Урок физики с элементами технологии метапредмета «Знание» в 7 классе по теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
Урок физики с элементами технологии метапредмета «Знание» в 7 классе по теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
В основе данного занятия - элементы метапредметных технологий метапредмета «Знание». В его основе - понимание того, что одно из главных, чему надо учить в школе, - это творческое мышление. Учащиеся в школе станут учиться с интересом только тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, а сами могут переоткрывать их или совершать свои собственные. На данном занятии учащиеся переоткрывают для себя закон Архимеда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок физики с элементами технологии метапредмета «Знание» в 7 классе по теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» »
Урок физики с элементами технологии метапредмета «Знание» в 7 классе по теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
В.Ю. Говорков, учитель физики высшей категории
Краткая аннотация
В основе данного занятия - элементы метапредметных технологий метапредмета «Знание». В его основе - понимание того, что одно из главных, чему надо учить в школе, - это творческое мышление. Учащиеся в школе станут учиться с интересом только тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, а сами могут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как «всамделишная» реальность, полученное знание уже никогда не забудется [1, стр. 3]. На данном занятии учащиеся переоткрывают для себя закон Архимеда.
Предметная задача:дать понятие выталкивающей силы и способа её расчета.
вовлечь учащихся в процесс понимания предметного материала, осознания средств собственной учебной работы;
формировать коммуникативные навыки, умение аргументировать свою позицию, выслушивать и понимать позицию оппонента;
исследовать изменение веса тела при его погружении в жидкость;
найти способы расчета выталкивающей силы;
экспериментально проверить полученный закон.
Оборудование:
динамометр, стакан с водой, кусочек пластилина, металлический и деревянный цилиндр равного объема /комплект для каждой группы/, штатив, ведерко Архимеда.
Ход урока:
Организационный момент: целеполагание, определение домашнего задания.
Домашнее задание: §50-51, легенда об Архимеде, стр. 150.
Задание по группам: показать силы, действующие со стороны жидкости на погруженное тело (рис. на интерактивной доске).
Обсуждение вариантов выполнения задания.
Практическая работа: измерить вес металлического цилиндра в воздухе и воде, сравнить полученные значения, ответить на вопрос, почему вес тела в воздухе и воде отличается.
(Предполагаемый ответ: на тело в воде действует выталкивающая сила.)
Задание: сформулировать понятие выталкивающей силы, получить формулу её расчета.
Практическая работа: погрузить в воду деревянный цилиндр, ответить на вопрос, почему вода выталкивает деревянное тело, а металлическое - нет.
(Предполагаемый ответ: деревянное тело легче металлического, поэтому его выталкивающая сила и поднимает.)
Дополнительный вопрос: почему легкая металлическая монета тонет, а тяжелое бревно плавает?
Практическая работа: поместить в стакан с водой кусочек пластилина, ответить на вопрос, почему он тонет. Можно ли сделать так, чтобы этот кусочек пластилина плавал?
(Предполагаемый ответ: сделать из пластилина лодочку.)
Задание: связать значение выталкивающей силы с объемом погруженного тела.
Практическая работа: определить значение выталкивающей силы с помощью ведерка Архимеда.
(Подсказка - рис. на интерактивной доске.)
(Предполагаемый ответ: выталкивающая сила равна весу вытесненной воды в объеме погруженного тела.)
Рефлексия предметного содержания: возвращение к вопросу шестого задания - почему легкая металлическая монета тонет, а тяжелое бревно плавает?
(Предполагаемый ответ: у тел разные объемы. Бревно имеет большой объем и вытесняет много воды, следовательно, на него действует большая выталкивающая сила, которая и держит бревно на воде. Монетка имеет маленький объем и вытесняет мало воды. Выталкивающая сила не может удержать монету на поверхности воды.)
Рефлексия метапредметного содержания: какие параметры необходимо нам различать для нахождения нового знания? Какие действия мы осуществляли для открытия нового закона (перечислить)? В каких ситуациях мы сталкивались со знанием, в каких с мнением?
(Предполагаемый ответ:рисовали схему, выдвигали гипотезу, проводили эксперимент, что бы подтвердить гипотезу, моделировали ситуацию, обсуждали в группе.)
Список литературы:
Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». - М.: 2001. - С. 3.
Перышкин А.В. Физика- 7. 10-е изд. - М.: 2006. - С. 192.