kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ: «Направление индукционного тока. Правило Ленца»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит текстовый документ и компьютерную поддержку в виде презентации Power Point с настройкой анимации (правило Ленца, демонстрация правила Ленца, опорный конспект, тест для самоконтроля), готовые анимационные картинки, демонстрирующие различные способы получения индукционного тока.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ: «Направление индукционного тока. Правило Ленца» »

Урок физики в 11 классе

Урок физики в 11 классе

В чем состоит явление электромагнитной
  • В чем состоит явление электромагнитной

индукции?

- возникновение электрического тока

в замкнутом проводящем контуре,

находящемся в переменном

магнитном поле.

Кто открыл явление электромагнитной
  • Кто открыл явление электромагнитной

индукции?

- Майкл Фарадей

29 августа 1831 года

Перечислите свойства индукционного тока. переменный по направлению
  • Перечислите свойства индукционного тока.
  • переменный по направлению

2) переменный по величине

Перечислите способы получения индукционного тока. перемещение магнита и катушки относительно друг друга;   перемещение одной катушки относительно другой; 
  • Перечислите способы получения

индукционного тока.

  • перемещение магнита и катушки относительно друг друга; 
  • перемещение одной катушки относительно другой; 

3. изменение силы тока в одной из катушек;

4. замыкание и размыкание цепи; 

5. перемещение сердечника;

6. вращение проводящей рамки в магнитном поле

Магнитный поток Что понимают под потоком вектора  магнитной индукции (магнитным потоком)?  Каков физический смысл данной физической величины?  Вильгельм Вебер немецкий физик 24.10.1804 - 23.06.1891  

Магнитный поток

  • Что понимают под потоком вектора

магнитной индукции (магнитным потоком)?

  • Каков физический смысл данной физической величины?

Вильгельм Вебер

немецкий физик

24.10.1804 - 23.06.1891  

При изменении магнитного потока, пронизывающего контур, в этом контуре возникает ЭДС индукции, равная модулю скорости изменения магнитного потока.

При изменении магнитного потока,

пронизывающего контур, в этом контуре

возникает ЭДС индукции, равная модулю

скорости изменения магнитного потока.

Каковы причины возникновения ЭДС индукции: а) в неподвижных проводниках? б) в движущихся проводниках? неподвижном переменном движущемся постоянном  Причина: Переменное магнитное поле порождает вихревое электрическое поле    Причина:
  • Каковы причины возникновения ЭДС индукции:

а) в неподвижных проводниках?

б) в движущихся проводниках?

неподвижном

переменном

движущемся

постоянном

Причина:

Переменное магнитное поле

порождает

вихревое электрическое поле

Причина:

Сила Лоренца, действующая

в магнитном поле на

движущиеся заряды

токи Фуко в массивных проводниках

Повторение ОРО. Самоконтроль.  ОРО Индивидуальное д/з Определение явления электромагнитной индукции § 8 Открытие явления электромагнитной индукции § 8 Способы получения индукционного тока § 8 Свойства индукционного тока § 8 От чего зависит величина индукционного тока? § 8 Магнитный поток (определение, обозначение, формула для расчета, единицы измерения) § 9 Графическое обозначение магнитного потока § 9 Закон электромагнитной индукции §11 ЭДС индукции в неподвижных проводниках § 12 ЭДС индукции в движущихся проводниках §13 Запишите  индивидуальное домашнее задание :  повторить параграфы  учебника, в которых раскрываются понятия, вызывающие у вас, пока еще, затруднения.

Повторение ОРО. Самоконтроль.

ОРО

Индивидуальное д/з

Определение явления электромагнитной индукции

§ 8

Открытие явления электромагнитной индукции

§ 8

Способы получения индукционного тока

§ 8

Свойства индукционного тока

§ 8

От чего зависит величина индукционного тока?

§ 8

Магнитный поток (определение, обозначение, формула для расчета, единицы измерения)

§ 9

Графическое обозначение магнитного потока

§ 9

Закон электромагнитной индукции

§11

ЭДС индукции в неподвижных проводниках

§ 12

ЭДС индукции в движущихся проводниках

§13

Запишите индивидуальное домашнее задание : повторить параграфы

учебника, в которых раскрываются понятия, вызывающие

у вас, пока еще, затруднения.

Вопрос к классу : Можно ли предсказать направление электрического тока?

Вопрос к классу : Можно ли предсказать направление электрического тока?

Постановка цели урока. ФАКТЫ: 1. Опыт Эрстеда, 1820 год Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, то есть вокруг движущихся электрических зарядов. По структурно- логической схеме изучения сущности физического  явления продолжим дальнейшее знакомство с явлением электромагнитной индукции: Факты Гипотеза Модель Следствия Эксперимент 2.Направление индукционного тока зависит от того:  приближаем мы магнит к контуру  или удаляем его;  каким полюсом мы делаем это :  северным или южным;  Что является источником магнитного поля? В чем состоял опыт Эрстеда? От чего зависит направление индукционного  тока?

