Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Постановка цели. | | Приветствие, вступительное слово учителя, сообщение темы урока, организация внимания детей, постановка целей и задач урока совместно с учащимися. О каких законах идет речь? -лопасти винта отбрасывают воду назад, вследствие этого винтовой кораблик движется вперед? - американские профессиональные баскетболисты показывали удивительное зрелище: игру с темным светящимся мячом. Видна была траектория мяча. Чем это объяснить? - получив в боксерском поединке удар в челюсть , можете смело говорить после нокдауна «Ох, и ударил я его сегодня - согласно какому закону направление ускорения тела всегда совпадает с направлением силы, действующей на данное тело? - какой закон утверждает, что действие одного тела на другое носит взаимный характер? -какой закон утверждает , что существуют инерциальные системы отсчета? - по какому закону определяют ускорение тела, движущегося по действием сил? | Включаются в ритм урока. Тема: «Третий закон Ньютона». | беседа |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. | | Задаёт вопросы и анализирует ответы учеников: -Как движется тело, если на него не действуют другие тела? - Тело движется прямолинейно и равномерно. Меняется ли при этом его скорость? - Чему равно ускорение тела движущегося прямолинейно и равномерно? - Как формулируется I закон Ньютона? - Какие системы отсчета называются инерциальными, а какие - неинерциальными? - Можно ли в ряже случаев считать инерциальными системы отсчета, связанные с телами, которые покоятся или движутся прямолинейно и равномерно относительно Земли? | Учащиеся отвечают на вопросы, вносят дополнения в ответы одноклассников. | беседа |
Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). | | Вопрос: -когда вы играете в волейбол вы ударяете рукой по волейбольному мячу, что при этом вы ощущаете? -какой можно сделать вывод? Ребята некоторые вопросы вызвали у вас затруднения. Значит, этого вы ещё не знаете, мы с вами изучили Первый и Второй законы Ньютона Так какую же причину мы должны решить сегодня на уроке? | Ответ: -обратное действие на руку -нельзя толкнуть, что- либо не испытав обратного действия
Примерный ответ учеников. Мы должны познакомиться еще с одним законом Ньютона. | беседа |
Этап выявления места и причины затруднения | | Да, действительно, Ньютон открыл ещё один закон третий и мы его должны сегодня на уроке изучить, понять и применить. Третий закон был сформулирован на основании многих опытов и в этом мы сейчас убедимся. Мы много раз указывали на то, что действие тел друг на друга всегда взаимны. Что вы можете об этом сказать? |
Примерный ответ учеников. Теперь мы можем сказать, что каждое из взаимодействующих тел действует на другое с некоторой силой. Именно поэтому каждое из тел приходит в движение. | беседа |
Этап реализации построенного проекта | | То есть не бывает одностороннего действия одного тела на другое, тела всегда взаимодействуют друг с другом. Давайте обратимся к опытам. Демонстрация опытов: Возьмём две тележки одинаковой массы m. К одной из них прикреплена упругая стальная пластина. Согнём пластину и свяжем её нитью. Приставим к первой вторую тележку так, чтобы она плотно соприкасалась с другим концом пластинки. Если пережечь нить, то пластинка начнёт выпрямляться, и обе тележки придут в движение с ускорениями. Тележки после взаимодействия совершают одинаковые по модулю перемещения за одинаковое время. Следовательно, тележки после взаимодействия посредством пружины приобрели одинаковые по модулю скорости. Одинаковы и модули ускорений, сообщённых силой упругости. Но ускорения направлены в противоположные стороны. Поэтому сила, действующая на первую тележку со стороны второй, и сила, действующая на вторую тележку со стороны первой, равны по модулю, но противоположны по направлению. На рисунке изображены два сцепленных друг с другом динамометра, один из которых прикреплен к вертикальной стойке. Давайте проведём этот опыт Если потянуть за другой динамометр, то пружины обоих приборов растянутся, и буду действовать друг на друга силами упругости F1 и F2 , направленными в противоположные стороны. Что вы наблюдаете? Эти и многие другие опыты свидетельствуют о Третьем законе Ньютона, который гласит. «Силы, которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению».
Математически он записывается в следующем виде F 1 = - F 2 Ребята вы теперь знаете с помощью чего можно объяснить любое из наблюдаемых нами движений?
Третий закон Ньютона еще показывает, что силы из-за «взаимного действия тел друг на друга всегда появляются парами. Следует отметить так же, что силы, возникающие в результате взаимодействия тел, являются силами одной и той же природы. Например, Земля и Луна взаимодействуют друг с другом посредством сил всемирного тяготения. Одна из сил приложена к Луне, другая – к Земле. Вы уже знаете, что под действием притяжения к Земле тела, лежащие на опоре, немного сжимаются сами и сжимают находящуюся под ним опору. Какие силы в результате возникают?
Следует помнить, что силы, о которых говорится в Третьем законе Ньютона, никогда не уравновешивают друг друга, поскольку они приложены к разным телам. Какие силы могут уравновешиваться? |
Ученики подходят к демонстрационному столу и выполняют небольшую лабораторную работу.
Примерный ответ учеников. Показания динамометров одинаковы – значит, модули сил равны (делают запись в тетрадях).
Ученики проговаривают его и записывают в тетради
ученики записывают в тетрадь
Примерный ответ учеников. С помощью законов Ньютона.
Примерный ответ учеников. В результате возникают силы одной природы – силы упругости.
(работа с учебником) Уравновешиваться могут лишь силы, приложенные к одному телу. Тогда их равнодействующая равна нулю, и тело при этом находится в равновесии, то есть либо покоится, либо движется равномерно и прямолинейно. | беседа |
Рефлексии деятельности (итог занятия, деятельности). | | Организует проведение рефлексии по вопросам, спроецированным на доске, задаёт домашнее задание. | Отвечают индивидуально на вопросы: Достиг ли ты сегодня цели урока? Если достиг, то что показалось наиболее интересным? Почему? Если не достиг, то что помешало? Что бы ты изменил в уроке? Что мог бы посоветовать однокласснику, который не удовлетворён сегодняшним уроком? | |