словесные: диалог; рассказ с элементами беседы, работа с учебником, Наглядно - иллюстративные: демонстрация натуральных объектов, демонстрация на презентации, Исследовательско- поисковые: уменья делать выводы, выполнение лр.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать: общую характеристику растений семейства Розоцветные, особенности строения растений изучаемых семейств.
Учащиеся должны уметь: распознавать растения данных семейств, давать морфо-биологическую характеристику внешнему строению растений, записывать формулу цветков растений изучаемых семейств, давать характеристику плодам данных растений.
Методические приемы:
Логические: анализ, сравнение, обобщение
Организационные: индивидуальная работа учащихся (выполнение лр № 23) , фронтальная беседа с классом, самостоятельная работа учащихся
Технические: работа с интерактивной доской (по презентации)
Литература:
Биология: справочник школьника (составитель Власова З.А.) – М., изд. “Слово”, 1995 г.
Большой энциклопедический словарь.
Биология ,6 кл. Р.Алимкулова, А.Аметов, Ж.Кожантаева, К. Кайым, К.Жумагулова.2015г.
Сабақ барысы / Ход урока:
I. Организационный момент
Приветсвие на государственном языке. Психологический настрой, сообщение темы, цели, примерного хода урока.
II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос, работа по карточкам).
Фронтальный опрос:
1.Почему отдел получил название – Покрытосеменные?
2.На какие два класса делится отдел Покрытосеменные растения?
3.Какие признаки характерны для класса – Однодольные растения?
4.Какие признаки характерны для класса – Двудольные растения?
5.Что такое формула цветка?
6.Что такое диаграмма цветка?
7. Формула цветка семейства Крестоцветные?
8. Плод семейства Крестоцветные?
9. Соцветие семейства Крестоцветные?
10. Назовите представителей семейства Крестоцветные?
Работа по карточкам.
Выписать цифры, под которыми находятся правильные утверждения для растений семейства Крестоцветных и представители этого семейства.
1.Венчик цветка раздельнолепестный, состоящий из 4 лепестков.
2. Венчик цветка сростнонолепестный, состоящий из 4 лепестков.
3.Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок.
4. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
5.Чашечка цветка сростнолистная, состоящая из 5 чашелистиков.
6.Плод – стручок или стручочек.
7.Цветки собраны в соцветие – корзинка.
8.Плод ягода или коробочка.
9.Капуста белокочанная.
10.Одуванчик лекарственный
11.Репа
12.Турнепс
13.Картофель.
14.Редька.
15.Капуста цветная.
16.Капуста краснокачанная.
17.Рапс.
18.Горчица.
19.Хрен.
20.Пастушья сумка.
21.Перец однолетний.
22.Василек полевой.
23.Сурепка.
24. Петунья.
III. Вводно-мотивационный этап
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним семейством, относящимся к классу Двудольных.
Необходимо сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чтобы выполнить это задание, вы должны отгадать - о каких растениях говорится в загадках?
Зачитываю загадки, ребята отгадывают, проверяем на слайдах.
Царицей цветов я зовусь, На вид я прекрасна, нежна. Но тронешь меня невзначай, Почувствуешь, как я сильна. (Роза)
Сижу на дереве, Кругла, как шар, Красна, как кровь, Сладка, как мед. (Вишня)
Растет в траве Аленка В красной рубашонке. Кто ни пройдет – Всяк поклон отдает (Земляника)
Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Правильно, к семейству розоцветные (Тема записывается на доске и в тетради.)
III. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.
- Посмотрите на это растение. - Кому оно знакомо? Назовите. Это-роза.
Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы? Почувствуйте ее аромат.
(Демонстрация живого растения, ее запаха)
Ее упругие стебли гордо держат цветы разных оттенков – от снежно-белых, розовых, желтых, до темно-красных. И каждый цветок, словно божественная мелодия!
Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.
«…Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей…»
Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви - из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.
Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.
Роза – растение культурное. В наших садах розы стали разводить при Петре 1.
А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всей группы – Розоцветные.
Семейство розоцветные включают четыре подсемейства:
Таволговые
Розовые – 1700 видов
Розоцветные: Яблоневые – 600 видов
Сливовые – 400 видов
3000 видов
из них 35 видов в РК
Сегодня говорить мы будем только о трех подсемействах. И так розовые – это шиповник, малина, земляника, костянка. Яблоневые – это яблоня, груша, рябина. Сливовые – это слива, вишня, черемуха, абрикос.
(Демонстрация слайдов)
IV. Обобщение и закрепление
Чтобы познакомиться со строением цветка и плода растений семейства Розоцветные, мы выполним лабораторную работу № 23 (стр. 145 учебник).
Лабораторная работа № 23.
Строение цветка и плода растений семейства розоцветных.
Цель: выявить особенности строения плодов и цветков растений семейства розоцветных.
Применяемое учебное оборудование и материалы: муляжи плодов семейства розоцветных, гербарий растений, засушенные плоды семейства розоцветных. Таблицы строения цветков розоцветных, рисунки, увеличительные приборы.
Задания для выполнения:
1. Рассмотрите предложенные материалы, опишите особенности строения представителей семейства розоцветных по следующему плану:
Названия растений
Типы листьев, их жилкование и листорасположение
Типы соцветия
Размеры растений, их цветков и семян
2. Нарисуйте цветок розоцветных, укажите особенности его строения.
3. Опишите строение цветков, указав их формулы.
4. Определите тип плода и сделайте рисунок.
Игра «ВЕРИШЬ-НЕ ВЕРИШЬ?»
Каждый вопрос начинается со слов: «А веришь ли ты?» и обучающийся соответственно отвечает верит он или нет. Вопросы:
1.А веришь ли ты, что у Розоцветных плод костянка?
2…………………, что цветки могут быть одиночные и собраны в соцветия?
3………………….,что в цветке много тычинок и много пестиков?
4…………………..,что в костянке много косточек?
5………………..,что плод у черемухи ягода?
6.…………………...,что ранетка относится к сем-ву Мальвовых?
V. Домашнее задание
Параграф 43, подготовить рассказ по вопросам к параграфу учебника.
Творческое задание: подборка стихов, песен, легенд о растениях семейства розоцветных.
VI. Итоги урока и рефлексия
Учитель подводит итог урока. Итак, изучив семейства Розоцветные, мы пришли к следующим выводам:
Растения семейств относятся к классу Двудольные. Для данных семейств характерны такие растительные формы как: деревья, кустарники, полукустарники и травы. Розоцветные в основном опыляются насекомыми.
Среди розоцветных – главные плодово-ягодные культуры: яблоня, груша, абрикос, персик, вишня, слива, малина. Очень разнообразны их плоды: орешки, многоорешки, яблоки, костянки.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Понравился ли вам урок? Как вы оцениваете свою работу на нем? Выставление оценок.