Технологическая карта урока в контексте ФГОС ООО "Электризация"
Технологическая карта урока в контексте ФГОС ООО "Электризация"
Авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. Учебник «Физика 8 класс» авторов Перышкин А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в контексте ФГОС ООО "Электризация"»
Технологическая карта урока в контексте ФГОС ООО
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Балашова Елена Ивановна
Район
Володарский
Место работы
МАОУ СШ №3
Должность
Учитель физики, директор школы
Общая информация
Образовательная область, учебный предмет
физика
Класс
8 класс
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)
Авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. Учебник «Физика 8 класс» авторов Перышкин А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Тема учебного занятия
Электризация
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.
Проект
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия
Первые три урока по новой теме «Электрические явления»
Учебная задача
Открыть способ …
Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования
Содержательная: изучить явление электризации тел (его причины, закономерности), формирование объективной необходимости изучения нового материала;
Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации.
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты
Цель
Уровень
Базовый («обучающийся научится»)
Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)
Цель – предмет (предметный результат)
1.Изучить явление электризация тел. Объяснить опыты, иллюстрирующие явление электризации.
2.Рассмотреть устройство и принцип работы приборов, позволяющих зафиксировать и оценить электрический заряд – электроскоп и электрометр.
3. Объяснить явление электризации на основе представлений о строении атомов.
4.Иметь представления из истории изучения электризации. Выяснить какие вещества могут хорошо и не очень пропускать электрический заряд. Провести эксперименты, подтверждающие различную проводимость материалами электрического заряда.
5.Объяснить и графически изобразить электрическое поле.
Цель – способ (метапредметный результат)
Познавательные:
анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
1. понимают и формулируют проблему с помощью учителя,
2. формулируют под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
3. планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
4. самостоятельно и совместно с учителем оценивают правильность выполнения действий,
5. вносят необходимые коррективы совместно с учителем в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
6. самостоятельно и совместно с учителем контролируют свое время и управляют им.
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
строят устные и письменные высказывания, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
2. формулируют самостоятельно цель и задачи для решения поставленной проблемы;
3. планируют собственную учебную деятельность самостоятельно;
4. самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,
5. вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
6. самостоятельно контролируют свое время и управляют им.
Коммуникативные:
1. работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
2. выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;
3. высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;
4. слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
Цель – ценность (личностный результат)
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Исходное состояние обучающихся:
- имеют опыт…….;
- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)
- могут определять…….;
- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;
- могут планировать, проектировать, моделировать;
- могут контролировать, оценивать и т.д.
- имеют опыт выполнения лабораторных работ
- приводят примеры электрических явлений в жизни
- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;
- могут планировать, проектировать, моделировать;
- могут контролировать, оценивать и т.д.
Формы оценки планируемых результатов
Предметный результат
Метапредметный результат
Личностный результат
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку
-
-
-
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно – информационное обеспечение
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет - ресурсы
ЭОРы
Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2013.
Раздаточный материал
-
Техническое обеспечение
Компьютерная презентация
Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)
1.Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Здравствуйте ребята, вы уже многое знаете и умеете, но сегодня предстоит совершить еще одно открытие.
Здороваются
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
Какие явления нам известны? Где в жизни мы встречаемся с электрическими явлениями?)
Отвечают на вопросы, обсуждают мнения других учащихся.
1.3. Создание проблемной ситуации
Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы. Предлагает сформулировать проблему, пользуясь алгоритмом формулировки проблем.(внимательно ознакомьтесь с фотографией. Сформулируйте проблему, пользуясь предложенным алгоритмом:
Ознакомьтесь с информацией, представленной на фотографии.
Описать, фактическое состояние ситуации
Определить, желаемое состояние ситуации
Сравнить желаемое и фактическое состояние ситуации -выявить противоречия между ними
Сформулировать и записать проблему либо в форме отсутствия или недостатка того, что хотелось бы, либо в форме расхождения между фактами, приводящими к возникновению проблемной ситуации)
Работаю с алгоритмом.
Формулируют с помощью учителя противоречие: «Мы видим, что волосы ребенка прилипают к шарику, но не знаем, почему это происходит».
