Название УМК: Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. - 16-е издание, доп.- М.: Дрофа, 2012
Предмет: физика
Класс: 7
Тема урока: Курить или не курить?
Место и роль урока в изучаемой теме: Изучение нового материала при изучении темы «Физика и физические методы изучения природы» (Измерение длины, измерение объема). Основополагающая роль урока в физике - как элемент воспитательной системы, характеризующий изучаемый предмет, поднимающий на новый уровень мышление обучающихся, а так же - роль математики в развитии физики.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности. урок-исследование и частично-поисковый
Цель урока: расширение знаний обучающихся, cодействие сознательному пониманию актуальности вопроса о вреде курения в современной жизни в ходе проведения лабораторного опыта по измерению Жизненной ёмкости лёгких человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Название УМК: Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. - 16-е издание, доп.- М.: Дрофа, 2012
Предмет: физика
Класс: 7
Тема урока: Курить или не курить?
Место и роль урока в изучаемой теме: Изучение нового материала при изучении темы «Физика и физические методы изучения природы» (Измерение длины, измерение объема). Основополагающая роль урока в физике - как элемент воспитательной системы, характеризующий изучаемый предмет, поднимающий на новый уровень мышление обучающихся, а так же - роль математики в развитии физики.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности. урок-исследование и частично-поисковый
Цель урока: расширение знаний обучающихся, cодействие сознательному пониманию актуальности вопроса о вреде курения в современной жизни в ходе проведения лабораторного опыта по измерению Жизненной ёмкости лёгких человека.
Планируемые результаты:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные:
умение определять понятия, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
умение применять действия в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
предметные:
знать: Определение физической величины.
Уметь определять цену деления и показания измерительных приборов; записывать показания результатов измерений с учётом погрешностей
Рекомендуемые образовательные ресурсы.
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
ЦОР
Презентация
Иллюстрация
Слайд-шоу «Физические величины и действия над ними" (N 2,3,6,7)
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
2
Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте учебник, тетрадь, ручки, карандаши и дневник.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Проверяют свою готовность к уроку.
Саморегуляция (Р).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
10
Проверка домашнего задания. Приложение 1.
Ученики выполняют тест.
Ученики высказывают свое мнение.
Умение выражать мысли (К).
Планирование (Р).
Построение логической цепи (П).
Итак, начнем сегодняшний урок. мы посмотрим видеоролик (приложение1)
Постановка цели урока
Подумайте, как объяснить связь табакокурения с физическим понятием «физическая величина», «измерением физической величины»?
- Объясните многообразие ваших ответов.
- Как думаете, какова тема урока?
- Какова главная цель урока?
Сегодня мы проведём урок здоровья. Многое из того, что вы услышите, уже известно. Вам об этом говорили на уроках биологии, на классных часах.
Ученики отвечают на вопрос учителя:
Влияние алкоголя на организм
Учащиеся формулируют цель: узнать, какова же связь между физикой, табакокурением и измерением физических величин.
Умение выражать мысли (К).
Планирование, целеполагание (Р).
Смыслообразование (Л).
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П).
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися знания
18
-Чтобы объяснить связь проанализируйте влияние курения на отдельные органы человека, рассмотренные в видеоролике
В первую очередь сигаретный дым поражает легкие и дыхательные пути. Курильщик вдыхает через рот, нос и легкие такие тяжелые химические вещества, как никотин, окись углерода и смолы, которых при сжигании табака производится около 4000.
Сигаретная смола оседает на находящихся в дыхательных путях крошечных ресничках, основной задачей которых является очищение вдыхаемого воздуха от примесей грязи. Смола склеивает их, и реснички уже не могут в полной мере выполнять свою задачу. Через какое-то время покрытые смолой реснички погибают, и в дыхательных путях начинает скапливаться слизь. По дыхательным путям слизь проникает в нижнюю часть легких. Накопившись, слизьблокирует дыхательные пути, и поступающий воздух не может правильно войти или выйти из легких, что и является основной причиной кашля у курильщиков. Так, при помощи кашля организм пытается избавиться от накопившейся грязи в легких. Долгосрочные изменения в организме курильщика нередко вызывают следующие хронические заболевания – эмфизема, бронхит и рак легких. На протяжении всей жизни курильщика легкие будут разрушаться. На сегодняшний день рак легких одно из распространенных форм заболевания среди мужчин и женщин. Ежегодно фиксируется около 90% случаев заболевания, причиной которого становится курение. Только в 12 – 15 % случаев заболевание поддается лечению на ранней стадии диагностики. Впоследствии, практически каждый десятый хронический курильщик погибает от рака легких.
