kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обобщения по разделу "Молекулярно-кинетическая теория"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок я провожу после изучения раздела «Молекулярно – кинетическая теория» в группах учащихся 1 курса. Этот урок обобщения и систематизации знаний учащихся. Урок показывает применение изучаемого материала в повседневной жизни. Форма урока – игра.

Тема урока: Молекулярно – кинетическая теория.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения: урок – игра.

Цели:

  1. Повторить основные понятия и явления, изученные в разделе «Молекулярно – кинетическая теория»;
  2. Отработать навыки применения теоретических знаний на практике;
  3. Учить учащихся работать в группах;
  4. Способствовать развитию мышления, воображения, коммуникативных качеств;
  5. Прививать интерес  к физике, как науке через показ применения изучаемых явлений в повседневной жизни.

Методы урока: беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: на доске вывеска «Физическое кафе», папки «Меню», Карточки – задания, высказывания: «Здоровый желудок не принимает дурную пищу, здоровый ум – дурные взгляды.» Хэзлит, «Избыток пищи мешает тонкости ума», «Так же, как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усваивать то, что она поглощает.» Леонардо да Винчи.

План урока.

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.

Сегодня у нас будет проходить необычный урок, мы с вами посетим «Физическое кафе». У него есть особенность: все блюда , которые мы будем заказывать  связаны с теми понятиями и явлениями которые мы изучали в разделе «Молекулярно – кинетическая теория». Девиз нашего кафе: «Здоровый желудок не принимает дурную пищу, здоровый ум – дурные взгляды.» У нас в кафе только здоровая пища.

     2. Проведение игры.

Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа располагается  за накрытым (сервированным) столом и выдирает себе блюда из предоставленного меню, по очереди, установленной  по жеребьёвке. Одинаковые блюда выдирать нельзя. На обсуждение ответов даётся 2-3 минуты. Если группа не отвечает на поставленный вопрос, на него могут ответить учащиеся других групп. Познакомьтесь, пожалуйста с меню.

  1.  

1. Холодные закуски (Приложение 1)

     А) Салат «Кроссворд»

     Б) Салат «Ребус»

     В) Винегрет

2. Первые блюда (Приложение 2)

     А) Харчо

     Б) Рассольник

     В) Уха

3. Вторые блюда (Приложение 3)

     А) Пюре с подливом

     Б) Пюре с рыбой

     В) Макароны с подливом

4. Напитки (Приложение 4)

     А) «Ромашка»

     Б) «Лимонник»

     В) «Виноградный»

5. Десерт (Приложение 5)

     А) Мороженное с сюрпризом

     Б) Десертный пирог

     В) Пирожное

С меню вы ознакомились, я думаю, что вам в «Физическом кафе» будет интересно и такие блюда, как у нас, вы больше нигде не встретите. Пожалуйста,  заказывайте. (Учащиеся выбирают  каждые блюда в отдельности.  Ответив на задания «Холодные закуски» они могут выбрать задания из раздела «Первые блюда» и так далее.)

     3. Подведение итогов. Награждение победителей.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения по разделу "Молекулярно-кинетическая теория" »


Данный урок я провожу после изучения раздела «Молекулярно – кинетическая теория» в группах учащихся 1 курса. Этот урок обобщения и систематизации знаний учащихся. Урок показывает применение изучаемого материала в повседневной жизни. Форма урока – игра.

Тема урока: Молекулярно – кинетическая теория.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения: урок – игра.

Цели:

  1. Повторить основные понятия и явления, изученные в разделе «Молекулярно – кинетическая теория»;

  2. Отработать навыки применения теоретических знаний на практике;

  3. Учить учащихся работать в группах;

  4. Способствовать развитию мышления, воображения, коммуникативных качеств;

  5. Прививать интерес к физике, как науке через показ применения изучаемых явлений в повседневной жизни.

Методы урока: беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: на доске вывеска «Физическое кафе», папки «Меню», Карточки – задания, высказывания: «Здоровый желудок не принимает дурную пищу, здоровый ум – дурные взгляды.» Хэзлит, «Избыток пищи мешает тонкости ума», «Так же, как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усваивать то, что она поглощает.» Леонардо да Винчи.

План урока.

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.

Сегодня у нас будет проходить необычный урок, мы с вами посетим «Физическое кафе». У него есть особенность: все блюда , которые мы будем заказывать связаны с теми понятиями и явлениями которые мы изучали в разделе «Молекулярно – кинетическая теория». Девиз нашего кафе: «Здоровый желудок не принимает дурную пищу, здоровый ум – дурные взгляды.» У нас в кафе только здоровая пища.