Проблема: «Как объяснить данное явление?»
2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
На основе сформулированной проблемы создает условия для формулировки цели и определения будущего проектного продукта.
Что нужно сделать, чтобы узнать, какое явление лежит в основе данной проблемы?
Рассказывает легенду о дочери Фалеса Милетского. «Янтарь – по - гречески «электрон», а это «чудо», которое происходило с веретеном, тоже имеет название – «электризация» или по другому можно сказать, что телу сообщен электрический заряд. Мы должны узнать, что такое электризация и как это явление относится к нашей проблеме.
Формулируют цель проекта с помощью учителя: создать логическую карту мысли, объясняющую данное явление.
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
Создает условия для формирования проектных групп.
Организует действия учащихся для работы в группах. Предоставляет проектные задания. В каждой группе в проектном задании дается таблица с алгоритмом для отчета по своему заданию, общая таблица для обмена информацией между группами и таблица в три колонки: «Было не понятно…, «Было сложно…», «Что нужно сделать, что бы было понятно и не сложно…»
-Необходимо внимательно прочитать текст задания.
-выполнить эксперимент
-отметить в таблице все полученные результаты
в чем возникли затруднения (проблемы),
сформулировать вопрос, чтобы выйти из данных затруднений.
Учитель показывает эксперимент- трение эбонитовой палочки об мех. В опыте вы увидели, что при трении электризуются оба тела. Как вы думаете, одинаковыми ли свойствами обладают наэлектризованные тела? Первая группа, проверьте, как взаимодействуют после электризации тела из одного вещества и из разных веществ?
Электризация тел осуществляется не только трением, проведем следующий опыт. (незаряженная гильза и наэлектризованная палочка). Откуда же взялся электрический заряд на гильзе, узнает вторая группа.
Вы уже знаете, что все вещества в природе состоят из атомов и молекул, но атомы и молекулы в обычном состояние электрически нейтральны, то есть не имеют заряда. Но откуда тогда возникает заряд при электризации тел, разберется третья группа.
Ответит на все наши вопросы и гипотезы с точки зрения строения атома, 4 группа.
Демонстрация незаряженной гильзы и эбонитовой палочки. Мы видим, что даже при отсутствие непосредственного контакта, гильза на нити отклоняется. Как же объяснить взаимодействие наэлектризованных тел на расстоянии, узнает 5 группа.
Оказывает помощь в распределении обязанностей внутри группы
Организует действия учащихся по созданию образа проектного продукта.
Консультирует учащихся по созданию проектного продукта.
Организует работу по заполнению табеля учета работы над проектом
Класс делится на 5 групп по 4-5 человека. Каждая группа выбирает руководителя.
Каждая группа знакомится с проектным заданием:
Задание первой группе «Исследователи».
Пронаблюдать взаимодействие двух полосок из полиэтилена, которые предварительно потерли об ладонь, и полиэтилена и бумаги, сделать вывод.
Проверить на опыте взаимодействие двух заряженных стеклянных палочек, эбонитовых, эбонитовой и стеклянной, сделать вывод о взаимодействие заряженных тел и о роде зарядов этих тел, воспользовавшись учебником. (Приложение 1)
Задание второй группе «Экспериментаторы».
Опытным путем изучить устройство и работу электроскопа, сделать вывод об этом устройстве, изучить устройство и работу электрометра, сделать вывод об этом устройстве. Провести эксперимент передачи заряда от одного электрометра к другому при соединение их металлическим стержнем, сделать вывод, найти в учебнике , что такое проводники и диэлектрики, сделать обобщающий вывод. Найти в учебнике, как называется частица с самым малым зарядом, как называется единица электрического заряда, каков по знаку и по значению заряд электрона. (Приложение 2)
Задание третьей группе «Химики».
Работа с учебником химии и физики. Описать строение атома, каково строение атомов водорода, гелия и углерода, как образуются положительные и отрицательные ионы, сделать обобщающий вывод, пояснительные рисунки. (Приложение 3)
Задание четвертой группе «Историки».
