Тема урока | Решение задач по теме: «Топливо. Удельная теплота сгорания» |
Тип урока | отработка навыков и умений применения знаний на практике. |
Целевая установка урока | Изучение разнообразия и эффективности применения различных видов топлива народами нашей страны. |
Решаемые учебные задачи | закрепить понятие удельной теплоты сгорания, единицы измерения УТСТ, научить сравнивать УТСТ различных веществ и энергию, выделяющуюся при сгорании различных видов топлива, пользоваться таблицей УТСТ сформулировать основные требования к топливу; закрепить умение применять формулу для вычисления энергии, которая выделилась при сгорании топлива. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала на уроках географии, физики и биологии; формировать экологическую грамотность, основы безопасности жизнедеятельности. |
Формы работы на уроке: | самостоятельная, фронтальная работа. |
Методы: | словесный (беседа), наглядно-иллюстративный. |
Планируемые результаты обучения | Планируемые результаты: личностные: способность увязать учебное содержание с жизненным опытом предыдущих поколений; формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности. метапредметные: умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение применять формулу для решения задач; умение определять понятия и делать выводы; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; развитие умений применять теоретические знания на практике; развитие памяти, внимания, наблюдательности; развитие мотивации учения через эмоциональное удовлетворение от открытий. предметные: решать задачи с применением формулы расчета количества теплоты, выделяемой при сгорании топлива; понимать смысл физической величины УТСТ; знать единицы измерения, кратные единицы измерения физических величин, используемых на уроке. |
Формирование УУД | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие. Регулятивные: осознание возникшей задачи, работа по алгоритму, с таблицей, формулой – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению физических понятий. умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; Познавательные: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. математическая обработка результата; использование математических символов; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально и в парах. |
Основные понятия | |
Используемые ИКТ | |
Межпредметные связи | Математика, география, история, биология |
Ресурсы | https://yandex.ru/images/search?text http://iplayer.fm/ Авторская презентация к уроку. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Время (в мин.) |
I. Организационный этап Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | | 1 мин |
II. Целеполагание и мотивация | Я назвала наш урок «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». (Слайд 1) Сегодня мы с вами перенесемся на 200-300 лет назад и узнаем, чем топили свои жилища народы, населяющие Россию» (работа за экраном) Ваня спроси у Насти: «Какую тему мы изучили на прошлом уроке?» (Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива)
На прошлых уроках мы познакомились с видами топлива, узнали что такое УТСТ. Сегодня продолжим изучение темы. Тема урока: «Энергия топлива. УТСТ» (Слайд 2) C какой физической величиной вы познакомились на прошлом уроке?
Какая физическая величина называется УТСТ? | УТСТ. | широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | 4 мин |
III. Речевая зарядка. | | Длинное Длинное предложение мы говорим с паузами. Ставит паузы. Читает предложение. Читают вместе. | автоматизация ранее усвоенных произносительных навыков; подготовка обучающихся к восприятию материала, который закрепляться на уроке. | 5 мин |
IV. Проверка домашнего задания | Оля, что было задано на дом. Ты справилась с д. работой? Что было трудно в дом. работе? Сейчас возьмите в руки карандаши и проверьте свою работу. Правильное решение вы видите на экране. Поставьте отметку. (Слайд 3) | Отвечает. Выполняют. | | 3 мин |
V. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Повторим изученный материал (двое обучающихся работают у доски). Катя, из имеющихся букв и математических символов составь известную тебе формулу. Оля, заполни таблицу. Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | Масса | | | Удельная теплота сгорания | | | Количество теплоты | | | Какие виды топлива вы знаете? Приведите примеры. Где можно узнать чему равна УТСТ топлива? В чем измеряется УТСТ? Я читаю: УТСТ угля равна…….. Что это означает? Я читаю: УТСТ керосина равна….Что это означает? Давайте проверим, как девочки справились с заданием? Максим, Катя верно составила формулу? Настя, Оля верно выполнила задание? | Выполняет. Выполняет Ответы детей. Отвечают. Отвечают. Это означает, что при полном сгорании 1 кг … выделяется …Дж тепла. | | 5 мин мин |
VI. Закрепление знаний и способов действий Цель этапа: Обеспечение закрепления и углубления знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Главное предназначение топлива – давать тепло! Это тепло помогает людям не замерзнуть в холодные зимы. Каким топливом обогревают современные жилища? Как вы думаете, чем топили печи 200 лет назад? Верно, вернемся к таблице УТСТ, какое топливо дает больше тепла: дрова, уголь или природный газ? Как вы определили?
В 1851 году начали добычу угля в Кузбасском бассейне (показываю на карте). Добыча газа начала развиваться только с начала 20 века. Большие залежи газа в Сибири (показываю на карте). Давайте перенесемся на Крайний север, на 200-300 лет назад. (Слайд 4) Как вы думаете, какое топливо использовали народы, живущие в этом суровом климате?
Давайте решим задачу. Какое слово вам не знакомо? Это жилище народов Севера. Работаем с условием задачи Какие величины известны? Записываем дано. Что неизвестно в задаче? Какой получили ответ? Скажи ответ полным предложением. Открытие таких видов топлива как уголь, нефть, газ спасла китов от исчезновения, заменив китовый жир в промышленности . Теперь перенесемся на юг России. Астраханскую область. Город Астрахань стоит в верхней части дельты Волги, в месте где она разделяется и впадает в Каспийское море. Покажите на карте, где находится город Астрахань и Астраханская область. Это степной район. Есть даже небольшие пустыни с песком. Здесь нет лесов. Как вы думаете, чем здесь топили свое жилье люди, жившие 200-300 лет назад? (сушеной рыбой) Этот край богат рыбой. Ее вылавливали очень много. Мелкую рыбу, которая меньше ладошки, называли сорная рыба. От слова сор, мусор. Эту рыбу в пищу не употребляли, а сушили и зимой топили печи. (Слайд 7) (Слайд 9)
(Слайд 10) Задача. Для обогрева жилья необходимо 680 МДж тепла. Сколько килограммов нужно сжечь сушеной рыбы, чтобы отопить помещение. Удельная теплота сгорания сушеной рыбы 3,4 107 Дж/кг. (Слайд 11)
| Газ, уголь Дрова Природный газ, его УТСТ больше остальных Китовый жир. Решает у доски 1 обучающийся. Чум Работа с условием. 3,5 Дж УТСТ китового жира равна 3,5 Дж. Показывают на карте. Затрудняются ответить. 1 обучающийся решает задачу у доски. Отвечает | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлекать информацию; ориентироваться в системе знаний . | 17 мин |
VII. Физкультминутка Цель этапа: формирование здорового образа | Давайте послушаем как шумит степь. Встаньте с места, изобразите как качается в степи трава. (Слайд 6) | Выполняют упражнения. | | 1 мин |
VIII. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его применению. Цель этапа: проинструктировать обучающихся о домашнем задании. | Индивидуальные задания. Задача. При полном сгорании топлива массой 500г выделилось 22 МДж тепла. Какое топливо сгорело? Задача. При полном сгорании топлива массой 500г выделилось 13,5 МДж тепла. Какое топливо сгорело? Задача. При полном сгорании топлива массой 500г выделилось 7 МДж тепла. Какое топливо сгорело? Задача. При полном сгорании топлива массой 500г выделилось 17 МДж тепла. Какое топливо сгорело? Задача. При полном сгорании топлива массой 500г выделилось 23 МДж тепла. Какое топливо сгорело? Задача. При полном сгорании топлива массой 500г выделилось 60 МДж тепла. Какое топливо сгорело? | Обучающиеся слушают, при необходимости задают вопросы. | | 2 мин |
IX. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание обуч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Какие трудности вы испытывали при решении учебных задач? Что нового ты узнал на уроке? Чему научились на уроке? Оцените свою работу на уроке. Урок окончен. | Обчающиеся дают ответы на вопросы, анализируют работу на уроке через самооценку. | | 2 мин |