kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Третий закон Ньютона."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе программы  Е.М. Гутник,   А.П. Перышкин (Сборник рабочих программ для   общеобразовательных учреждений: Физика 7-9 кл. / Н.В. Шаронова, Н.Н.Иванова, О.Ф. Кабардин. - Москва: Просвещение, 2011 год). Учебная программа 9 класса рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю и рекомендуется для школ,  в которых в 8 классе  физика - 3 часа в неделю и в которых в 10-11 классах физика изучается на профильном уровне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Третий закон Ньютона."»

п/п

Тема урока

Тип урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

личностные

предметные умения

метапредметные

универсальные учебные действия (УУД)

27

Третий закон Ньютона

Изучение нового материала

формулировка третьего закона Ньютона, применение закона при решении задач

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся

к саморазвитию и самообразованию на

основе мотивации к обучению и познанию.


Умение анализировать и сравнивать, формировать новые понятия

Регулятивные: умеет слушать в соответствии с целевой установкой;


Познавательные: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию

Коммуникативные: умение слушать указания учителя, слаженно работать в группе, вырабатывать правильное мнение.

9 класс Технологическая карта урока физики Дата___________





Этапы урока, предполагаемый результат

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Постановка цели.


Приветствие, вступительное слово учителя, сообщение темы урока, организация внимания детей, постановка целей и задач урока совместно с учащимися.

О каких законах идет речь?

-лопасти винта отбрасывают воду назад, вследствие этого винтовой кораблик движется вперед?

- американские профессиональные баскетболисты показывали удивительное зрелище: игру с темным светящимся мячом. Видна была траектория мяча. Чем это объяснить?

- получив в боксерском поединке удар в челюсть , можете смело говорить после нокдауна «Ох, и ударил я его сегодня

- согласно какому закону направление ускорения тела всегда совпадает с направлением силы, действующей на данное тело?

- какой закон утверждает, что действие одного тела на другое носит взаимный характер?

-какой закон утверждает , что существуют инерциальные системы отсчета?

- по какому закону определяют ускорение тела, движущегося по действием сил?


Включаются в ритм урока.

Тема: «Третий закон Ньютона».


беседа

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.



Задаёт вопросы и анализирует ответы учеников:

-Как движется тело, если на него не действуют другие тела?

- Тело движется прямолинейно и равномерно. Меняется ли при этом его скорость?

- Чему равно ускорение тела движущегося прямолинейно и равномерно?
- Как формулируется I закон Ньютона?

- Какие системы отсчета называются инерциальными, а какие - неинерциальными?

- Можно ли в ряже случаев считать инерциальными системы отсчета, связанные с телами, которые покоятся или движутся прямолинейно и равномерно относительно Земли?

Учащиеся отвечают на вопросы, вносят дополнения в ответы одноклассников.

беседа

Выявления причин затруднения и постановки цели деятельности.



Совместно с учащимися формулирует тему и цель урока:

«Третий закон Ньютона».

Цель: изучить третий закон Ньютона

Дети формулируют и записывают тему и цель урока: понять, в чём заключается третий закон Ньютона, объяснить наблюдаемые в видеофрагментах явления.

беседа

Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).



Вопрос:

-когда вы играете в волейбол вы ударяете рукой по волейбольному мячу, что при этом вы ощущаете?

-какой можно сделать вывод?




Ребята некоторые вопросы вызвали у вас затруднения. Значит, этого вы ещё не знаете, мы с вами изучили Первый и Второй законы Ньютона

Так какую же причину мы должны решить сегодня на уроке?


Ответ:

-обратное действие на руку




-нельзя толкнуть, что- либо не испытав обратного действия




















Примерный ответ учеников. Мы должны познакомиться еще с одним законом Ньютона.

беседа

Этап выявления места и причины затруднения



Да, действительно, Ньютон открыл ещё один закон третий и мы его должны сегодня на уроке изучить, понять и применить. Третий закон был сформулирован на основании многих опытов и в этом мы сейчас убедимся. Мы много раз указывали на то, что действие тел друг на друга всегда взаимны.

Что вы можете об этом сказать?























Примерный ответ учеников. Теперь мы можем сказать, что каждое из взаимодействующих тел действует на другое с некоторой силой. Именно поэтому каждое из тел приходит в движение.


беседа

Этап реализации построенного проекта



То есть не бывает одностороннего действия одного тела на другое, тела всегда взаимодействуют друг с другом. Давайте обратимся к опытам.

Демонстрация опытов:

Возьмём две тележки одинаковой массы m. К одной из них прикреплена упругая стальная пластина. Согнём пластину и свяжем её нитью. Приставим к первой вторую тележку так, чтобы она плотно соприкасалась с другим концом пластинки.

 Если пережечь нить, то пластинка начнёт выпрямляться, и обе тележки придут в движение с ускорениями. Тележки после взаимодействия совершают одинаковые по модулю перемещения за одинаковое время. Следовательно, тележки после взаимодействия посредством пружины приобрели одинаковые по модулю скорости.

Одинаковы и модули ускорений, сообщённых силой упругости. Но ускорения направлены в противоположные стороны. Поэтому сила, действующая на первую тележку со стороны второй, и сила, действующая на вторую тележку со стороны первой, равны по модулю, но противоположны по направлению.

    На рисунке изображены два сцепленных друг с другом динамометра, один из которых прикреплен к вертикальной стойке. Давайте проведём этот опыт

  

Если потянуть за другой динамометр, то пружины обоих приборов растянутся,  и буду действовать друг на друга силами упругости F1 и  F2 , направленными в противоположные стороны.

  Что вы наблюдаете?






Эти и многие другие опыты свидетельствуют о Третьем законе Ньютона, который гласит.

«Силы, которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению». 



Математически он записывается в следующем виде

F 1 = - F 2

Ребята вы теперь знаете с помощью чего можно объяснить любое из наблюдаемых нами движений?

 



Третий закон Ньютона еще показывает, что силы из-за «взаимного действия тел друг на друга всегда появляются парами.

 

 Следует отметить так же, что силы, возникающие в результате взаимодействия тел, являются силами одной и той же природы.

 

 Например, Земля и Луна взаимодействуют друг с другом посредством сил всемирного тяготения. Одна из сил приложена к Луне, другая – к Земле.

Вы уже знаете, что под действием притяжения к Земле тела, лежащие на опоре, немного сжимаются сами и сжимают находящуюся под ним опору. Какие силы в результате возникают?

 

 



Следует помнить, что силы, о которых говорится в Третьем законе Ньютона, никогда не уравновешивают друг друга, поскольку они приложены к разным телам. Какие силы могут уравновешиваться?

 

 

 

 

 

 

 

 































































































Ученики подходят к демонстрационному столу и выполняют небольшую лабораторную работу.















Примерный ответ учеников. Показания динамометров одинаковы – значит, модули сил равны (делают запись в тетрадях).







Ученики проговаривают его и записывают в тетради















ученики записывают в тетрадь





Примерный ответ учеников. С помощью законов Ньютона.



















































 Примерный ответ учеников. В результате возникают силы одной природы – силы упругости.







(работа с учебником) Уравновешиваться могут лишь силы, приложенные к одному телу. Тогда их равнодействующая равна нулю, и тело при этом находится в равновесии, то есть либо покоится, либо движется равномерно и прямолинейно.


беседа

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи



Помогает сформулировать чёткие выводы по результатам экспериментов

Давайте выделим особенности Третьего закона Ньютона.


Проговаривают полученные результаты и первичные выводы.

Вписывают пропущенные слова, после проверяем правильность заполнения, проговаривая.

беседа

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



Организует работу групп

Выявляют причины несовпадений, формулируют выводы. Озвучивают окончательный результат исследования. Отвечают на вопросы


Включения в систему знаний и повторения.



Анализирует ответы учащихся. Дополняет ответы, организует обобщение основных закономерностей процессов.

Тема урока исчерпана. Отметьте, пожалуйста, какие этапы урока запомнились и почему.


Высказывания учеников …




Рефлексии деятельности (итог занятия, деятельности).



Организует проведение рефлексии по вопросам, спроецированным на доске, задаёт домашнее задание.

Отвечают индивидуально на вопросы:

  1. Достиг ли ты сегодня цели урока?

  2. Если достиг, то что показалось наиболее интересным? Почему?

  3. Если не достиг, то что помешало?

  4. Что бы ты изменил в уроке?

  5. Что мог бы посоветовать однокласснику, который не удовлетворён сегодняшним уроком?



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Третий закон Ньютона."

Автор: Апросинкина Наталья Владимировна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359420


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства