Урок обобщения и систематизации знаний главы «Тепловые явления»
Урок обобщения и систематизации знаний главы «Тепловые явления»
Данный конспект содержит подробное содержание обобщающего урока по теме "Тепловые явления"
8 класс
Тема: «Физическое чаепитие»
Цель урока: - обобщить знания по теме «тепловые явления и развить умение видеть физику в окружающих явлениях и бытовых ситуациях.
Задачи:
Образовательная: овладение умениями проводить наблюдения; применение знаний для объяснения физических явлений. Развивающая: формирование умений анализировать, выделять главное, делать выводы; развитие познавательного интереса. Воспитательная: воспитание умения обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению окружающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения и систематизации знаний главы «Тепловые явления» »
Урок обобщения и систематизации знаний главы
«Тепловые явления»
8 класс
Тема: «Физическое чаепитие»
Цель урока: - обобщить знания по теме «тепловые явления и развить умение видеть физику в окружающих явлениях и бытовых ситуациях.
Задачи:
Образовательная: овладение умениями проводить наблюдения; применение знаний для объяснения физических явлений. Развивающая: формирование умений анализировать, выделять главное, делать выводы; развитие познавательного интереса. Воспитательная: воспитание умения обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению окружающих.
Ход урока
1.Организационный этап (1 мин.)
Начинается проигрывание китайской мелодии, на слайде изображен иероглиф «ЧАЙ»
-Здравствуйте! Говорят, что понедельник день тяжелый! Но сегодня я узнавала, день благоприятен для знакомства с новыми учителями и учениками и их дальнейшей плодотворной работы!
2.Актуализация знаний (5 мин.)
-Итак, скажите, пожалуйста, может кто-нибудь знает, что это за иероглиф? Как его расшифровать?
(Учащиеся выдвигают свои предположения)
-Чтобы вам было проще догадаться, я расскажу вам легенду о происхождении этого иероглифа, это один из самых древних иероглифов в Китае, который подарил свое название ароматному напитку, который употребляют ежедневно люди всего мира. Эта легенда и объясняет начертание иероглифа. По приданию, один китайский святой заснул во время молитвы, разгневавшись на самого себя, отрезал себе веки, чтобы у него никогда не слипались глаза, из брошенных век и выросло это растение.
-Ну, что теперь догадались?
(Учащиеся говорят, что это «чай»)
-Правильно!
-Перед вами иероглиф, который расшифровывается как «ЧАЙ»
-Как вы считаете, почему свой урок я решила начать с такой информации?
-Как соединить церемонию чай и такой серьезный предмет как физика?
(Учащиеся говорят о том, что недавно они прошли тему «Тепловые явления» и при приготовлении чая происходит много процессов связанных с этой темой)
-Совершенно верно, порой мы даже не задумываемся, как много физических явлений встречается нам в обычных бытовых ситуациях, например, чаепитие – куда ни глянь всюду физика!
-Молодцы! Итак, мы начинаем наше физическое чаепитие!
Выша группа получает задания в конверте. Там дано полное описание того, что вы должны сделать, как оформить. Так же в вашей группе работает эксперт, который следит за работой, дисциплиной, выставляет баллы, которые потом переведутся в оценки.
Вскрываете конверт и можете приступать!
Физики-теоретики
Вам предлагается конверт, в котором находится ряд вопросов, связанных с каждым этапом приготовления чая, которые нужно объяснить, с точки зрения физики. У каждого участника свой вопрос.
Физики-лирики
Вы не просто будете пробовать написать стихотворение о физических терминах, а будете делать это в стиле синквейн, это стихотворение, которое из пяти нерифмованных строк, написанных по следующим правилам, они у вас на столе:
1 строка – существительное, выражающее главную мысль синквейна
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль
3 строка – три глагола, описывающих действие в рамках темы
4 строка – фраза, несущая определенный смысл
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Пример: выполнения такого задания есть у вас в конверте.
На выполнение заданий и оформление в вашем распоряжении 15 минут!
Задания группе физиков - экспериментаторов.
Перед тем как провести эксперименты, вам нужно выбрать эксперта, который следит за работой, дисциплиной, выставляет баллы, которые потом переведутся в оценки.
(Детям предлагается набор предметов, по которому они должны определить необходимый эксперимент)
1.Догадайтесь, что это за эксперимент и проведите его, для этого эксперимента вы можете использовать: 2 стакана, горячую воду, 2 листа бумаги, черной и белой, 2 термометра.
После проведения данного эксперимента вы должны его оформить, сформулировав цель, составить вопросы, проанализировать полученные результаты
Пока будет происходить процесс в первом эксперименте, вы можете собирать установку для демонстрации второго эксперимента.
2. (Вторая и третья группы определяют задания по пословице)
Что-то в чайнике шумит, но вода-то не кипит.
В этом задании вы должны подготовить установку, с помощью которой можно будет пронаблюдать процесс кипения. При защите данного задания вы должны будете продемонстрировать работу установки и обосновать, причем задействованы должны быть разные люди. Оформление должно быть составлено следующим образом:
1.Название
2.Цель работы
3.Схематический рисунок
4.Результаты
3. В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок, всего одна рука и та спине.
О ком идёт речь и в чем особенность данного устройства с физической точки зрения.
Задания группе физиков - теоретиков
Вам предлагается конверт, в котором находится ряд вопросов, связанных с каждым этапом приготовления чая, которые нужно объяснить, с точки зрения физики. У каждого участника свой вопрос.
Вам так же нужно выбрать эксперта, который отслеживает и оценивает работу каждого учащегося
1.Какое свойство воды позволяет наполнить чайник водой и как объяснить это свойство?
2.Почему чайник делают с крышками?