  1. Проведение игры.

Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа располагается за накрытым (сервированным) столом и выдирает себе блюда из предоставленного меню, по очереди, установленной по жеребьёвке. Одинаковые блюда выдирать нельзя. На обсуждение ответов даётся 2-3 минуты. Если группа не отвечает на поставленный вопрос, на него могут ответить учащиеся других групп. Познакомьтесь, пожалуйста с меню.

Меню.

1. Холодные закуски (Приложение 1)

А) Салат «Кроссворд»

Б) Салат «Ребус»

В) Винегрет

2. Первые блюда (Приложение 2)

А) Харчо

Б) Рассольник

В) Уха

3. Вторые блюда (Приложение 3)

А) Пюре с подливом

Б) Пюре с рыбой

В) Макароны с подливом

4. Напитки (Приложение 4)

А) «Ромашка»

Б) «Лимонник»

В) «Виноградный»

5. Десерт (Приложение 5)

А) Мороженное с сюрпризом

Б) Десертный пирог

В) Пирожное

С меню вы ознакомились, я думаю, что вам в «Физическом кафе» будет интересно и такие блюда, как у нас, вы больше нигде не встретите. Пожалуйста, заказывайте. (Учащиеся выбирают каждые блюда в отдельности. Ответив на задания «Холодные закуски» они могут выбрать задания из раздела «Первые блюда» и так далее.)


  1. Подведение итогов. Награждение победителей.




Приложение 1

Холодные закуски

Салат «Кроссворд» (В этом конкурсе за каждый правильный ответ группа учащихся получает 1 балл)








6



3




5




















4







2























1 М

К

Т






























По вертикали:

  1. Количество вещества, в котором содержится столько же молекул или атомов, сколько, атомов содержится в углероде массой 0,012 кг. (моль)

  2. Агрегатное состояние при котором молекулы расположены практически вплотную друг к другу, эти вещества имеют малую сжимаемость и текучи. (жидкое)

  3. Макроскопический параметр, характеризующий состояние теплового равновесия системы тел. (температура)

  1. Микрочастица, образованная из атомов и способная к самостоятельному существованию. (молекула)

  2. Непрерывное хаотичное движение микроскопических частиц, взвешенных в газе или жидкости, обусловленное тепловым движением молекул окружающей среды. (броуновское)

По горизонтали:

  1. Фамилия французского физика, который наблюдал броуновские частицы в очень тонких слоях жидкости. (Перрен)


Салат «Ребус» (В этом конкурсе за каждый правильный ответ группа учащихся получает 1 балл)






































  1. Наблюдение

  2. Осадки

  3. Изобара

  4. Физика

  5. Работа

  6. Масса


Винегрет (В этом конкурсе за каждый правильный ответ группа учащихся получает 1 балл)

  1. Железный гвоздь нагрели на плите, а потом опустили в холодную воду. Как изменились следующие параметры:

А) скорость движения молекул железа при нагревании. (увеличивается)

Б) скорость движения молекул железа при охлаждении. (уменьшается)

В) скорость движения молекул воды (увеличивается)

Г) объём гвоздя при этих опытах. (увеличивается, а затем уменьшается)

  1. Назовите агрегатные состояния в которых может находиться йод. (газообразное, жидкое, твердое)

  2. Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (воздух)




Приложение 2

Первые блюда

Харчо

Вода: Разгадайте загадку.

К низу летит капельками, а к верху – невидимкой. (вода)

Мясо: Возможно ли сварить мясо на горе высотой 4000 м. Почему? (нет,

температура кипения приблизительно равна 80°С, а мясо сварится только

при 100°С)

Картофель: Мы дуем на картошку, чтобы её остудить, а в мороз на улице – на руки,

чтобы их согреть. В чём различие процессов? (картофель горячее чем наше

дыхание, а замершие руки – холоднее. Дуя на картофель мы отгоняем

горячий, насыщенный парами воды воздух от поверхности картофеля, а

холодный – от рук)

Рис: Назовите единицы измерения: количества вещества, массы, работы, объёма,

давления. (моль, килограмм, джоуль, кубический метр, паскаль)

Чеснок: Почему, когда человек съест чеснок, окружающие люди об этом сразу

догадываются? (диффузия)


Рассольник

Вода: Почему вода гасит огонь костра? (интенсивное испарение воды охлаждает

дерево, а образующаяся оболочка водяного пара препятствует доступу

кислорода и горение прекращается)

