Разработка урока физики в 11 классе по теме:
«Обобщение, коррекция знаний при решении задач различных видов на электромагнитные колебания и волны»
Автор:
Проценко Ольга Владимировна
учитель физики высшей категории МОУ – сош №3 г. Красный Кут Саратовской области.
Тип: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.
Задачи: Образовательные:
повторение, коррекция и закрепление знаний по теме;
контроль уровня усвоения теоретического материала, умения применять знания при решении задач различной степени сложности как количественных, так и качественных.
Развивающие:
Воспитательные:
В целях сохранения высокой работоспособности в течение всего времени урока использован материал разного уровня сложности.
План урока:
1этап.
Актуализация знаний (повторение, обобщение пройденного ) Работа по группам.
2 этап.
Работа в группах (решение графических задач на скорость с комментариями)
3 этап.
Решение разноуровневых задач (индивидуально).
4 этап.
Домашнее задание, итоги урока.
Ход урока:
В начале урока класс делится на группы.
Работа по слайдам
1 слайд: Так можно найти
√g/l
2π√l/ g
2π√m/к
с2π√LC
1/ √LC
√к/m
√к/ 2π√m
√g/ 2π√l
1/ 2π√LC
слайд.
Участники групп по очереди дают определение того, что написано на слайде, соперники должны угадать о чем идет речь: - Механическое колебание -Резистор -Катушка -Конденсатор -Э/м колебания -Период -Длина волны
3 слайд : «Самый внимательный» (найди ошибку)
1. В шкале электромагнитных волн, волны расположены по увеличению длины волны в следующем порядке: рентгеновские, радиоволны, видимый свет, ультрафиолетовое излучение, гамма-лучи.
2. Сдвиг фаз между вектором напряженности эл. поля и вектором магнитной индукции магнитного поля в э/м волне равен π /2.
3. Э/м волна поперечная.
4. Скорость электромагнитных волн в вакууме меньше, чем скорость света в среде.
5. При переходе волны из одной среды в другую изменяется скорость и частота, а длина волны остается неизменной.
6. Скорость э/м волны при переходе в среду из вакуума уменьшается в 2 раза.
2. Решение задач в группах.
А) Каждая группа получает задание на листе (графики) При выполнении каждой задачи один ученик из группы должен воспроизвести решение на доске с комментариями. На доске заранее приготовлена таблица для каждой группы.
В) При выполнении второго задания учитывается количество правильно найденных величин. Группы по очереди предлагают свои решения.
Творческое задание: Сочини четверостишие по рисунку
3. Индивидуальное выполнение разноуровневых заданий. Решение сдается учителю в конце урока.
4. В конце урока подсчитываются результаты, выставляются оценки и записывается домашнее задание.
Рабочий лист группы.
1 задание. Проанализируйте график колебаний
Ответьте на вопросы по графику:
Какая величина изменяется (колеблется) в зависимости от времени?
По какому закону происходит изменение величины.
Заполните таблицу:
Величина | Функция | Мах |
1 произв | Функция | Мах |
2 произв | функция | Мах |
Определите период, циклическую частоту.
Запишите уравнение величины.
2 задание.
Дано: Колебания заряда в колебательном контуре происходят по закону
q = 2*10-6 cos104 πt
С = 10 мкФ
Кто вычислит больше величин?
Творческое задание: Сочини четверостишие по рисунку
Разноуровневые задания.
1 уровень:
1. В каком случае в колебательном контуре возникнут незатухающие электромагнитные колебания?
2. Чему равен период колебаний в контуре, если его индуктивность равна 2,5 мГн и емкость 1,5 мкФ ?
3. Чему равна длина радиоволны с частотой 1400 кГц?
2 уровень.
1. Конденсатор какой емкости надо включить, чтобы при индуктивности катушки 5,1 мкГн? Получить колебания с частотой 10 Мгц?
2. Пластины плоского конденсатора, включенного в колебательный контур, сближают. Как будет меняться при этом частота колебаний контура?
3. Конденсатор включен в сеть переменного тока стандартной частоты 50 Гц. Напряжение 220 В. Какова емкость конденсатора, если сила тока в цепи равна 2,5А?
Дом. задание: дорешать разноуровневые задачи.