3.Почему дно чайника ставят на середину огня, а не сбоку?
4.Что вырывается наружу из носа чайника?
5.Что горячее пар или кипяток?
6.В чем особенность процесса теплопередачи излучение?
7. Почему горячий чай остывает скорее, если на него дуют.
8.Из какой кружки лучше пить чай фарфоровой или железной?
9. Из романа «Евгений Онегин»: Но чай несут: девицы чинно Едва за блюдечки взялись …
– О каком тепловом процессе идет речь. Почему намеревались пить горячий чай из блюдечек, а не из чашек.
10.Какой процесс происходит при заваривании чая
Задания группе физиков-лириков
Предварительно выберите в своей группе эксперта, который будет следить за выполнением задания и оценивать работу.
Вы не просто будете пробовать написать стихотворение о физических терминах, а будете делать это в стиле синквейн, это стихотворение, которое состоит из пяти нерифмованных строк, написанных по следующим правилам, они у вас на столе:
1 строка – существительное, выражающее главную мысль синквейна
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль
3 строка – три глагола, описывающих действие в рамках темы
4 строка – фраза, несущая определенный смысл
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Пример:
Физика,
Нужная – интересная,
Исследует, развивает, открывает,
Помогает думать,
Физика-наука о природе.
Физика всюду.
Слова, на которые вы должны придумать синквейн:
молекула, излучение, конвекция, кипение, диффузия
Пока все работают, нашим гостям я предлагаю загадку:
Жил-был король, у него было 2 дочери, старшая дочь очень хотела замуж, а младшая ну совсем не хотела, король сказал своим дочерям: «Возьмите по чайнику и та, у которой чайник закипит быстрее, чтоб заварить чай, ту первой и замуж отдадим» Вопрос: старшая или младшая дочь вышла замуж?
Во время работы групп, я хожу и контролирую, помогаю.
3.Физкультминутка (1 мин.)
После того, как все группы готовы, проводим физкультминутку.
-Устали?! Давайте передохнем!
1.Наливаем чай: левой рукой, потом правой рукой.
2.Мешаем сахар: правой рукой, потом левой
3.Посмотрите на соседа, справа и слева.
4.Защита работ групп (13 мин.)
-Хорошо, а теперь слушаем физиков-лириков, которые проделали не простую работу по составлению синквейна.
-Теперь слово теоретикам.
-Завершаем работу в группах, слово физикам-экспериментаторам.
Экспертов прошу сдать листы с оценками, мы их еще обсудим и выставим в журнал.
-Гости так же были задействованы в нашей работе, какой же ответ, вы нам дадите на загадку? К какому решению пришли?
Историческая справка
(6мин.)
Ребята, в загадке говорится о короле, представляете, как давно люди пьют чай.
Как вы думаете, как давно на Руси стали пить чай?
(300 лет назад)
Мы привыкли считать чай исконно русским напитком, а на самом деле чай – иностранец.
Русский народ сложил много пословиц, связанных с чаепитием, вот некоторые из них:
Чай пить – не дрова рубить Щелк (8 слайд)
Как вы думаете, что это значит?
(На самом деле процедура чаепития не такая простая и ни сразу на Руси пришли к тому, что делать с чайными листами, первое время из них пытались варить суп)
За чаем - не скучаем (9 слайд)
(За чаем решались семейные дела, встречи, сделки)
Самовар кипит – уходить не велит (10 слайд)
(Непременный атрибут русского чайного стола – самовар. Что вы мне скажите про самовар, как настоящие туляки? Первый самовар был изготовлен в Заречье, на Штыковой улице Назаром Лисицыным, в 1778 году. Тула – единственный город в стране, выпускающий жаровые самовары, только с 1956 года электрические, с 1990 года осваивается художественная роспись. Сегодня изготавливают на заводе «Штамп». Наши самовары получают награды на выставках не только в нашей стране, но и за границей. Осенью 2014 года в Туле состоялось открытие памятника «Тульское чаепитие»))
Чай пьешь - до 100 лет проживешь (11 слайд)
(Чай в переводе означает «молодой листочек». Люди путем наблюдений обнаружили лечебные и питательные свойства чая. Все мы знаем, что если человек заболеет, ему дают выпить горячего чая с лимоном и клюквой)
( учитель читает стихи)
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар
Давай-ка наколим лучины,
Раздуем себе самовар
За верность старинному чину
За то, чтобы жить не спеша
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа.
(А.Блок)
-Наш урок подошел к концу…
5.Домашнее задание (1 мин.)
- посчитайте количество теплоты, необходимое для нагревания вашего чайника от комнатной температуры до температуры кипения
- предварительно узнайте вместимость чайника, его массу, а также из чего он изготовлен.
- определите стоимость электроэнергии, которую вы затратили на нагревание воды в этом чайнике.
6.Подведение итогов (1 мин.)
- Сегодня на уроке, совмещая приятное с полезным, мы применили все ваши знания по теме «Тепловые явления» к немного необычным, но в то же время к самым обычным ситуациям.
-Я предлагаю вам чаще задумываться над окружающими явлениями и стараться их объяснять с точки зрения физики, чаще и можно за чашечкой чая.
7.Рефлексия (2 мин.)
Мне сегодня с вами было очень комфортно работать, и конечно, мне бы хотелось, чтоб и вы проанализировали свою работу сегодня на уроке, для этого я прошу вас положить свою руку лист бумаги и обвести её, каждый палец это ваша позиция, по которой нужно высказать своё мнение.
1.Я узнал
2.Я понял, что могу
3.У меня получилось
4.Мне захотелось
5.Для меня осталось непонятным
6.Сегодня я работал в группе и эта работа стала для меня:
Эффективной, Тормозила процесс, В работе мы допускали неточности, Не удалось проявить все знания