Урок-обобщение по теме «Электрические явления»
класс: 8
УМК А.В. Перышкина
Цели урока: повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки применения знаний на практике.
Задачи урока:
Образовательные: выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных и экспериментальных; подготовить учащихся к контрольной работе по данному разделу.
Развивающие: организация активной мыслительной деятельности учащихся; развивать устную речь учащихся, коммуникативные способности.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; учить сотрудничать и работать в парах; воспитывать личностные качества: активность, аккуратность в работе; формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Тип урока: Обобщение, повторение и систематизация материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Структура и ход урока (приложение 1):
1. Организационный момент.
2. Повторение теоретического материала.
3. Решение задач.
4. Применение теоретических знаний на практике.
5. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
1. Организационный момент урока
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы повторим и обобщим тему “Электрические явления”, подготовимся к контрольной работе
2. Повторение материала с использованием презентации
Вопросы:
Что такое электрический ток?
Назовите условия существования тока? (слайд 2)
Что такое сила тока?
Обозначение, единицы измерения, формула для расчёта силы тока?
Прибор для измерения силы тока и способ его подключения? (слайд 3)
Что такое напряжение?
Обозначение, единицы измерения, формула для расчёта напряжения?
Прибор для измерения напряжения и способ его подключения? (слайд 4)
Что такое сопротивление?
Обозначение, единицы измерения?
От чего зависит сопротивление проводника?
От каких величин не зависит?
Каким прибором можно регулировать силу тока? (слайд 5)
Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
Продолжим повторение. Воспользуемся методом незаконченного предложения.
Задание 1 (5-6 мин) закончить предложения и вставить пропущенные слова. По истечении времени правильные ответы будут спроектированы на экран.
Продолжить предложение…….
Вариант 1
1. Единица электрического сопротивления…………………….
2. Формула закона Ома для участка цепи………………………
3. Зависимость между силой тока и напряжением…………….
4. Георг Ом - ученый, живший в ……
5. Как найти общее сопротивление проводников, соединённых параллельно?............................
6. Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и………
7. Электрическое напряжение измеряют… который включается в цепь… ……..
8. Формула, определяющая напряжение электрического тока…………..
9. Силу тока измеряют……….. .
10. При параллельном соединении сила тока в неразветвленной части цепи равна……………….
11. Отрицательный ион-это атом……..
Вариант 2
1. Электрическое напряжение измеряется……………
2. Амперметр включается в цепь… ………………….
3. Положительный ион-это атом…………………….
4. Единица силы тока…………………………………
5. Формула сопротивления проводника……………..
6. Одноимённые заряды……………………………….
7. В ядре атома находятся…………………………….
8. Напряжение электрического тока измеряется………
9. Формула, определяющая силу тока……………………
10. Алесандро Вольта – ученый, живший …
11. Электрическим током называется ………………
Ответы выводятся на экран (слайд 7)
Оценки:
“5” – 11 правильных ответов,
“4” – 8-10 правильных ответов,
“3” – 6-7 правильных ответов,
“2” – 5 или меньше правильных ответов. (слайд 8)
Графические задачи (слайд 9) (резерв)
Вопросы:
Рассчитайте электрическое сопротивление проводников 1 и 2.
Сопротивление какого проводника больше 3 или 4?
3.Составь формулу (слайд 10)
В рамочке перечислены несколько физических обозначений, необходимо составить формулы. После выполнения задания ответы выводятся на экран. (проверка в парах)
4. Найди соответствие (слайд 11)
Соедини стрелками каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием.
оценка:
“5” –12 правильных ответов;
“4” – 11-9 правильных ответов;
“3” – 8-6 правильных ответа;
“2” – 5 или меньше правильных ответов.
.
Соединение проводников (слайд 12)
Повторение законов последовательного и параллельного соединения проводников.
5. Найди ошибку (слайд 13, 14,15,16)
1.
2.
3.
4.
6. Решите устно (слайд 17,18,19,20)
1.
2.
3.2 Ом
4. 15 Ом
7. Охрана жизни и здоровья “Электрический ток опасен для жизни”.
Сообщения учеников о молнии.
А) Молния – это величественное и грозное явление природы, невольно вызывающее у нас чувство страха. Долгое время человек не умел объяснять причин грозовых явлений. Люди считали грозу деянием богов, наказывающих человека за грехи. Природа молнии стала проясняться после исследований, проведенных в 18 столетии М. В. Ломоносовым, г. Рихманом и американским ученым Б. Франклином.