Работа с учебником и историческими сведениями.
Объяснить электризацию тел при соприкосновении, объяснить передачу части электрического заряда от одного тела к другому, объяснить существование проводников и непроводников электричества, объяснить притяжение к заряженному телу незаряженных тел, как формулируется закон сохранения заряда. Объяснение электризации 15в и 19в.
Задание пятой группе «Логисты».
Работа с учебником физики 8 класса и учебником физики 7 класса. Узнать, что такое электрическое поле, каковы основные свойства электрического поля, изобразить графически электрическое поле. Провести аналогию между электрическими силами и силам тяготения.
Приложение 1
Работают по проектным заданиям в контексте тем, заполняют таблицу, выполняя эксперимент. Выявляют, что знают по данной теме, выявляют затруднения, возникшие при выполнении эксперимента, что должны узнать. Формулируют цель и планируют действия по решению данной проблемы.
Распределяют обязанности внутри групп.
Пример.I группа.
1 ученик: проводит наблюдение между полосками из бумаги и полиэтилена.
2 ученик: записывает данные эксперимента.
3 ученик: проводит наблюдения с эбонитовыми и стеклянными палочками.
4 ученик: записывает данные, делает вывод
5 ученик: проводит аналогию проделанных исследований с теорией учебника, защищает свою группу.
Создают образ будущего продукта: это итоговая таблица (логическая карта мысли, схема с включением рисунков, иллюстраций).
Оценивают свою собственную работу и работу одноклассников
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Организует работу по созданию критериев проекта
Создает условия для реализации проектного продукта. Осуществляет консультационную помощь в создании проектного продукта.
Организует работу по объединению итоговой карты мысли.
Предлагают варианты критериев оценки.
1.Достоверность найденной информации.
2.Единство оформления
3.Структурность оформления материала.
4.Логичность оформления информации.
5.Наглядность представленной информации.
6.Умение работать в команде
7.Презентация проекта (четкость, понятность и доступность изложения материала).
8.Ответы на дополнительные вопросы
За каждый критерий от 0 до 3 баллов:
3 балла - критерий полностью представлен
2 балла – не достаточно представлен
1 балл – представлен частично
0 баллов – критерий отсутствует
24-21 баллов – «5»
20 -17 баллов – «4»
16-12 баллов - «3»
Приложение 3.
Учащиеся в соответствии с распределенными обязанностями проводят эксперимент.
Оформляют по алгоритму свои задания.
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Создает условия для презентации проектного продукта
Презентуют созданные проектные продукты в форме части кластера
Обмениваются данными, строят на доске итоговую карту мысли и заполняют таблицу «сложностей».
3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Организует обобщение знаний и выполненных действий. Предлагает соотнести задачи и результаты создания проекта, оценить правильность выбора метода проекта.
Осуществляет контроль знаний по теме «Электризация».
Выполняют тестовое задание.
Решают задачи
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Обобщает полученные знания, выполненные действия.
Использует критерии для оценки результатов.
Оценивает полученные знания и освоенные действия в соответствии с критериями.
Оценивают свою работу, работу одноклассников.
Оспаривают или соглашаются с оценкой своих работ. Анализируют допущенные недочеты.
Вносят предложения в алгоритм выполнения однотипных заданий.
Приложение 1.
Алгоритм выполнения работы для первой группы:
(взаимодействие заряженных тел, два рода зарядов )
Опыт 1.
Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.
Полоски ______________________.
Вывод: тела можно наэлектризовать ___трением___________.
В электризации участвуют всегда ____два_______ тела.
электризуются после разделения_____оба_____ тела.
Вывод:
Один из видов электризации - это трение тел.
При этом участвуют всегда два (или больше) тела.
Электризуются оба тела.
Опыт 2.
Наэлектризуйте трением о мех эбонитовую палочку, подвешенную на нити. Приблизьте к ней другую такую же наэлектризованную палочку. Палочки отталкиваются. Так как палочки одинаковые и наэлектризовали их трением об одно и то же тело, можно утверждать, что они имеют заряды одного и того же рода. Сделайте вывод из наблюдаемого явления.