Постановка цели урока.

ФАКТЫ:

1.

Опыт Эрстеда, 1820 год

Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, то есть вокруг движущихся электрических зарядов.

По структурно- логической схеме

изучения сущности физического

явления продолжим дальнейшее

знакомство с явлением

электромагнитной индукции:

Факты

Гипотеза

Модель

Следствия

Эксперимент

2.Направление индукционного тока

зависит от того:

  • приближаем мы магнит к контуру

или удаляем его;

  • каким полюсом мы делаем это :

северным или южным;

  • Что является источником магнитного поля?
  • В чем состоял опыт Эрстеда?
  • От чего зависит направление индукционного

тока?

Вокруг индукционного тока должно существовать  магнитное поле, и это поле должно взаимодействовать  с магнитным полем постоянного магнита  (должно наблюдаться притяжение или отталкивание). Так как направление тока различно , то и взаимодействие
  • Вокруг индукционного тока должно существовать

магнитное поле, и это поле должно взаимодействовать

с магнитным полем постоянного магнита

(должно наблюдаться притяжение или отталкивание).

  • Так как направление тока различно , то и взаимодействие

поля индукционного тока с полем постоянного магнита должно

быть различным в случаях: приближения или удаления магнита;

приближения (удаления) северного или южного полюса магнита.

установить правило определения

направления индукционного тока.

ИТ

МП пм

МПИТ

препятствует нарастанию N B S

препятствует нарастанию

N

B

S

препятствует убыванию S N B

препятствует убыванию

S

N

B

Индукционный ток  направлен так , что создаваемое им собственное магнитное поле препятствует  любому  изменению внешнего магнитного поля.

Индукционный ток направлен так , что

создаваемое им собственное магнитное поле

препятствует любому изменению внешнего

магнитного поля.

Прибор для демонстрации правила Ленца

Прибор для демонстрации правила Ленца

При вдвигании магнита в кольцо магнитный поток через кольцо возрастает.  Отталкивание кольца показывает, что индукционный ток в нем имеет такое направление,  что линии индукции магнитного поля, порожденного индукционным током, направлены противоположно линиям индукции внешнего поля магнита. Правило Ленца : При выдвигании магнита из кольца магнитный поток через кольцо уменьшается. Отталкивание кольца показывает, что индукционный ток в нем имеет такое направление,  что линии индукции магнитного поля, порожденного индукционным током, совпадают по направлению с линиями индукции внешнего поля магнита.

При вдвигании магнита в кольцо магнитный

поток через кольцо возрастает.

Отталкивание кольца показывает, что

индукционный ток в нем имеет такое направление,

что линии индукции магнитного поля, порожденного

индукционным током, направлены противоположно

линиям индукции внешнего поля магнита.

Правило Ленца :

При выдвигании магнита из кольца магнитный

поток через кольцо уменьшается.

Отталкивание кольца показывает, что

индукционный ток в нем имеет такое направление,

что линии индукции магнитного поля, порожденного

индукционным током, совпадают по направлению

с линиями индукции внешнего поля магнита.

Эмилий Христианович Ленц  1) Закон индукции (

Эмилий Христианович Ленц

1) Закон индукции ("закон Ленца"), по которому направление

индукционного тока всегда таково, что оно препятствует тому

действию, которым оно вызывается (1883 г.);

2) "Закон Джоуля и Ленца" количество теплоты,

выделяемое током в проводнике, пропорционально квадрату

силы тока и сопротивлению проводника (1884 г.);

3) Опыты, подтверждающие "явление Пельтье":

если пропускать гальванический ток через висмутовый и

сурьмяный стержни, спаянные концами и охлажденные до 0°,

то можно заморозить воду, налитую в ямку около спая (1838 г.);

4) Опыты над поляризацией электродов (1847 г.) и т. д.

5) Он же установил способ определять меру силы тока.

6) Некоторые свои исследования Ленц производил вместе

с Парротом (о сжатии тел), Савельевым (о гальванической

поляризации) и академиком Якоби (об электромагнитах). 

Применение явления электромагнитной индукции Явление электромагнитной индукции находит широкое применение в технике. Оно используется в индукционных генераторах тока, индукционных плавильных печах, трансформаторах, счетчиках электрической энергии, в электродинамических микрофонах и многих других устройствах.

Применение явления электромагнитной индукции

Явление электромагнитной индукции находит широкое применение

в технике. Оно используется в индукционных генераторах тока,

индукционных плавильных печах, трансформаторах, счетчиках

электрической энергии, в электродинамических микрофонах и

многих других устройствах.

1. Направление индукционного тока определяют с помощью…

А . правила левой руки; Б. закона электромагнитной индукции;

В. правила буравчика; Г. правила Ленца.

5 баллов – Молодец, отлично!

4 балла - Хорошо!

3 балла и чуть меньше – Слабовато

Надо подучить!

Г.

