Данный урок является первым уроком при изучении большого раздела «Молекулярная физика». Тема этого урока закладывает определенный «фундамент» знаний, которым учащиеся будут пользоваться при последующем изучении молекулярной физики. По типу данный урок относится к изучению нового материала, а по форме он является комбинированным, так как наряду с изучением новой темы, урок направлен на формирование коммуникативных и общетехнических умений по физике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок-исследование в 10 классе »
Тема: Основные положения молекулярно – кинетической теории
Цель урока: 1.Учащиеся смогут описывать тепловые явления с помощью статического метода, основанного на молекулярно – кинетических представлениях о строении вещества.
2. Убедятся в реальности микромира, возможности его познания, рассмотрят экспериментальные доказательства существования и движения молекул.
3. Воспитательная цель: продолжить работу по воспитанию положительной мотивации к изучению физики, формированию инициативности, уверенности в своих силах.
Методы и приемы, используемые на занятии: различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский).
Ход урока
Орг. момент.
Анализ контрольной работы.
Изучение нового материала.
Историческая справка
Ещё в 5 веке до новой эры древнегреческий ученый Демокрит утверждал: «Ничто не существует, кроме атомов и пустого пространства. Всё прочее есть мнение… Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме».
В 4 веке появилось учение Аристотеля, которое позднее будет поддержано христианской церковью: «Любое тело может делиться до бесконечности».
В 1646 году француз Пьер Гассенди высказал предположение, что атомы объединяются в небольшие группы «молекулы» (от лат. «moles» – масса)
В 18 веке М.В. Ломоносов предположил, что молекула может быть однородной и разнородной и находиться в в хаотичном состоянии. В этом же веке Бернулли применил понятие о молекуле для объяснения давления газов.
В 1827 году английский ботаник Броун обнаружил движение спор плауна ( болотного растения), взвешенных в воде.
В 1905 году А. Эйнштейн объяснил броуновское движение некомпенсированными ударами молекул жидкости о частицу.
В 1908 году французский физик Ж. Перрен экспериментально подтвердил теорию броуновского движения.
Формирование основных понятий статистической физики.
Макроскопические тела – это большие тела, состоящие из огромного числа молекул.
Тепловые явления – это явления , связанные с нагреванием или охлаждением тел.
Тепловое движение молекул – это беспорядочное и хаотическое движение молекул.
Формирование основных положений МКТ и их опытное обоснование Основные положенияМКТ. Экспериментальное обоснование
1. Все вещества состоят из частиц. (Возможность механического дробления веществ, растворение вещества в воде, диффузия, сжатие и расширение газов).
2. Частицы хаотично движутся. (Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества. Броуновское движение мелких, взвешенных в жидкости частиц под действием ударов молекул).
3. Частицы взаимодействуют друг с другом: одновременно проявляя силы взаимного притяжения и отталкивания. (Для разрыва твердого тела необходимо некоторое усилие, в то же время твердые и жидкие тела трудно сжимаемы. Капли жидкости, помещенные в непосредственной близости друг от друга, сливаются).
Эксперимент - исследование.
Карточка – консультант
Опыт № 1.
Оборудование: пробирки №1, № 2 с водой, пробирка № 3 с раствором перманганата калия.
Ход работы:
1. Возьмите пробирку с водой № 1 и долейте в нее несколько капель раствора перманганата калия из пробирки № 3. Что наблюдаем?
1. Возьмите плод картофеля и сделайте на нем надрез.
2. На место надреза добавляем гранулы перманганата калия
Что наблюдаем?
Вывод:
Закрепление. Обобщение и проверка качества усвоения знаний, умений и навыков (6 мин.): Самостоятельная работа (вопросы указаны на доске)
1 вариант
1.Кто является основоположником МКТ?
2. Сформулируйте 1 положение МКТ и что его доказывает?
3.Что называют диффузией?
4.Из чего состоит молекула углекислого газа СО2?
5. Как можно объяснить исчезновение дыма в воздухе?
2 вариант
1. Расшифруйте запись М - К - Т -
2. Сформулируйте 2 положение МКТ и, какое явление его доказывает?