Вывод: таким образом, тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются друг от друга.
Опыт 3.
Наэлектризуйте трением о лист бумаги стеклянную палочку. Приблизьте ее к подвешенной на нити наэлектризованной палочки. Палочки притягиваются. Это означает, что заряд, образовавшийся на стекле другого рода, чем на эбоните. Сделайте вывод из наблюдаемого явления.
Вывод: таким образом, тела, имеющие заряды разного рода, притягиваются друг к другу.
Прочитайте параграф 25, сделайте рисунки взаимодействия зарядов разного рода.
ЗАДАНИЕ. В тетради нарисовать два рисунка. Эбонитовую палочку и кусочек меха, стеклянную палочку и кусочек шелка и поставить знаки заряда, который они получают при трении.
Прочитайте пословицы и ответьте на вопросы:
О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говориться?
Каков физический смысл пословицы? Верна ли она с точки зрения физики?
В чем житейский смысл этой пословицы?
ПОСЛОВИЦЫ
Как соломинка и янтарь (персидская)
Что шелкова ленточка, к стене льнет (русская)
Домашняя работа.
Параграф 25,
КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ
Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют).
Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)
Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (Может, в зависимости от того, чем ее натирают)
Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? (При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.)
Приложение 2.
Алгоритм выполнения работы для второй группы:
(Электроскоп, электрометр, проводники и диэлектрики, делимость электрического заряда, электрон)
1. Опыт 1.
1. Наэлектризуйте друг о друга (трением, прижатием, ударами) линейку из оргстекла и резиновую полоску (оргстекло при взаимодействии с резиной заряжается положительно)
2. Зарядите бумажного человечка, висящего на нити, при помощи заряженной линейки.
3. Подносите заряженные линейку и резиновую полоску поочерёдно к заряженному человечку, не касаясь его, и наблюдайте их взаимодействие. Какими зарядами заряжены гильза и резиновая полоска?
4. Определите с помощью заряженного человечка знаки зарядов у предложенных вам тел после их электризации друг о друга. Результаты опытов внесите в таблицу. Сделайте вывод.
Электризуемые т ела
Об оргстекло
О резину
О полиэтилен
Оргстекло
0
+
+
Резина
-
0
-
Полиэтилен
-
+
0
2. Опыт 2.
Натиранием о шерсть или бумагу сообщите заряд эбонитовой палочке, а затем прикоснитесь палочкой к стержню электроскопа. Вы видите, что лепестки разошлись. Сделайте вывод из наблюдаемого явления и попробуйте объяснить принцип действия прибора.
Выводы: 1) с помощью электроскопа обнаружили, что эбонитовая палочка наэлектризована; 2) действие прибора основано на взаимодействии наэлектризованных тел: лепестки разошлись, так как имеют одноимённые заряды.
3. Опыт 3.
Наэлектризуйте эбонитовую палочку ещё раз и вновь коснитесь ею стержня электроскопа. Сделайте вывод из увиденного.
Вывод: при увеличении электрического заряда на стержне электроскопа лепестки расходятся сильнее.
4.Опыт 4.
Натиранием о шелк сообщите заряд стеклянной палочке, а затем прикоснитесь палочкой к стержню заряженного электроскопа. Вы видите, что лепестки опустились. Попробуйте повторить еще раз, лепестки поднимаются. Сделайте вывод из наблюдаемого явления.
Вывод: зная знак заряда электроскопа, можем определить, каким зарядом наэлектризовано то или другое тело.
5.Опыт 5.
Возьмите стеклянную палочку, потрите её о бумагу, чтобы в результате трения она стала наэлектризованной. Поднесите теперь палочку к шару электрометра. Сделайте вывод из наблюдаемого явления.
Вывод: электрометр, как и электроскоп, используют для обнаружения заряда, определения его знака, суждения о величине заряда.
6.Опыт 6.
Поочерёдно коснитесь стержня заряженного электрометра линейкой из оргстекла и деревянной линейкой. Зарядив электрометр ещё раз, коснитесь его рукой. Объясните наблюдаемые явления и сделайте вывод. Прочитайте параграф 31 учебника физики, сделайте вывод, что такое проводники и диэлектрики.
