Просмотр содержимого документа
«Урок «Намагничивание стали» »
План урока теоретического обучения.
(электротехника)
Тема: Магнитное поле.
Тема урока: «Намагничивание стали».
Цели урока:
Обучающая - раскрыть сущность процесса намагничивания, дать понятия: гистерезис, ферромагнетик, магнитомягкие и магнитотвердые материалы.
Развивающая - способствовать развитию у учащихся образного и логического мышления, устной и письменной речи.
Воспитательная - способствовать формированию в учащихся интереса к предмету, активной жизненной позиции.
Тип урока: урок первичного усвоения знаний
Методы обучения:
Беседа
Эксперимент.
Самостоятельная работа.
Средства обучения:
- ПК, интерактивная доска
- модель постоянного магнита (гипотеза Ампера)
Литература:
- Морозова Н. «Электротехника»
- «Сборник задач по электротехнике»
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
I Организацион-ный момент
Объявление темы урока, плана работы (ход деятельности)
II Изучение нового материала
а) объяснение учителя
б) запись изученного материала
-По структурной схеме , воспроизводящейся по фрагментам на интерактивной доске, объясняет материал.
- еще раз кратко воспроизводит рассказ
После объяснения, используя схему, записывают материал в рабочие тетради.
В процессе объяснения демонстрируются модель постоянного магнита(гипотеза Ампера), петля гистерезиса, свойства магнитомягких и магнитотвердых материалов.
III закрепление и актуализация знаний
- Предлагает фрагментарно воспроизвести рассказ учащимся устно.
- По схеме учащимся предлагается составить письменно рассказ по теме
- Несколько человек воспроизводят рассказ устно.
- составление письменно рассказа по теме
-взаимо-проверка
IV Подведение итогов
Объявляются оценки. еще раз проговариваются основные тезисы новой темы, объявляется д/з
- (придумать 5 неверных тезисов по изученному материалу)
Рассказ по теме «Намагничивание стали»
Намагнитить ферромагнетик можно, поместив его в магнитное поле проводника с током. При этом можно пронаблюдать, как зависит магнитная индукция ферромагнетика от напряженности магнитного поля тока. При увеличении тока магнитная индукция ферромагнетика увеличивается, но до определенного предела – магнитное поле достигает насыщения. Согласно гипотезе Ампера объяснить это можно тем, что при намагничивании домены (суть «маленькие магнитные стрелки») начинают приобретать упорядоченное положение, т.е. разворачиваться в одну сторону. Как только все они развернутся полностью, процесс намагничивания прекращается и, как ни увеличивай ток, магнитная индукция более не увеличивается. При уменьшении тока магнитная индукция ферромагнетика уменьшается, но не одновременно с током, а запаздывая. Это явление называется гистерезисом. Т.о. при уменьшении тока до 0, магнитная индукция ферромагнетика не равна 0, т.е. присутствует остаточная намагниченность. Если изменить направление тока, то сначала магнитная индукция ферромагнетика уменьшается до 0, т.е. ферромагнетик размагничивается, затем магнитное поле растет до насыщения, но оно противоположно по направлению предыдущему. Намагничивание ферромагнетика имеет периодический характер. Процесс намагничивания можно изобразить графически (петля гистерезиса). В зависимости от формы петли ферромагнетики подразделяют на магнитотвердые и магнитомягкие. Магнитотвердые, имеющие большую остаточную намагниченность, используют для изготовления постоянных магнитов, которые применяют, в частности, в микрофонах, динамиках и т.д. Магнитомягкие применяют для работы в магнитных полях высокой частоты: для изготовления сердечников двигателей, генераторов, электромагнитов.