Со временем, из-за скопившейся слизи, воздушные мешки легких теряют свою эластичность и становятся жесткими, что значительно мешает им при каждом вдохе и выдохе расширяться и сжиматься. В воздушных мешках скапливается воздух и повышается давление, нередко приводящее к разрыву воздушных карманов. Как следствие, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) уменьшается.
Вследствие наносимых повреждений легким, организм пытается исцелиться самостоятельно, создавая опухоль вокруг поврежденной области - вот так у курильщика образуется рак легких.
Сейчас мы измерим собственную ЖЕЛ и сравним ее с нормальным значением.
Учитель разбивает класс на пары и раздает описание лабораторной работы (приложение 2)
Анализируют влияние курения на организм человека, в частности на объем легких.
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К).
Рефлексия способов и условий действия (П).
Практическая часть. Лабораторный опыт
«Измерение жизненной ёмкости лёгких человека».
Дети в парах выполняют лабораторную работу
Демонстрируют результаты работы каждой пары и делают выводы.
Фиксируют в тетрадь выводы
Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К).
Умение выражать мысли (К).
Физкультминутка
6
Как помочь организму избавиться от накопившихся токсинов в легких?
Шаг 1. Начните регулярно выполнять физические упражнения, постепенно увеличивая их количество. Во время тренировок, легкие естественным путем начнут избавляться от слизи и мокроты, через кашель.
Шаг 2. Выполняйте дыхательные упражнения. Существует комплексы дыхательных упражнений, которые значительно улучшают работу легких.
Выполняя эти простые, но эффективные дыхательные упражнения Вы значительно улучшите не только работу легких, но здоровье всего организма:
Упражнение № 1. Улучшение осанки
Сидя на стуле в удобной позе, спина прямо, расслабьтесь и закройте глаза. Выдыхая, опускайте подбородок на грудь и наклоняйтесь вперед до тех пор, пока локти не коснутся коленей. После завершения медленного выдоха в этой позе быстро выпрямитесь, одновременно сделав носом полный вдох, широко откройте глаза и задержите дыхание на 5 секунд (постепенно увеличивайте время до 10 секунд).
Фиксируйте внимание на том, как быстрый вдох способствует улучшению вашей осанки, когда вы выпрямляетесь.
После задержки дыхания на вдохе выдохните медленно через рот. Затем закройте глаза и повторите упражнение еще два раза.
Это упражнение снимает мышечное напряжение плеч, спины, дает отдых глазам, снабжает вас энергией.
Упражнение № 2. Полное использование объема легких
Большинство людей не используют полностью объем своих легких, и это упражнение поможет заполнить свежим воздухом неиспользуемые участки легких. Выполняйте его с умеренной интенсивностью, но часто, и ваши легкие станут здоровее и сильнее.
Сядьте или встаньте в удобной позе, вдохните через нос глубоким, диафрагмальным дыханием. При этом голову отведите назад, но без напряжения.
Сохраняйте такую позу на вдохе 3-5 секунд, а затем медленно выдохните через сжатые зубы. При этом голова возвращается в прежнее положение.
Во время выдоха (должен быть слышен шипящий звук, выходящего с силой сквозь сжатые зубы, воздуха) концентрируйтесь на выведении всего старого воздуха из ваших легких. Повторите это упражнение несколько раз.
Упражнение № 3. Увеличение объема легких
Это упражнение поможет вам максимально использовать объем легких, дыша легко и свободно. Выполняйте его несколько раз в день дома и на работе.
Стоя с расслабленными коленями, наклонитесь и полностью выдохните весь старый воздух. Хорошо при этом втягивать живот на выдохе. Затем выпрямитесь, медленно, глубоко вдохните и задержите дыхание в течение 20 секунд. Поначалу можете задать меньшую, комфортную для вас, длительность задержки дыхания.
