Урок – игра в форме брейн - ринга «Атомные знатоки»
Урок – игра в форме брейн - ринга «Атомные знатоки»
На данном уроке в игровой форме проводится мониторинг знаний учащихся по физике; члены команд прислушиваются к мнению друг друга, аргументируют свои версии и выбирают из всех предложенных версий одну – оптимальную; в игровой форме у учащихся развивается интерес к физике и к процессу обучения в целом; игра направлене на поднятие престижа умных, но не всегда популярных в классном коллективе, учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Игра состоит из трех раундов. Класс разбивается на 3 команды. Выбирают капитанов.
1.Вступление.
Здравствуйте, уважаемые знатоки физики! Начнем мы нашу игру брейн - ринг по физике. Она поможет вам кое - что вспомнить, а кое - что вы узнаете впервые.
А начнем мы наш конкурс со следующих строк…
Земля, и атом,
и пучина
Огня и звезд –
во всем согласность,
Подвластная первопричине
Волшебная шарообразность.
Но, проникая за сферичность,
Я тщетно мыслью дерзновенной
Постичь пытаюсь
Безграничность
Конечной
Замкнутой Вселенной.
Григорий Санников
Перед вами кроссворд, который Вы разгадаете и узнаете тему игры. Первая команда, которая разгадает получает 1 балл. Ответы кроссворда (слайд 2).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1. Ученый, исследовавший серию переходов в первое возбужденное состояние (на второй энергетический уровень) с верхних уровней
2. Положительная частица, входящая в состав атомного ядра.
3. Атомная система, на основе которой Н. Бор построил теорию.
4. Частица, входящая в состав молекулы.
5. Возможное значение энергии электрона в атоме.
6. Советский физик, указавший на возможность использования индуцированного излучения.
7. Часть атома, в которой сосредоточена практически вся его масса.
8. Немецкий физик, соавтор эксперимента, доказавшего дискретность уровней энергии атомов, что подтвердило теорию атома Бора.
9. Отбор значений физической величины, характеризующей микрообъект, в соответствии с законами квантовой физики.
10. Создатель планетарной модели атома.
11. Шведский физик, чьим именем названа универсальная константа, используемая в спектроскопии.
12. Внесистемная единица энергии, используемая в атомной физике.
13. Ученый, исследовавший серию переходов на третий энергетический уровень с верхних уровней.
2. I раунд «Атомная физика от А до Я».
В этом раунде каждому из вас нужно закончить предложение, используя слова для справок. Каждое задание весит 1 балл. При подведении итогов этого конкурса мы будет учитывать среднее количество набранных баллов. За быстроту выполнения работы команде присуждается дополнительно 1 балл. Ответы на задания в таблице (слайд 3).
I группа
1. В природе ничтожно малая и невидимая глазу частица, не поддающаяся дальнейшему дроблению называется …
2. Один из видов излучения, обладающий громадной проникающей способностью; с помощью которого уничтожают раковые опухоли, в лабораториях просвечивают слитки металла и изделия для обнаружения скрытых дефектов называется …
3. Особая конфигурация магнитного поля, значительно уменьшающая размах отклонения частиц в стороны при их движении в вакуумной камере ускорителя называется …
4. Американский физик, лауреат Нобелевской премии, Мюррей Гелл-Ман, предложил гипотезу, что все или большинство из частиц скомбинированы всего из 3-х еще более простых частиц, которые он назвал …
5. Частица, входящая в состав ядра атомов химических элементов, открыта в 1932 году английским физиком Чедвиком называется …
6. Химический элемент, означает «лучистый», один из первых природных радиоактивных элементов, открытых и выделенных в чистом виде Марией и Пьером Кюри называется …
7. Установка, которая используется для создания тяжелой атомной артиллерии называется …
8. Немецкий физик-экспериментатор разработал метод атомных пучков и в 1920 г. с его помощью экспериментально измерял скорость теплового движения молекул газа …
9. Устройство, предназначенное для осуществления управляемой ядерной реакции называется …
2. Природный устойчивый изотоп водорода, применяющийся в ядерной технике, в качестве замедлителя нейтронов в ядерных реакторах, тяжелая вода; ядра этого изотопа используют в ускорителях частиц в качестве тяжелых бомбардирующих частиц называется …
3. Обычная и тяжелая вода, гелий, бериллий, графит в ядерном реакторе являются …
4.Химический элемент, использующийся в ядерной физике для получения -частиц разных энергий; при облучении нейтронами получается тритий – сверхтяжёлый водород, используемый в качестве ядерного взрывчатого вещества в водородной бомбе называется …
5. Природный уран, в котором искусственно увеличивают долю делящегося изотопа называют …
6. Помимо энергии, связанной с движением вокруг ядра атома, электрон обладает еще дополнительной энергией, связанной с вращением вокруг своей оси наподобие волчка, которая называется …