2. Постоянный магнит вдвигают в алюминиевое кольцо один раз северным

полюсом, другой раз южным полюсом. При этом алюминиевое кольцо…

А …оба раза отталкивается от магнита;

Б …оба раза притягивается к магниту;

В . первый раз притягивается, второй раз отталкивается;

Г. первый раз отталкивается, второй раз притягивается;

Д. магнит на алюминиевое кольцо не действует.

А.

3. Постоянный магнит выдвигают из алюминиевого кольца один раз северным

полюсом, другой раз южным полюсом. При этом алюминиевое кольцо…

А …оба раза отталкивается от магнита;

Б …оба раза притягивается к магниту;

В . первый раз притягивается, второй раз отталкивается;

Г. первый раз отталкивается, второй раз притягивается;

Д. магнит на алюминиевое кольцо не действует.

Б.

4. При приближении постоянного магнита северным полюсом к алюминиевому

кольцу с разрезом индукционный ток в кольце…

А .направлен по часовой стрелке; Б. направлен против часовой стрелки;

В. не возникает; Г. имеет неопределенное направление.

В.

5. При приближении постоянного магнита северным полюсом к алюминиевому

кольцу с разрезом индукционный ток в кольце…

А .направлен по часовой стрелке; Б. направлен против часовой стрелки;

В. не возникает; Г. имеет неопределенное направление.

Б.

0, если выдвигается, то ∆Ф 0). 3. Определить направление линий индукции магнитного поля В′, созданного индукционным током (если ∆Ф 0, то линии В и В′ направлены в противоположные стороны; если ∆Ф 0, то линии В и В′ сонаправлены). 4. Пользуясь правилом буравчика (правой руки), определить направление индукционного тока. ∆ Ф характеризуется изменением числа линий В, пронизывающих контур." width="640"

1. Определить направление линий индукции внешнего поля В(выходят из N и входят в S ).

2. Определить, увеличивается или уменьшается магнитный поток через контур (если магнит вдвигается в кольцо, то ∆Ф 0, если выдвигается, то ∆Ф 0).

3. Определить направление линий индукции магнитного поля В′, созданного индукционным током (если ∆Ф 0, то линии В и В′ направлены в противоположные стороны; если ∆Ф 0, то линии В и В′ сонаправлены).

4. Пользуясь правилом буравчика (правой руки), определить направление индукционного тока.

Ф

характеризуется изменением

числа линий В, пронизывающих

контур.

Лабораторная работа №2  «Изучение явления электромагнитной индукции» Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции. Приборы и материалы : катушка с соединительными проводами, миллиамперметр, полосовой магнит.  Инструкция по ТБ при выполнении работы :

Лабораторная работа №2

«Изучение явления электромагнитной индукции»

Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции.

Приборы и материалы : катушка с соединительными

проводами, миллиамперметр, полосовой магнит.

Инструкция по ТБ при выполнении работы :

  • Будьте внимательны и дисциплинированны.
  • Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и ход выполнения.
  • Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Примените правило Ленца для следующих случаев: 1 4 2 3

Примените правило Ленца для следующих случаев:

1

4

2

3

§§ 10, конспект, Упр.2 (1-3) стр.50-51

§§ 10,

конспект,

Упр.2 (1-3) стр.50-51

1. Постановка цели и задач урока А. Смог сформулировать самостоятельно Цель понятна и принята Б. В. Цель не совсем понятна Цель совсем непонятна Г. 2.Формулировка правила Ленца Смог сформулировать самостоятельно А. Б. Суть правила понятна и принята Суть правила пока не совсем понятна В. Суть правила совсем непонятна Г. 3. Применение правила Ленца для определения направления индукционного тока Все понятно А. Б. Не совсем понятно Ничего понятно В. 4.Удовлетворение уроком  Удовлетворен  Нет, не совсем

1. Постановка цели и задач урока

А.

Смог сформулировать самостоятельно

Цель понятна и принята

Б.

В.

Цель не совсем понятна

Цель совсем непонятна

Г.

2.Формулировка правила Ленца

Смог сформулировать самостоятельно

А.

Б.

Суть правила понятна и принята

Суть правила пока не совсем понятна

В.

Суть правила совсем непонятна

Г.

3. Применение правила Ленца для

определения направления

индукционного тока

Все понятно

А.

Б.

Не совсем понятно

Ничего понятно

В.

4.Удовлетворение уроком

Удовлетворен

Нет, не совсем

Используемые ресурсы: 1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d7e536ba-a4ed-4d14-bf0a-ce321f0876f3/view /

Используемые ресурсы:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d7e536ba-a4ed-4d14-bf0a-ce321f0876f3/view /

Сегодня мне с вами было приятно, комфортно и результативно. Спасибо за сотрудничество. Удачи.

Сегодня мне с вами было

приятно, комфортно и результативно.

Спасибо за сотрудничество.

Удачи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ: «Направление индукционного тока. Правило Ленца»

Автор: Капустина Валентина Ивановна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123181




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства