Короплясова Г.В.
Образовательные цели.
Развивающие цели.
Воспитательные цели.
3. Изучение нового материала
«Тепловые машины.». Хронометраж.
№ слайда | Текст сообщения. |
3 | Более 2000 лет назад в III веке до н.э., великий греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара (рисунок этого устройства был найден спустя 18 столетий). |
4 | Тремя столетиями позже в Александрии выдающийся ученый Герон описал разные машины, приборы, механизмы, изобретенные им и существовавшие в те времена. Среди них был и так называемый ныне «Героинов шар» прообраз реактивных двигателей. |
5 | Прошло 15 столетий. Расцвет науки и культуры. Выдающийся итальянский ученый, художник, Леонардо да Винчи задумывается над тем как можно использовать внутреннюю энергию пара. В его рисунках находим изобретение цилиндра и поршня. Под поршнем в цилиндре находится вода, а сам цилиндр подогревается. |
6 | Через 100 лет итальянец Д Бранка описал двигатель, в котором использовалась энергия пара в другом виде. Это было колесо с лопатками, в которые с силой ударялась струя пара, благодаря чему колесо начинало вращаться. Как была изобретена паровая турбина. Над изобретением паровой машины в 17-18 веках трудились многие: Томас Севери и Томас Ньюкомен (Англия) |
7 | Современная паровая турбина |
8 | Дени Папен (Франция) |
9 | И.И. Ползунов (Россия) |
10 | Первые паровые машины для практического пользования были малопригодны (надо было подводить и отводить огонь, подавать охлажденную воду и т.д.). Но они уже работали: приводили в действие водяные насосы, откачивающие воду с шахт, поднимали грузы, … . Но так как они работали прерывисто, то приводить в действие машины и станки у которых вал вращался непрерывно, они не могли. Понадобилось еще 50 лет, чтобы универсальный двигатель был изобретен не в просвещенной Европе, а в крепостной России на одной из ее окраин Алтае. Изобрел его русский изобретатель, солдатский сын И. Ползунов учился в горнозаводской школе, с 14 лет работал на рудниках и плавильных заводах Алтая. В Барнауле построил «огнедышащую машину», которая делом всей его жизни и стоила ему жизни. В 1763 году представил проект универсальной машины непрерывного действия с двумя цилиндрами. Машина предназначалась для воздуходувных мехов нагнетающих воздух в плавильные печи. До испытаний не дожил. Умер в 38 лет. Но ученики через неделю после смерти испытали машину. Проработала она всего 43 дня. К концу 18 века все основные виды тепловых двигателей: паровые машины, ДВС, паровые турбины (Бранк), реактивные двигатели (Геронов шар), были разработаны в общих чертах. Началась эпоха их совершенствования. |
11 | К концу 18 века все основные виды тепловых двигателей были разработаны в общих чертах: - паровые машины; Началась эпоха их совершенствования |
12 | Создателем универсального двигателя, который получил широкое распространение стал английский механик Джеймс Уатт. |
13 | Начиная с 1968 г. Д.Уатт на протяжении многих лет занимался усовершенствованием конструкции своей паровой машины. При поддержке крупного промышленника Болтона за 10 лет фирма Уатта построила 66 паровых машин: 22 для медных рудников; 17 для металлургических заводов; 7 для водопроводов, 5 для шахт; 2 для фабрик. В следующие 10 лет было выпущено уже 144 машины. Изобретение паровой машины сыграло огромную роль в переходе к машинному производству. |
14 | На памятнике Уатту написано: «Увеличил власть человека над природой!!!» |
15 | Тепловые машины могут быть устроены различным образом, но в любой тепловой машине должно быть рабочее тело или вещество, которое в рабочей части машины совершает механическую работу, нагреватель, где рабочее вещество получает энергию, холодильник отбирающий у рабочего тела тепло. Рабочим веществом может быть водяной пар или газ. |
16 | Основные части тепловой машины. |
17 | КПД теплового двигателя (машины) Коэффициентом полезного действия теплового двигателя (КПД) называется отношение работы, совершаемой двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя: Коэффициент полезного действия любого теплового двигателя меньше единицы и выражается в процентах. |
18 | Двигатель внутреннего сгорания 1860г. – Французским механиком Ленуаром был изобретён двигатель внутреннего сгорания 1878г. – Немецким изобретателем Отто сконструирован четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания. 1885г. – Немецким изобретателем Даймлером был создан бензиновый двигатель внутреннего сгорания Примерно в то же время Бензиновый двигатель был разработан Костовичем в России. |
19 | Принцип действия одноцилиндрового ДВС. (Работа с действующей моделью) |
20 | Работа одноцилиндрового ДВС |
21 | Двигатели Дизеля 1896г. –Немецкий инженер Рудольф Дизель (18 марта 1858 - 29 сентября 1913) сконструировал двигатель внутреннего сгорания в котором сжималась не горючая смесь, а воздух. Это наиболее экономичные тепловые двигатели 1)работают на дешёвых видах топлива; 2)имеют КПД 31-44%. |
22 | Устройства дизеля |
23 | Экологические последствия работы тепловых двигателей Интенсивное использование тепловых машин на транспорте и в энергетике (тепловые и атомные электростанции) ощутимо влияет на биосферу Земли. Хотя о механизмах влияния жизнедеятельности человека на климат Земли идут научные споры, многие ученые отмечают факторы, благодаря которым может происходить такое влияние: |
24 | Экологические последствия работы тепловых двигателей Парниковый эффект – повышение концентрации углекислого газа (продукт сгорания в нагревателях тепловых машин) в атмосфере. Углекислый газ пропускает видимое и ультрафиолетовое излучение Солнца, но поглощает инфракрасное излучение, идущее в космос от Земли. Это приводит к повышению температуры нижних слоев атмосферы, усилению ураганных ветров и глобальному таянию льдов. Прямое влияние ядовитых выхлопных газов на живую природу (канцерогены, смог, кислотные дожди от побочных продуктов сгорания). Разрушение озонового слоя при полетах самолетов и запусках ракет. Озон верхних слоев атмосферы защищает все живое на Земле от избыточного ультрафиолетового излучения Солнца. |
25 | Решите кроссворд: Интенсивное парообразование со всего объема жидкости. 2. Парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости. 3. Переход вещества из газообразного в жидкое состояние. |
26 | Домашняя работа Определить пути повышения КПД. Предложить альтернативные виды топлива для ДВС. Параграфы 22, 23, 24 Задание 5 стр.57 |