Методическая разработка нестандартного занятия по дисциплине «Физика» по разделу Электродинамика, тема: «Постоянный электрический ток» накануне профессионального праздника – Дня энергетика, предназначена для проведения нестандартного занятия или внеаудиторного занятия в группах I курса среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Данная разработка ориентирована на решение задач политехнической и специальной подготовки студентов, развитие творческих способностей, компонентов общих компетенций, коммуникативных навыков общения, самостоятельного решения задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УМК по электродинамике »
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Томь – Усинский энерготранспортный техникум
УМК
Урока-конкурса
Дисциплина ОДП. 03 Физика
(для всех специальностей)
Тема:«Постоянный электрический ток»
преподаватель:
Морозова Людмила Филипповна
2014
Содержание:
Аннотация……………………………………………………...4
Введение………………………………………………………..5
Технологическая карта урока…………………………………6-13
Приложение…………………………………………………….14
Используемая литература………………………………………25
АННОТАЦИЯ
На методическую разработку УМК нестандартного занятия – конкурса по дисциплине Физика по теме «Электродинамика», посвященного Дню энергетика, разработанную Морозовой Людмилой Филипповной, преподавателем физики Томь - Усинского энерготранспортного техникума в 2014-2015 учебном году.
Цель разработки: показать дидактические принципы, методы активного обучения и повторения материала, использование информационно-коммуникационных технологий для повышения интереса обучающихся к изучению физики; создание условий формирования практических и коммуникативных навыков на занятии и при подготовке внеаудиторных мероприятий.
Назначение: применение в педагогической практике.
Краткое содержание: в работе большое внимание уделено формированию у обучающихся обобщенных познавательных умений и навыков, умению работать в коллективе, интерактивной доской, с дополнительными источниками.
Автор разработки: Л.Ф. Морозова
Введение
Методическая разработка нестандартного занятия по дисциплине «Физика» по разделу Электродинамика, тема: «Постоянный электрический ток» накануне профессионального праздника – Дня энергетика, предназначена для проведения нестандартного занятия или внеаудиторного занятия в группах I курса среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Данная разработка ориентирована на решение задач политехнической и специальной подготовки студентов, развитие творческих способностей, компонентов общих компетенций, коммуникативных навыков общения, самостоятельного решения задач.
В разработке используются материалы научно-технической информации на мотивацию:
Описание конкурса и порядок проведения представлен в сценарии.
В приложении: задания, карточки, схемы, презентации, рейтинговая таблица результатов.
РАССМОТРЕН на заседании предметно-цикловой комиссии
Протокол № от 2014 г.
Председатель предметно-цикловой комиссии __________/Л.Е.Чудинова/
подпись, расшифровка
Преподаватель ________/Л.Ф. Морозова/
подпись, расшифровка
Технологическая карта урока № 37
Дата проведения:
декабрь 2014г.
Преподаватель:
Морозова Людмила Филипповна
Специальность:
для всех специальностей
Дисциплина:
ОДП.03Физика
Тема урока:
Постоянный электрический ток.
Тип урока:
Конкурс
Цели урока:
- обучающие:
-расширить кругозор знаний учащихся о получении и применении электрического тока; изучить значение электроэнергетики, альтернативные источники;
-создать условия для повторения и закрепления знаний о законах постоянного тока
-выработать умения правильно обращаться с э/приборами и использовать в будущей профессиональной деятельности.
- развивающие:
-продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений, развивать представления о природе электрического тока, его применении.
- воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, ответственность за работу в п/группе, уважительное отношение к будущей профессии,, аккуратное обращение с электробытовыми приборами
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:
-групповая (работа в звеньях);
-фронтальная;
-индивидуальная
Методы обучения:
-демонстрация;
-собеседование;
-самостоятельная работа с учебником, дополнительными справочными и Интернет ресурсами
- учебник А.А. Пинский, «Физика», Кабардин, О.Ф. Физика. Справочные материалы,Энциклопедия для детей Аванта+. Том 16. Физика, ч.2 [Текст]: Электричество и магнетизм.
-карточки – задания
Формируемые общеучебные знания, умения
Знать/понимать:
смысл понятий: электрических явлений, постоянный электрический ток ; физических величин: заряд, напряжение, сила тока, сопротивление;
уметь: описывать и объяснять физические явления, использовать приборы для измерения электрических величин; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры практического использования физических знаний
Критерии оценок проверочного теста, таблицы
При правильном выборе ответа на представления, понимание сущности познания окружающего мира, явлений, ответ оценивается в один балл.
