Урок: «Исследовательская лаборатория»
Эпиграф: «Сколько бубнов, столько и мелодий»
(индийская мудрость)
Цель урока:
Изучить основные характеристики звуковых волн.
Исследовать зависимость громкости звука от амплитуды.
Исследовать зависимость звукового тона от частоты.
Ход урока:
Орг. момент.
Первый этап.
Демонстрация: на синтезаторе нажать одну и ту же клавишу, настраивая её на различный тон.
Вопрос: Чем различаются звуки? Почему различное звучание одной ноты?
Далее учащимся объявляется тема урока и его цели.
Путь познания природы таков: открытие – исследование – объяснение. Открытие у нас с вами уже есть, теперь займемся исследованиями и их объяснениями.
Второй этап.
Вопрос учителя Предполагаемый ответ
Что такое звук? Волна
Что является основными харак- λ, ν,v, А.
теристиками для любой волны?
Мы знаем, что звуки бывают громкие и тихие. Давайте определим, от какой из названных величин зависит громкость звука.
Третий этап. Далее работа в группах. Каждая группа получает конверт с заданием.
Оборудование | Камертон, молоточек, шарик на нити, штатив, линейка |
Задание | Ударьте по камертону несколько раз с различной силой, измерьте отклонение шарика |
Наблюдения | |
Вывод | |
Представители каждой группы озвучивают свои выводы. Совместно приходим к следующему выводу: громкость звука зависит от амплитуды колебания.
Какие вы знаете способы увеличения громкости звука?
(пример камертона без резонатора и с ним)
Где используют резонаторы?
(музыкальные инструменты)
Проект за 5 минут: как из листа бумаги сделать громкоговоритель?
Четвертый этап.
Помимо громкости для звука важным является такое понятие как тон или высота звука.
Демонстрация: попросить мальчика и девочку пропеть одну и ту же ноту.
Многие из вас, наверное, слышали, что женский голос имеет высокий тон, а мужской низкий. Давайте, исследуем от чего зависит изменение тона. Работа в группах.
Оборудование | |
Задание | |
Наблюдение | |
Вывод | |
Совместный вывод: Высота звука увеличивается, если увеличивается частота колебаний (и наоборот).
Демонстрация, подтверждающая наш вывод: видеоролик или звуковой генератор с осциллографом.
Знаете ли вы?
«В фильме «Новый Гулливер» лилипуты разговаривали высокими голосами, хотя их озвучивали взрослые люди (запись велась на замедленном движении, а воспроизводство шло на нормальном темпе. Великан – Петя - низким, его озвучивал ребенок, запись с увеличенной скоростью, воспроизводство - нормальная скорость)».
(Из воспоминаний режиссера Птушко)
Шестой этап.
Если звуковая волна имеет несколько звуковых частей, то говорят о тембре. Именно тембр позволяет различать знакомые голоса от незнакомых, звучание гитары от флейты. Тембр – индивидуальная особенность сложной звуковой волны.
Демонстрация: музыка с разверсткой на компьютере.
Седьмой этап.
Тест: (каждый ответ оценивается в 1 балл)
Какое выражение верно?
А) Всякое звучащее тело колеблется.
Б) Всякое колеблющееся тело звучит.
2. Что является объективной характеристикой для громкости звука?
А) Период.
Б) Скорость.
В) Амплитуда.
3. Какой из графиков отображает более громкий звук?
Что является объективной характеристикой высоты звука?
А) Частота.
Б) Амплитуда.
В) Скорость.
5. Какой из графиков отображает более низкий звук?
Седьмой этап.
Проверь себя и оцени.
А
В
А
А
Б.
Подводим итог урока:
Возвращаясь к цели, обсуждаем, достигли ли мы её.
Выставление оценок.