Тема: Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона.
Цели: 1. Сформулировать принцип относительности Галилея. Дать знания о законах динамики Ньютона. На примерах рассмотреть данные законы.
2. Развитие логического мышления, памяти, умения анализировать, конкретизировать, обобщать, выделять главное.
3. Формирование познавательной активности и умения работать самостоятельно.
Уровень усвоения II
Тип урока: урок усвоения знаний
Вид урока: традиционный
Методы обучения: репродуктивный, информационный
КМО: презентации по теме, тележки Ньютона.
Единицы структурного содержания
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы, целеполагание и мотивация учебной деятельности.
-
Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам:
-
Что такое вектор перемещения? Что он характеризует?
-
Какое движение называется равномерным прямолинейным?
-
Произойдёт ли столкновение кораблей, если траектории их движения пересекаются?
-
В каком случае путь и перемещение совпадают?
-
Какое движение называют равномерным прямолинейным?
-
Изучение темы.
-
Принцип относительности Галилея.
-
Законы Ньютона.
-
Исторический материал.
-
Задача по басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
-
Обобщение и систематизация.
Решение задач:
-
Вагонетка массой 180 кг движется без трения с ускорением 0,1 м/с2. Определите силу, сообщающую ускорение.
-
Какая сила требуется, чтобы телу массой 250 г сообщить ускорение 0,2 м/с2?
-
Тепловоз тянет вагон массой 2 т с ускорением 0,2 м/с2. Определить силу тяги тепловоза, если сила сопротивления движению 10 кН? (10,4 кН)
-
Объясните, почему человек может бежать по тонкому льду, на котором не может стоять, не проваливаясь? (Когда человек бежит по льду, то воздействие на лёд достаточно кратковременное, и из-за явления инертности лёд не успевает сломаться)
-
Какое ускорение будет сообщать телу массой 2 кг сила 20 Н?
-
На тело массой 4 кг действуют две силы во взаимно перпендикулярных направлениях. Определите ускорение тела, если действующие на него силы равны 5 и 12 Н.
-
Две силы, одна из которых равна 3 Н, действуя во взаимно перпендикулярных направлениях, сообщают телу массой 2 кг ускорение 2,5 м/с2. Чему равна другая сила?
-
Тело массой 3 кг падает в воздухе с ускорением 8 м/с2. Найдите силу сопротивления воздуха. (mα = mg – Fс)
-
Автомобиль массой 1,5 т начинает двигаться по шоссе с ускорением 0,5 м/с2. В процессе движения на автомобиль действует сила сопротивления, равная 500 Н. Определите силу тяги, развиваемую двигателем автомобиля. (mα = Fт – Fс)
-
Какое ускорение будет сообщать автомобилю сила тяги, равная 1,5 кН, если сила сопротивления движению составляет 500 Н? Масса автомобиля равна 2 т. (mα = F – Fс)
-
Итоги. Рефлексия.
-
Верно ли утверждение – силы есть, а ускорения нет?
-
Оцените свою работу на уроке.
-
Домашнее задание.
§13-16