Тема: «Атмосферное давление. Опыт Торричелли.»
Тип урока: развитие критического мышления на уроках физики.
Используемые приемы: чтение с остановками; обращение к личностному опыту; работа с таблицей «З-Х-У»; сочинение синквейна, разгадывание загадок, решение задач.
Цели урока: развитие мыслительных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи урока: выяснить, почему существует воздушная оболочка Земли, рассмотреть как зависит плотность воздуха от высоты, ознакомить с опытами Торричелли и Отто Герике.
Оборудование: воздушный шарик, сегнерово колесо, ракета, насос, плакат с изображением осьминога.
Ход урока :
I. Вызов.
Отгадайте загадку. 1) Есть невидимка: без цвета и звука, без вкуса и запаха; с ним человеку и под водой не страшно.
2) Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем.
3) АФОРИЗМ. Великий философ древности Аристотель сказал: «Воздух – великое ничто». Согласны ли вы с этим утверждением?
- Ребята, а что вы знаете о воздухе?
- Что образует воздух вокруг Земли?
- Имеет ли он вес?
- Как действует воздух на все , что есть на Земле?
- Как называется это давление?
- Сегодня при изучении новой темы мы с вами будем заполнять таблицу: сейчас мы заполним с вами столбцы «Знаю» и «Хочу узнать»
Вывод: каждый учащийся озвучивает свою цель урока.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
1) Атмосфера –
воздушная оболочка Земли.
2) Воздух имеет вес.
3) Все тела на Земле испытывают атмосферное давление.
1) Почему существует воздушная оболочка Земли
2) Что происходит с воздушной оболочкой при увеличении высоты?
3) Как измеряется атмосферное давление?
4) В каких единицах измеряется?
1) На молекулы воздуха действует сила тяжести Земли.
2) Молекулы находятся в непрерывном тепловом движении.
3) Плотность воздуха уменьшается с высотой.
4) Опыт Торричелли.
5) Атмосферное давление равно давлению столба ртути в трубке.
6) 1 мм. рт. ст. = 133,3 Па.
7) Атмосферное давление меняется.
8) Ртутный барометр – прибор для измерения атмосферного давления.
II. Смысловая стадия.
1.- Ребята, открываем параграф 41. Сейчас вы будете самостоятельно изучать текст параграфа, для этого возьмите простые карандаши и по ходу чтения делайте пометки:
«V» - я знаю, «+» - узнаю, «-» - думаю иначе, «?» - не понял.
Но при чтении мы будем делать остановки. Поэтому сейчас начинаем читать стр. 99-100 стр. 1-4 абзацы. Кто прочитал , поднимите руки.
- Почему молекулы газов ,входящих в состав атмосферы, не улетают в космическое пространство?
- Почему молекулы газов не падают на Землю?
- Запишем в таблицу вывод.
2. Стр. 100 до конца?
- Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты?
- Запишем в таблицу вывод.
3. §42. Прочитать стр. 101 – 102 1- 6 абзацев.
- Почему нельзя рассчитывать давление воздуха так же, как рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда?
- Кто впервые провел опыт по измерению атмосферного давления?
- В чем заключался этот опыт?
- Как объяснил Торричелли свой опыт?
- Чему же равно атмосферное давление?
- Запишем в таблицу вывод
4. Стр. 102 7 – 8 абзацы.
- Чему равен 1 мм. рт.ст.?
- В каких еще единицах измеряется атмосферное давление?
- Запишем в таблицу вывод.
5. Стр.102 до конца.
- Может ли изменяться атмосферное давление?
- Как называется прибор для измерения атмосферного давления?
- Запишем в таблицу вывод.
- Запишем в таблицу вывод.
6. Упражнение 19, задача № 2.
- В чем заключался опыт Отто Герике?
- Вычислим силу, сжимающую полушария. Один учащийся идет к доске.
7. Опыты №1 и № 2 из задания 11.
III. Рефлексия.
1) - Ещё раз давайте вернемся к нашей таблице и проанализируем то, что мы узнали нового на уроке.
2) СИНКВЕЙН.
1) Слово – существительное, задающее тему.
2) Два прилагательных, характеризующих заданную тему.
3) Три глагола, характеризующих(по действию)
Заданную тему.
4) Предложение – вывод, характеризующее тему.
5) Одно слово-существительное, которое дает характеристику заданной теме.
1) Атмосфера
2) Воздушная, тяжелая.
3) Простирается, давит, сжимает.
4) Атмосфера давит на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.
5) Оболочка
3) КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ.
1. Если приложить плотно к губам кленовый лист и быстро втянуть воздух, то лист с треском разрывается. Почему?
2. Если открыть кран наполненной водой и плотно закрытой крышкой бочки, которая не имеет более никаких, даже маленьких отверстий и щелей, то вода вскоре перестает вытекать из крана. Почему?
3. Почему вода поднимается вверх, когда ее втягивают через соломинку?
4. Может ли космонавт набрать чернил в поршневую авторучку, находясь в кабине космического корабля в состоянии невесомости?
IV.Самооценка.
- Вы достигли целей урока?
- Что вы еще хотите узнать об атмосфере и атмосферном давлении? ?
V. Исторический экскурс.( см. стр. 145, 147 методички)
Домашнее задание. § §41,42, упражнение 19 (1, 3, 4, 5), задание 11 ( 3 ).