Правильный ответ на знание определений, формул и их применение для вычисления физической величины, использование приобретенных знаний и умений при работе с приборами дляприобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, оценивается в два балла.
Если выполнено верно 70% заданий (баллов) - оценка 3(удовлетворительно).
При условии выполнения 80-90% заданий (баллов) - оценка 4(хорошо).
Если выполнены все 100% заданий (баллов) - оценка 5 (отлично).
Технологическая карта урока №10
Этапы урока
Время
Формируемые общеучебные умения, компоненты общих компетенций
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Деятельность преподавателя,
ее содержание, формы и методы
Деятельность обучающихся ,
ее содержание,
формы и методы
УМО
Организационный момент
2
Учебно-организацион ные ( компоненты ОК2)
владеть различными средствами самоконтроля
-определяет степень готовности студентов к занятию, готовит ТСО;
-приветствует студентов - перекличка по списку в журнале
-заполнение рапортички
принимает оперативные меры к опоздавшим студентам
-готовятся к занятию, проверяют наличие материала, необходимого для занятия (домашнего задания, ручек, тетрадей)
приветствуют преподавателя стоя
письменные принадлежнос ти, рабочие тетради
Проверка домашнего задания
3
Учебно-организацион ные(компонен ты ОК1,ОК2)
владеть различными средствами самоконтроля
-организует коллективную проверку и беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний об электрических явлениях
Подготовка рисунков, кроссвордов, презентаций на тему «Электричество в быту»
-высказывают свое мнение по проблеме подготовки понятий о производстве электрического тока
умение работать с письменными и устными текстами, приборами (компоненты ОК1,ОК2)
Знать
содержание изученных понятий и физических законов, величин; вклад ученых и их открытия, опыты
-уточняет понимание учащимися поставленных целей урока
- акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
-совместно с обучающимися проводит обсуждение постановки целеполагания урока, обозначаются основные положения/вопросы
-Обьясняет задания к выполнению, критерии оценки, обозначает время выполнения
- слушают;
- смотрят;
отвечают на вопросы, ведут беседу;
совместно с преподавателем определяют цели урока
Письменные принадлежнос ти, слайд-презентация,
материалы к уроку - карточки, приборы
Изучение нового материа ла
40
Учебно-информацион ные:
умение работать с презентациями, приборами, ПК интерактивной доской ; - ставит цели дальнейшего профессионального роста и развития(компоненты )
Знать понятия, физические величины, их смысл, ознакомиться с опытами, приборами их применением, техникой безопасности
- объясняет новый материал «Постоянный электрический ток, характеристики и применение» -демонстрирует опыт и презентацию
- приводит примеры связанные с будущей профессиональной деятельностью
-предлагает проведение эксперимента, выявить зависимость силы тока в катушке, какая это зависимость, выяснить реальными опытами и проведением наблюдений виртуального эксперимента на интерактивной доске.
-Осуществляет наблюдение, как применяют учащиеся полученные знания и умения в собственной практике по изучению, использованию приборов, координирует действия учащихся, консультирует.
- слушают;
- смотрят;
- отвечают на вопросы,
ведут беседу;
-смотрят презентацию
- слушают;
- проводят эксперимент,
ведут наблюдение, отвечают на вопросы,
работают в п/группах по изучению устройства, назначения электрических приборов
рабочие тетради,
приборы, презентация,
Интерактивная доска, ПК, энциклопедии об истории развития техники
Физ. пауза
5
Учебно-организацион ные
владеть различными средствами самоконтроля
- обьявляет физ. паузу
-контролирует готовность всех студентов к физ. паузе
-выявляет физорга для проведения физ. паузы
-контролирует качество организации и проведения физ. паузы
-поощряет студентов и физорга за физ. паузу
-выполняют физические упражнения
-внимательно выполняют команды физорга.
Первичное закрепление полученных знаний
25
Учебно-информацион ные:
умение работать с учебником, приборами
уметьопределять закон, явление,
использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного решения качественной или количественной задачи, сделать вывод
Конкурс 1.Разминка-ответить на вопрос: какими приборами измеряем ток и какими преобразуем? (после обсуждения в командах (по 0,5 мин. на вопрос).
2. Работа по карточке-маршруту (акцентирует внимание на правильности выполнения задания по маршрутной карточке, схеме). 3.Повтор. и закрепление основных понятий, реш. проблемных вопросов:а) почему некоторые вещества проводят эл.ток, а другие нет? б)какие условия необходимы для возникновения тока? ТБ при обращении с э/приборами
отвечают на вопросы
устно
-работают с учебником;
-расширяют знания о электрическом токе, характеристиках - отвечают педагогу, оформляют отчёт по работе.