3.Какое движение называют броуновским?
4. Из чего состоит молекула метана СН4?
5. Почему сахар и другие пористые продукты нельзя хранить вблизи пахучих веществ?
Обсуждение вопроса о размерах молекул.
Знакомство с опытом Р. Релея, который помещал каплю оливкового масла на поверхность воды, налитой в большой сосуд. Релей предположил, что, когда капля перестанет растекаться, её толщина станет равной диаметру одной молекулы.
Дано: СИ: V = Sd; d= V/S S
V = 1 мм² 1·10̄̄-9 м3
S = 0.6м² d= 1·10-9/0,6 = 1,7·10-9(м) SSS
D – ?
Оценка числа молекул, содержащихся в капле воды массой 1 г.
Дано: СИ: Объем V₀, занимаемый молекулой воды при плотной упаковке, равен
d= 3·10-8cм 3·10-10м V₀ = d³. Тогда N = V/V₀ = V/d³
V =1 мм3 1·10-6м3
N – ? N = 1·10-6/( 3·10-10)³ = 3,7·1022 ( молекул в 1 мм³)
Подведение итогов урока:
Американский физик Рейман считал, что если человечество и плоды его трудов исчезнут и для будущих поколений разрешено будет оставить одну фразу, то это будет следующее:
1. Вещество состоит из частиц; 2. Частицы движутся; 3. Частицы взаимодействуют между собой.
1. Назовите тему нашего урока.
2. Что нового узнали на уроке?
3. Какие вопросы у вас возникли в ходе урока? И на какие вы не получили ответ?
4. Насколько данный материал пригодится в вашей профессиональной деятельности и быту?
Домашнее задание: §58, 60, упр. 11 № 1
Самоанализ урока- исследования преподавателя Мухаметдиновой М.Д.
Тема: «Основные положения МКТ и их опытное обоснование»
Данный урок является первым уроком при изучении большого раздела «Молекулярная физика». Тема этого урока закладывает определенный «фундамент» знаний, которым учащиеся будут пользоваться при последующем изучении молекулярной физики.
Урок-исследование мною проводился с учащимися 10 класса. Уровень знаний и умений по физике в этом классе чуть ниже среднего, однако, учащиеся достаточно быстро включаются в учебный процесс, их всегда можно заинтересовать, и, кроме того, у учащихся данного класса наблюдается стремление к учебе, к познанию чего-то нового.
На данном уроке ставились следующие цели:
- обучающая: добиться усвоения учащимися основных положений МКТ и их опытных обоснований. Формировать умения приводить примеры изученных явлений;
- воспитательная: продолжить работу по воспитанию положительной мотивации к изучению физики, формированию инициативности, уверенности в своих силах;
- развивающая: формировать умение выделять существенные признаки и свойства, развивать коммуникативно- технические умения, умение контролировать и оценивать свои действия.
По типу данный урок относится к изучению нового материала, а по форме он является комбинированным, так как наряду с изучением новой темы, урок направлен на формирование коммуникативных и общетехнических умений по физике.
При обучении использовались следующие методы и приемы - различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский).
На данном уроке главный акцент делался на усвоение учащимися основ молекулярно-кинетической теории и физических явлений, которые их доказывают. Причем данные явления довольно широко используются в повседневной жизни, поэтому на уроке отводилось время на формирование умений объяснить и раскрывать смысл происходящих явлений.
Урок был продуман таким образом, чтобы сами учащиеся могли выполнять простые практические задания и сразу же делиться впечатлениями от увиденного, а затем их объяснить. При выполнении практических заданий учащиеся были разделены на 2 группы произвольным образом, что позволяло им осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Контроль учащихся преподаватель старался осуществлять словесно, что создавало комфортную психологическую обстановку, учащиеся не боялись ошибаться и высказывать свою точку зрения на происходящие процессы. И лишь в конце урока при обобщении и проверки качества изученного контроль осуществлялся количественно (с помощью оценок). В качестве запасного методического обеспечения мною были подготовлен исторический материал по данной теме.
Все поставленные мною цели урока в целом были достигнуты, а поставленные задачи выполнены.