Объяснение М.В. Ломоносова было таким. В земной атмосфере воздух находится в постоянном движении. Благодаря теории о восходящих и нисходящих воздушных в потоков друг о друга частички воздуха электризуются и сталкиваясь с капельками воды в облаках, отдают им свой заряд.
Таким образом, в облаках с течением времени скапливаются весьма большие заряды. Они то и являются причиной молнии.
Б) Молния – гигантская электрическая искра, возникающая внутри грозовых облаков или межу облаками, или между облаком и землей. Ее длина может достигать нескольких километров, а сила тока – несколько сотен тысяч ампер.
Каждую секунду над земной поверхностью происходит в среднем 117 грозовых разрядов. Молнии очень опасны. Ежегодно в мире от ударов молнии погибают тысячи людей. Большинство случаев поражения приходится на сельскую местность. В городах молниеотводы, установленные на зданиях и сооружениях, защищают от ударов молний.
МОЛНИЯ ПОРАЖАЕТ
Места, обладающие хорошей электропроводностью (болота, влажную глинистую почву, водоемы и их берега) | Возвышающиеся и одиноко стоящие предметы (деревья, столбы, скалы, вершины холмов). |
В) Правила поведения во время грозы.
При приближении грозы, находясь в природе, необходимо занять безопасное от прямых ударов молнии место.
Расположится, следует:
– Вблизи больших камней или на расстоянии 8–10 м от деревьев.
– Между двумя деревьями, растущими в 15–25 м друг от друга.
– В пещере на расстоянии не менее 1 м от стен.
Нельзя находиться:
Под отдельно стоящим или возвышающимся над лесом деревом (нельзя также прислоняться к столбам деревьев).
Вблизи заземления молниеотвода.
На берегах водоемов (нельзя купаться в них)
На открытых равнинах.
В нишах скал.
В впадинах склонов гор.
В небольших ямах.
У входа или дальнего конца пещеры.
Вблизи костра (столб горячего воздуха – проводник электричества)
Д) Рекомендуемая поза – подтянуть колени к груди и обхватить их руками.
Запрещается: касаться головой, спиной и другими частями тела поверхности скал или грунта.
Полезно знать: чаще других поражаются дуб, тополь, сосна, ель; реже – береза и клен.
Г) Пословицы о молнии:
Гроза застала в поле – садись на землю.
В грозу зонтик не защита.
От грома и в воде не уйдешь.
Молния зимой – к буре.
Ж) Мы постоянно находимся в океане электрических зарядов, создаваемых станками и самим человеком. Эти разряды, конечно, не так мощны, как природные молнии, поэтому мы обычно не замечаем их, если не считать легких уколов, которые мы испытываем, коснувшись рукой металлического предмета или другого человека.
Но ведь такие разряды существуют и могут так же, как и большие молнии, вызвать пожары и взрывы приводить к значительным убыткам, повреждениям, увечьям, если мы не будем знать, отчего они возникают и как от них защищаться.
8. Задание “Реши задачи” (слайд 23,24), карточки
Вариант 1
Определите силу тока в проводнике, если через его сечение за время 2,5 мин прошел заряд 420 Кл
Напряжение на концах проводника 0,2 кВ, а сила тока в нем 10 А. Каково сопротивление проводника?
Чему равна площадь поперечного сечения манганиновой проволоки длиной 6 м, если при напряжении на ее концах 1,5 В сила тока в ней составляет 400 мА? Удельное сопротивление манганина 0,43 Ом мм2/м.
Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.
Нарисовать схему соединения резисторов R1 = 2 Ом, R2=4 Ом, R3=6 Ом, в которой общее сопротивление цепи равно 3 Ом.
Вариант 2
Какой заряд был перенесен по проводнику за время 22 мин при силе тока 800 мА?
Напряжение на концах проводника 0,15 кВ, сопротивление проводника равно 0,2 кОм. Определите силу тока в проводнике.
Чему равна длина железной проволоки с площадью поперечного сечения 0,6 мм2, если при напряжении на концах проволоки 12 В сила тока составляет в ней 2,5 А? Удельное сопротивление железа 0,1 Ом мм2/м.
Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.
Нарисовать схему соединения резисторов R1 = 2 Ом, R2=4 Ом, R3=6 Ом, в которой общее сопротивление цепи равно 3 Ом.
Рефлексия. Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя. Подведём итог урока, закончив его фразой:
Знание законов электричества даёт мне… (пусть каждый из вас продолжит фразу самостоятельно).
Домашнее задание
Прочитать параграф по учебнику.
2. Ответить на вопросы к параграфам.
3. Доделать задачи задания 8.