-рабочие тетради,
-учебник А.А.Пинский, «Физика», справочники
Домашнее задание
2
Учебно-организацион ные
уметь ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности
-предлагает, используя полученные знания, выполнить самостоятельную работу - написать рассказ «Альтернативная энергетика»
- слушают;
- анализируют;
- записывают
-рабочие тетради,
дневники
Подведение итогов занятия
2
Учебно-логические:определение и решение проблем
определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действитель ным.
-делает выводы по достижению цели урока
-выставляет оценки в учебный журнал
-поощряет активно работающих на занятии студентов-вручение сертификатов
- слушают;
- анализируют свою
работу.
-рабочие тетради, дневники
Рефлексия
урока
1
Учебно-логические:определение и решение проблем
делает выводы,
отзыв
-спрашивает студентов, какое из заданий вызвало наибольшие затруднения,
чем понравился урок
-отвечают педагогу
Приложение
Сценарий
Конкурс по дисциплине - физика.
Приветствие преподавателя и ведущих.
Добрый день,уважаемые преподаватели,студенты! Сегодня, накануне профессионального праздника -Дня Энергетика мы рады тому,что нам представили возможность поздравить вас с праздником, показать свои успехи, достижения в учёбе и жизни техникума.
Желаем, чтоб счастье всем улыбалось,
Учёба давалась легко,
И толькохорошеев жизни встречалось,
Плохоеушло навсегда, далеко!
В программе разнообразные конкурсы, в которых вы примите активное участие и получите призы - хорошие оценки и памятные медали!
Представление жюри и гостей, порядок проведения:
- Конкурсы проводятся по подгруппам (командам из 4-5 человек), делается выбор капитана и девиз команды.
-Жюри подводят итоги в каждом конкурсе и объявляют их.
- Физ.пауза и музыкальный конкурс проводится 5 мин. Между основными конкурсами.
- Итоги,награждениеучастников
Конкурсы:
1) Проверка домашнего задания – рисунков, кроссвордов, презентаций на тему «Электричество в быту»
2) Разминка (5 мин.) – ответить на вопросы по теме «Электричество» после обсуждения в командах (по 0,5 мин. на вопрос).
3) Работа по маршрутным листам (задания выдаются командам, на выполнение-10 мин.).
4) Аукцион: « Какой прибор нужнее?» (10 мин.)
IV. Музыкальная пауза (5 мин.) , просмотр презентации « Источники электрической энергии » ( Жюри подводит итоги прошедших конкурсов и сообщает после паузы результаты, учитывается творческая самостоятельная работа -домашняя работа на составление кроссворда , ребуса, презентации).
V. Звучит музыка, в/ фильм о применении источников электрической энергии или презентация .
VI. Подведение итогов, вручение призов
Задания командам
Маршрут №1
Найти эквивалентное сопротивление на данных схемах. Какое из сопротивлений (Rэкв) и на какой схеме больше?
Найти в дополнительной литературе или в учебнике – кто изобрёл электрическую лампочку?
Маршрут №2
Найти эквивалентное сопротивление на данных схемах. На какой схеме сопротивление больше?
Найти в дополнительной литературе или в учебнике – кто изобрёл батарейку – источник напряжения тока?
Маршрут №3
Найти эквивалентное сопротивление на данных схемах. На какой схеме сопротивление больше?
Найти в дополнительной литературе или в учебнике – кто изобрёл ракету (тепловой двигатель)?
Маршрут №4
Найти эквивалентное сопротивление на данных схемах. На какой схеме сопротивление больше?
Найти в дополнительной литературе или в учебнике – кто изобрёл первый тепловой двигатель?
Информационное обеспечение занятия:
Список используемой литературы
Пинский, А.А. Физика [Текст]: Учебник для студентов учреждений среднего проф. образов./ А. А. Пинский, Г. Ю. Граковский. ИНФРА – М. 2008-560.: ил. – (серия «Проф. образование»)
Методика преподавания физики в среднем учеб.завед. [Текст]: Под ред.: А. А. Пинский, П. И. Самойленко.-М.:1993
Кабардин, О.Ф. Физика. Справочные материалы [Текст]: Учебное пособие для учащихся / О. Ф. Кабардин 3-е изд.- М.: Просвещение, 2010 г.
Физика в школе [Текст]: Научно-методический журнал. Мин. Образов. РФ – М.,2007. Ежемес.2007, №1-12
Энциклопедия для детей Аванта+. Том 16. Физика, ч.2 [Текст]: Электричество и магнетизм. Термодинамика и квантовая физика. Физика ядра и элементарных частиц. – М.: 2010