Мясо: Почему запах варящегося мяса мы чувствуем не только на кухне, но и в

других комнатах? (диффузия)

Картофель: Можно ли сварить картофель в глубокой шахте? Где картофель

быстрее сварится: в глубокой шахте или дама? Почему? (можно, быстрее

сворится в глубокой шахте, температура кипения выше)

Огурец солёный: На каком явлении основан процесс засолки огурцов? (диффузия)

Перловка: Назовите физические явления на буквы И, К, П, К, Д, С. (испарение,

кипение, парообразование, кристаллизация, диффузия, смачивание)


Уха

Вода: Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (вода)

Рыба: Как пойманную рыбу сохранить свежей в жаркий день? (опустить её в воду,

теплоёмкость воды по сравнению с воздухом больше поэтому она

прогревается хуже воздуха и поэтому прохладнее, ночью же наоборот)

Картофель: Как получают картофель «быстрого приготовления»? (при

приготовлении откачивают постоянно воздух, создавая низкое давление)

Пшено: Назовите физические величины у которых единицы измерения: моль,

килограмм, миллиметры ртутного столба, джоуль, кельвин. (количество

вещества, масса, давление, работа, температура)

Приправа: Куда «исчезает» энергия солнечного света при сушке укропа и

петрушки? (идет на испарение влаги и биологические процессы)




Приложение 3

Вторые блюда

Пюре с подливом. ( В этом конкурсе группы учащихся могут заработать 10 баллов, если сразу же после первой характеристики дают верный ответ. С каждой следующей характеристикой группа теряет 1 балл)

1) О ком идёт речь:

1. Он был управляющим Главной палаты мер и весов в России;

2. Его хобби – изготовление чемоданов и сумок;

3. На его дочери был женат поэт Александр Блок;

4. Семья этого ученого всю жизнь была дружна с семьёй Петра Павловича

Ершова – автора «Конька - Горбунка»;

5. Изучая законы воздухоплавания этот учёный, с риском для своей жизни,

поднялся на воздушном шаре в верхние слои атмосферы.

6. Он составил таблицу химических элементов.

(Дмитрий Иванович Менделеев)

2) Какому газу до сих пор не нашлось места в таблице химических элементов?


Пюре с рыбой. ( В этом конкурсе группы учащихся могут заработать 10 баллов, если сразу же после первой характеристики дают верный ответ. С каждой следующей характеристикой группа теряет 1 балл)

1)О ком идёт речь:

1. Он раскрыл природу твёрдых тел, теплоты и холода.

2. Ему принадлежит труд «Слово о пользе химии»;

3. Он занимался вопросами окрашивания стекла;

4. Благодаря его усилиям в России был создан завод стекла и смальты;

5. Великий русский поэт А. С. Пушкин сказал о нём: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»;

6. Он с рыбным обозом отправился в Москву.

(Михаил Васильевич Ломоносов)

2) Какие виды твёрдых тел вы знаете? (кристаллические, аморфные, композиты)


Макароны с подливом. (В этом конкурсе группы учащихся могут заработать 10 баллов, если они правильно определят верны ли утверждения. Каждый правильный ответ – 1 балл)

Верно ли …

  1. что Д. И. Менделеев был членом Петербургской академии наук. (да)

  2. что М. В. Ломоносов изобрёл велосипед. (нет)

  3. что кислород и водород могут находиться в жидком состоянии. (да)

  4. что железо и золото могут находиться в газообразном состоянии (да)

  5. что конвекция – это процесс проникновения молекул одного вещества в межмолекулярное пространство другого вещества. (нет)

  6. что можно принести воду в решете. (да)

  7. что цезий плавится в ладони. (да, при 30°С)

  8. что земля «дышит». (да)

  9. что можно вскипятить воду в бумажном стакане. (да)

  10. что жирные щи и постные стынут одинаково. (нет)



Приложение 4

Напитки

«Ромашка» (В этом конкурсе за каждый правильный ответ группы учащихся получает 2 балла).

Объясните физический смысл пословиц и поговорок.

  1. Дым столбом – к морозу. (в безветренную погоду лёгкий тёплый воздух стремится вверх, не испытывая боковых воздействий атмосферного воздуха)

  2. Снег – одеяло для пшеницы: чем толще, тем лучше ей спится. (снег обладает очень плохой теплопроводностью, так как между снежинками находится воздух, который является плохим проводником тепла. Поэтому, снег можно сравнивать с одеялом которое не дает холоду подобраться к зерну)

  3. Береги нос в большой мороз. (в морозный день с поверхности кожи интенсивно испаряется влага, при этом температура кожи уменьшается, вследствие уменьшения внутренней энергии организма поверхность кожи переохлаждается)

  4. Дождик вымочит, а красное солнышко высушит. (конденсация и испарение)

  5. По капельке море, по травинке стог. (все вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов)


«Лимонник» (В этом конкурсе за каждый правильный ответ группы учащихся получает 1 балл).