Когда вы отсчитываете задержку дыхания, вытяните руки над головой. Это способствует растяжению легких и увеличению их объема. Медленно выдохните, расслабившись и наклонившись. Выполните упражнение 2-3 и более раз.
Выполняют дыхательные упражнения.
Саморегуляция (Р).
IV. Закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции.
3
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
6
- Какую тему мы изучили на уроке?
Рефлексия «Все в твоих руках».
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
Повторить § §
Выполнить задание …. письменно в тетрадь
Учащиеся дают ответы на вопросы.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.
Анализируют работу на уроке через самооценку.
Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.
Записывают домашнее задание.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).
Приложение 2.
Лабораторный опыт «Определение дыхательного объема и жизненной ёмкости лёгких человека»
Теоретическая часть.
Лёгкие у человека — парный орган дыхания. Лёгкие заложены в грудной полости, прилегая справа и слева к сердцу, имеют форму полуконуса, основание которого расположено на диафрагме, а верхушка выступает на 1-3 см выше ключицы. Правое лёгкое состоит из 3, а левое из 2 долей. Скелет лёгкого образуют древовидно разветвляющиеся бронхи. Каждое лёгкое покрыто серозной оболочной — легочной плеврой и лежит в плевральном мешке. Внутренняя поверхность грудной полости покрыта пристеночной плеврой. С внутренней (сердечной) поверхности в лёгких имеется углубление — ворота лёгких. В них входят бронхи, легочная артерия, и выходят две легочных вены. Легочная артерия ветвится параллельно ветвлению бронхов. При вдохе давление в легком ниже атмосферного, а при выдохе — выше, что дает возможность воздуху поступать внутрь легкого. (см. Приложение № 3.)
Процесс внешнего дыхания обусловлен изменением объема воздуха в легких в течение фаз вдоха и выдоха дыхательного цикла. При спокойном дыхании соотношение длительности вдоха к выдоху в дыхательном цикле равняется в среднем 1:1,3. Внешнее дыхание человека характеризуется частотой и глубиной дыхательных движений.
Частота дыхания человека измеряется количеством дыхательных циклов в течение 1 мин и ее величина в покое у взрослого человека варьирует от 12 до 20 в 1 мин. Этот показатель внешнего дыхания возрастает при физической работе, повышении температуры окружающей среды, а также изменяется с возрастом. Например, у новорожденных частота дыхания равна 60—70 в 1 мин, а у людей в возрасте 25—30 лет — в среднем 16 в 1 мин.
Глубина дыхания определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в течение одного дыхательного цикла. Произведение частоты дыхательных движений на их глубину характеризует основную величину внешнего дыхания — вентиляцию легких. Количественной мерой вентиляции легких является минутный объем дыхания — это объем воздуха, который человек вдыхает и выдыхает за 1 мин.
Величина минутного объема дыхания человека в покое варьирует в пределах 6—8 л. При физической работе у человека минутный объем дыхания может возрастать в 7—10 раз.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – это показатель внешнего дыхания, представляющий собой объем воздуха, выходящего из дыхательных путей при максимальном выдохе, произведенном после максимального вдоха. (см. Приложение № 4.) Полная ёмкость лёгких примерно равна 5000 см³, обычный вдох составляет 500 см³, жизненная (при максимальном вдохе и выдохе) — приблизительно 3500—4500 см³.
В зависимости от его модификации возможно определение этого показателя тремя методами: ЖЕЛ вдоха, ЖЕЛ выдоха и двухстадийное определение ЖЕЛ
Для определения ЖЕЛ вдоха (метод 1) после нескольких спокойных дыхательных циклов человека инструктируют выдохнуть весь возможный объем воздуха из легких. При этом задействуется резервный объем выдоха. Сразу же вслед за этим его просят из положения полного выдоха как можно более глубоко вдохнуть, до ощущения максимального наполнения легких воздухом, тем самым задействовав резервный объем вдоха.
Для определения ЖЕЛ выдоха (метод 2) человек сначала делает максимально полный вдох из положения спокойного выдоха, а затем из положения полного вдоха максимально полно завершает выдох.
Двухстадийное определение ЖЕЛ (метод 3) - после спокойного вдоха человек делает максимально полный выдох, затем возвращается к обычному спокойному дыханию и лишь после нескольких дыхательных движений делает максимально полный вдох из положения спокойного выдоха.