7. Лауреат Нобелевской премии, построил первый ядерный реактор, впервые осуществил его запуск и получил управляемую цепную реакцию …
8. Реакция, в которой частицы, вызывающие ее, нейтроны, образуются как продукты этой реакции называется …
9. В 1906 г. английский физик Томсон был удостоен Нобелевской премии за открытие …
1. Самый легкий, простейший и самый распространенный из всех химических элементов в природе, составляющий около 93% всего вещества Вселенной по объему называется …
2. Самопроизвольный, не поддающийся никакому внешнему воздействию непрерывный распад некоторых естественных элементов, в ходе которого эти вещества испускают – кванты называется …
3. Потерявший электроны атом или захвативший лишние электроны превращается в …
4. Исследование обмена веществ в организме проводится с помощью метода …
5. Время, за которое распадается половина количества исходного вещества называется …
6. Реакции слияния легких ядер при очень высокой температуре называется …
7. Японский город, на который в августе 1945 г. США без всякой военной необходимости сбросили первую атомную бомбу, важнейшим памятником архитектуры в нем является Мемориальный центр мира…
8. Английский физик – экспериментатор в 1932 г. открыл нейтрон …
9. Японский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии, в 1935 году выдвинул гипотезу о существовании частиц с массой около 200 элементарных масс, так называемых мезонов, посредством которых осуществляется взаимодействие между нуклонами в ядре атома: в 1938 году построил теорию ядерных сил …
Учитель: Ученые однажды подсчитали, что здоровый взрослый мужчина, даже работая по 8 часов в день круглый год, едва-едва вырабатывает 250 кВт/ч энергии. Чтобы получить такое же количество электрической энергии, нужно сжечь в топке современной ТЭС всего около 125 кг угля. Сожжение 30 г урана – 235 оказалось вполне достаточно, чтобы в течение суток питать энергией электростанцию мощностью 5000 кВт, обычно сжигающую за это время около 100 т угля.
Теперь если мы проанализируем ответы 1раунда мы увидим, что первые буквы слов составили алфавит.
Вопрос: Где природа постаралась скрыть столь потрясающее количество энергии в ничтожно малом объеме вещества? (атом) А именно? (в ядре)
Такие словосочетания, как «ядро атома», «ядерная физика», «ядерная энергия», «ядерные силы», «ядерный реактор», «ядерная техника» начинаются с буквы «Я».
3. II раунд «Атомная энергетика».
Капитаны групп получили домашнее задание: по данной теме подготовить кроссворд . Раздают соперникам. Разгадывают кроссворды. Обсуждают и оценивают баллами. Если представлена информация в виде презентации, видеофрагмента дополнительно команды получают баллы. Фотографии атомных электростанций России ( слайд 4 – 13).
I тема. Устройство ядерного реактора.
II тема. Атомные электростанции мира.
III тема. Атомные электростанции России (Смоленская АЭС).
4. III раунд «За и против».
Вашему вниманию я предлагаю отрывки из стихотворений Ю. Друнина. Ваша задача познакомится с их содержанием и сформулировать по одному вопросу команде – сопернику на тему «Проблемы использования энергии атомных ядер». Вопросы и ответы оцениваются баллами.
Отрывок для 1 команды:
И куда нам теперь деваться,
Где нам спрятаться, где спастись?
Мы – заложники атомных станций,
Рваный рубль стоит наша жизнь…
(Ю. Друнина)
Отрывок для 2 команды:
Когда нажмет
На эту кнопку палец –
Сигнал к началу атомной войны, -
Конечно же земляне мы пропали,
Коль в списке избранных
Не внесены…
(Ю. Друнина)
Отрывок для 3 команды:
… Есть время –
Пока что!
Но время не ждет…
Сегодня на Припяти
Тронулся лед.
Чернобыль, Чернобыль –
Вселенская боль!
Чернобыль –
За души ослепшие бой…
(Ю. Друнина «Полынь»)
4. Подведение итогов.
Вывод: Атом покорен, НО цивилизация под угрозой.
Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин,
Из прекрасного лебедя вырос дракон,
Из запретной бутылки был выпущен джин.
- Человечество сделало главный вывод: в третьей мировой войне не будет победителей, не будет и побежденных. Хиросима и Нагасаки навсегда запомнят те черные дни и тяжелые последствия неизвестной болезни. Память о них будет передаваться из поколения в поколение.
Брейн – ринг подошел к концу. (Объявляется команда – победитель)
Теперь еще раз поработайте в своих командах и оцените работу каждого участника с вашей точки зрения по пятибалльной шкале.
И мне бы очень хотелось, чтобы вы оценили и высказали свое мнение о внеклассном мероприятии. (Высказывания детей).
Ваши рекомендации: Что мне понравилось на уроке?/ Что не понравилось?
Был ли урок полезен?
Мне бы хотелось закончить урок словами пословицы «Не стыдно не знать, стыдно не учиться!». А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума. Так что запускайте свой «вечный двигатель», и вперед!
Литература:
1. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 10-11 классы. Н.А. Янушевская, изд-во «Панорама», 2009 г.
2. Поурочные разработки по физике. В.А. Волков, Москва «ВАКО», 2006 г.