Отгадайте загадки и объясните физический смысл.

  1. Дерево даёшь – съедает, от воды – умирает. (огонь)

Какие виды топлива, помимо дерева, вы знаете? (уголь, торф, бензин, керосин, мазут, природный газ, водород)

  1. Под острым гребнем из металла

Сосна и липа застонала. (пила)

Почему при распиле древесины пила нагревается? (механическая работа превращается во внутреннюю энергию)

  1. Вырос лес, белый весь. Пешком в него не войти, На коне не въехать. (морозный узор на окне)

Как образуются морозные узоры на окне? С какой стороны они образуются – с внутренней или внешней? (в результате конденсации паров воды из воздуха помещения и кристаллизации на стекле, с внутренней)

  1. Все меня любят, а как раздевают – так слёзы проливают. (лук)

Почему это происходит? (из-за диффузии молекул лукового сока в слизистых оболочках носа и глаза)

  1. В белом бархате деревни – И заборы, и деревья. А как ветер нападает, Этот бархат пропадает. (иней)

Почему в сильный мороз индевеют усы, борода, но не щёки и лоб? (иней образуется за счет конденсации пара в выдыхаемом воздухе и его замерзании; на щеках и лбу пар не конденсируется, потому что они тёплые)


«Виноградный» (В этом конкурсе за каждый правильный ответ группы учащихся получает 2 балла)

Объясните физический смысл отрывков из стихов.

  1. Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Наполнены теплом и светом.

И. А. Бунин

Почему весной, считает поэт, «дымятся черные бугры»? (конденсация водяного пара)

  1. Растаял лёд, шумят потоки,

Луга зеленеют под лаской тепла.

Зима, размякнув на припёке,

В суровые горы подальше ушла.

И. В. Гёте

О каком тепловом процессе идёт речь в этом отрывке? Почему для таяния льда необходимо тепло? (плавление, для разрыва связей между молекулами требуется энергия)

  1. …Кругом курильницы златые

Подъемлют ароматный пар…

А. С. Пушкин (Руслан и Людмила)

Почему пар поднимается вверх? (плотность теплого воздуха меньше, чем воздуха обычной температуры, поэтому он поднимается вверх)

  1. В низовьях испаряется вода,

Чтоб возвратиться

Облаком к истокам.

М. де Унамуно

О каком процессе идёт речь? (взаимное превращение жидкостей и газов)

  1. По запаху лотосов вышел к саду,

Так сладко пахли они.

Зиапп Хай

Почему в воздухе распространяется запах? (диффузия)



Приложение 5

Десерт

«МОРОЖЕНОЕ С СЮРПРИЗОМ» (В этом конкурсе за правильный ответ группа учащихся получает 3 балла: 1 балл – за первый вопрос и 2 балла – за второй вопрос)

В каком агрегатном состоянии находится молоко в мороженом? (твёрдом)

Как определить уровень молока, налитого а бидон, не открывая его крышки? (охладить бидон в холодильнике и внести в комнату, сначала запотеет вся его поверхность, но верхняя часть, находящаяся выше уровня молока, быстро прогреется вследствие меньшей по сравнению с молоком теплоёмкостью воздуха и обсохнет)


«ДЕСЕРТНЫЙ ПИРОГ» (В этом конкурсе за правильный ответ группа учащихся получает 3 балла: по 1 баллу – за каждый вопрос)

Какой пирог: закрытый или открытый, быстрее пропечётся? (закрытый)

Для чего пироги, после того как их достанут из духовки, укрывают? (чтобы размякли)

Почему запах пекущегося пирога распространяется по всей квартире? (диффузия)


«ПИРОЖНОЕ С ЧАЕМ» (В этом конкурсе за правильный ответ группа учащихся получает 3 балла: по 1 баллу – за каждый вопрос)

С чем связан запах различных веществ? (с размерами и формой молекул)

Каково физическое объяснение происхождения цвета чая? (диффузия)

В каком чаю: горячем или холодном быстрее растворится сахар? Почему? (в горячем, скорость движения молекул больше)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок обобщения по разделу "Молекулярно-кинетическая теория"

Автор: Тишкина Наталья Васильевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161615


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства