Учебно-методический пакет по теме: «Энергия. Закон сохранения энергии» курса «Работа. Мощность. Энергия» на 2 часа.
Урок 1. Энергия.
Урок 2. Закон сохранения энергии.
Урок 1. Энергия.
Цель: создать условия для формирования понятий «энергия», «кинетическая энергия», «потенциальная энергия», сформулировать их определение, установить, от каких величин зависят различные виды энергии.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к деятельности. | Задание. Двое грузчиков работают на стройке. Однако один из них может носить по десятку кирпичей, а другой и пять еле-еле унесет. От чего это зависит и как характеризуют их способности к совершению работы? | Ответы детей. Речь идет об энергии. |
2.Постановка учебной задачи. | Беседа. Какая задача стоит перед нами на уроке? Выяснить, что же такое энергия и от чего она зависит. | Осмысление задачи. |
3.Построение выхода по решению учебной задачи. | Выведение алгоритма совместно с учащимися. | Алгоритм. 1.Дать определение энергии. 2.Ее обозначение и единицы измерения. 3.Рассмотреть различные виды энергии. 4.Установить, от чего зависит каждый вид энергии. |
4.Выполнение действий по алгоритму. | 1.Поисковая беседа. Вернемся к нашим рабочим. Что совершают рабочие настройке? Какой рабочий способен совершить большую работу? По мере совершения работы грузчики устают и их энергия уменьшается. Попробуйте дать определение энергии. 2.Р.Т. стр.97 №210 3.Формирование понятия кинетической и потенциальной энергии. Эксперимент с движущейся тележкой и мячем, упавшем со стола в ведро с водой, деформированной пружиной. 4. Установление зависимости кинетической энергии от скорости и массы, потенциальной энергии от массы и высоты. 5.Зависимость от тела отсчета. 6.Р.Т. стр. 98 №211. 7.Результаты работы фиксируются в Р.Т., основные определения записываются в тетрадь для конспектов. | Выполняют задания по алгоритму. Отвечают на вопросы. Формулируют определение энергии. Единицы измерения энергии по аналогии с работой. |
5.Первичное закрепление знаний. | Организация решения задач Р.Т. №217,218 стр.101. | Выполняют задачи в тетрадях, 2 человека у доски совместно с учителем. |
6.Включение знаний в систему. | Тест Р.Т. № 212 стр. 98 | Выполняют тест. |
7.Итоги урока. Рефлексия. | Беседа. Какая задача стояла на уроке? Удалось нам ее выполнить? Что нового вы узнали? | Отвечают на вопросы. |
8.Домашнее задание. | & 35, 36, зад.26 | |
Урок 2. Закон сохранения энергии
Цель: создать условия для установления закона сохранения и превращения механической энергии и доказать его выполнение.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. | Организует учебный процесс | |
2.Проверка домашней работы. | Организует проверку домашней работы: 1.зад. 26(4,5) – 2 человека у доски. 2.зад 26(1-3) устно. 3.Р.Т. №214, 215. | Записывают решение задачи на доске, отвечают на вопросы. |
3.Письменная проверка знаний. | Физический диктант. 1.Закончите фразу: физическая величина, характеризующая способность тела совершить работу называется… 2.Обозначение и единицы измерения энергии и работы. 3.Формула кинетической энергии. 4.Формула потенциальной энергии. 5.От чего зависит энергия движения. 6.От чего зависит энергия взаимодействия. | Выполняют физический диктант на листочках. |
4.Самоопределение деятельности. | Поисковая беседа. Знакомы ли вам эти выражения: если в одном месте прибавилось, то в другом убавилось, без труда не вытащить и рыбку из пруда, и, наконец, из Простоквашино чтобы купить что-нибудь ненужное, надо сначала продать что-нибудь ненужное. О чем идет речь? Свяжите эти фразы с темой нашего урока. Верно, речь идет о превращении энергии. | Отвечают на вопросы. |
5.Постановка задачи. | Какая задача урока? Установить, в чем заключается закон сохранения и превращения энергии. | Осмысляют учебную задачу. |
6.Построение выхода по решению учебной задачи. | Выведение алгоритма. Скажите, как выполнить нашу задачу? | Алгоритм. 1.Установить, как выполняется закон сохранения и превращения энергии. 2. Сформулировать закон. 3.Выяснить, всегда ли он выполняется. |
7.Выполнение действий по алгоритму. | 1.Демонстрация движения шарика по наклонному желобу, установление препятствия, демонстрация нитяного и пружинного маятника с установлением величины различных видов энергий. 2. Формулировка закона с компьютерной демонстрацией. 3.Рассмотреть передачу энергии от одного тела к другому и проявление сил трения. | Участие в поисковой беседе с записью основных положений в тетради для конспектов. Пробуют сформулировать закон. |
8.Первичное закрепление знаний. | Организует решение задачи Р.Т №221 стр.102. | Решают задачу 1 человек у доски, остальные – в Р.Т. |
9.Включение знаний в систему. | Самостоятельная работа. Р.Т. №213 стр. 99. | Выполняют самостоятельную работу. |
11.Итоги урока. Рефлексия. | Какая задача стояла перед нами на уроке? Удалось нам ее выполнить? Что нового вы узнали? | |
12.Домашнее задание. | &37, зад.27 | |