Учащиеся делают вывод: 1) различные тела и вещества по-разному проводят электрические заряды; 2) существуют тела и вещества, через которые хорошо проходит электрический заряд или не проходит совсем. А также есть вещества, которые по своим электропроводящим свойствам занимают промежуточное положение.
7.Опыт 7.
Возьмите два электрометра. Один из них зарядите, а второй, наоборот, разрядите. Разрядить электрометр с небольшим зарядом просто – достаточно прикоснуться к нему рукой: наша кожа является неплохим проводником, поэтому заряд с шара электрометра перейдёт к нам. Однако будьте ОСТОРОЖНЫ! Благодаря тому, что кожа является хорошим проводником, человек подвержен опасности при контакте с носителями большого электрического заряда.
Теперь возьмите провод на изолированной пластмассовой ручке (изолирует руку от металлической проволоки) – и прикоснитесь к шарам этих электрометров. При этом стрелка второго электрометра практически моментально отклонится от вертикального положения. Продолжите опыт. Разъедините электрометры и коснитесь второго шара рукой. Он разрядится. Еще раз соедините электрометры металлическим стержнем. Оставшийся заряд снова разделится на две равные части, очевидно, что, продолжая подобное деление, можно получить одну восьмую, шестнадцатую и т.д.часть первоначального заряда. Как долго можно дробить первоначальный заряд ? Существует ли предел? Прочитайте параграф 28, сделайте выводы.
Домашняя работа:
Качественные задачи.
Как при помощи отрицательно заряженной палочки узнать неизвестный знак заряда электроскопа? (Ответ. Приблизить палочку к шарику электроскопа. Если листочки разойдутся ещё больше, то электроскоп заряжен отрицательно. Если листочки опустятся, то положительно.) 2. Почему стержень электроскопа всегда делается из металла? (Ответ. Чтобы заряды могли перемещаться.) 3. Почему провода электрической сети прикрепляют к столбам при помощи фарфоровых держателей, а не прямо к металлическим крюкам? (Ответ. Фарфор — хороший изолятор.)
1. § 26,28, 31 , 2. Задание: из подручных средств изготовить простейший электроскоп в течение недели. 3. Используя учебник, справочник или другие источники информации, написать около каждого вещества, проводник это или диэлектрик.
Приложение 3.
Алгоритм выполнения работы для третей группы:
(частицы, входящие в состав ядра, положительные и отрицательные ионы)
1. Прочитайте §29 учебника физики и параграф 6-10 учебника химии, заполните таблицу.
№
Ответы учащихся.
1
Чем отличаются атомы разных химических элементов?
Числом электронов.
2
Почему число электронов не является главной характеристикой атома?
Электроны могут отрываться от атомов и общий заряд электронов изменяется.
3
Что же является главной характеристикой атома? Почему?
Заряд ядра. Его изменить трудно.
4
Из чего состоит ядро атома?
Из протонов_ частиц с положительным зарядом и нейтронов- частиц , не имеющих заряда.
5
Что вы можете сказать о зарядах протона и электрона?
Равны по модулю и отличаются знаком заряда.
6
Имеет ли заряд атом?
Нет. Так число протонов и электронов равны.
7.
Итак подведем итог. Из чего состоит атом?
Из положительного ядра и электронов.
8
Из чего состоит ядро атома.
Из положительно заряженных протонов и нейтронов не имеющих заряда.
2. Заполните таблицу, используя модели атомов и таблицу Менделеева. После заполнения таблицы сделайте выводы.
Вывод: заряд ядра, число протонов в ядре, число электронов и порядковый номер элемента, это одно и тоже число, а общее число протонов и нейтронов равно массе атома.
№
Водород
Н
Гелий
Не
Литий
Li
1
Модель атома
2
Заряд ядра
1
2
3
3
Число протонов
1
2
3
4
Число электронов
1
2
3
5
Порядковый номер элемента.
1
2
3
6
Число нейтронов.
0
2
4
7
Общее число протонов и нейтронов.
1
4
7
8
Атомная масса.
1
4
7
3. Заполните таблицу, используя таблицу Менделеева, учебник химии параграф 6-10, учебник физики параграф 29.
Название частицы
обозначение
Заряд в атомной физике
Заряд в Кулонах
Масса в атомных единицах массы.
Масса в кг.
Электрон.
e
-1
-1,6∙10-19 Кл
5,5∙10-4
9,1∙10-31
Протон.
р
1
1,6∙10-19 Кл
1
1,6726∙10-27
Нейтрон.
n
0
0
1
1,6750∙10-27
4. Заполните таблицу, используя таблицу Менделеева, учебник химии параграф 6-10, учебник физики параграф 29.
№
Ответы учащихся.
1
Что изображено на картинке
Схема атома Бора
2
От атома отрывается электрон. Что можно сказать о суммарном положительном и суммарном отрицательном зарядах в образовавшейся частицы?
Положительный заряд больше отрицательного.
3
Как вы думаете, чему равен заряд этой частицы?
Равен +1
4
Электрон возвращается. Что произошло с частицей?
Стала атомом.
5
Присоединим лишний электрон. Какой заряд положительный или отрицательный будет преобладать?
Преобладает отрицательный.
6
Какая частица образовалась и чему равен ее заряд?
Отрицательный ион с зарядом -1
7
Что вы можете сказать массах ионов?
У положительного иона незначительно уменьшается, у отрицательного- незначительно увеличивается, т.к. масса электрона ничтожна.
5. Заполните таблицу, используя таблицу Менделеева, учебник химии параграф 6-10, учебник физики параграф 29.
Характеристики.
Положительный ион бериллия
Атом бериллия
Отрицательный ион бериллия.
Число протонов.
4
4
4
Число электронов.
3
4
5
Заряд.
+1
0
-1
Масса по сравнению с массой атома.
уменьшилась
m
увеличилась
Приложение 4.
Алгоритм выполнения работы для четвертой группы:
(объяснение электризации тел при соприкосновении, объяснение притяжения заряженных и незаряженных тел, объяснение передачи части электрического заряда от одного тела к другому, объяснение существования проводников и непроводников электричества, формулировка закона сохранения заряда)
1.Объясните электризацию тел при соприкосновении(по картинке), используя учебник физики параграф 30. Сделайте вывод.
Вывод: в обычных условиях тела, состоящие из нейтральных частиц, не имеют заряда. Однако в процессе трения часть электронов, покинувших свои атомы, может перейти с одного тела на другое. Тогда то тело, которое отдало часть своих электронов, будет заряжено положительно, а то тело которое их получило - отрицательно.
2. Объясните притяжение заряженных и незаряженных тел (по картинке), используя учебник физики параграф 30. Сделайте вывод.
Вывод:
3.Объясните передачу части электрического заряда от одного тела к другому (по картинке), используя учебник физики параграф 30. Сделайте вывод.
Вывод:
4. Объясните существование проводников и непроводников электричества (по картинке), используя учебник физики параграф 30. Сделайте вывод.
Вывод:
5. Сформулируйте закона сохранения заряда, используя учебник физики параграф 30. Сделайте вывод.
Вывод:
Приложение 5.
Алгоритм выполнения работы для пятой группы:
(электрическое поле)
1.прочитать параграф 27 учебника физики. Рассказать о теории Майкла Фарадея и Джеймса Максвелла о электрическом поле.
2.прочитать учебник физики 7 класса параграф «Сила. Сила притяжения», сравнить силы в механике и в электричестве, что между ними общего и нет. Что такое электрические силы, сделать пояснительный рисунок.
3.перечислить основные свойства электрического поля.
4.нарисовать силовые линии электрического поля.
5. нарисовать силовые линии поля, создаваемого положительно и отрицательно заряженными частицами.
6. нарисовать силовые линии поля, создаваемого двумя зарядами.
7. заполнить логическую карту мысли «электрическое поле».
Практическое применение (записать).
Понятиепространство, окружающее электрически заряженное тело, называется ЭП:
- ЭП особая форма материи;
- ЭП создаётся электрически заряженными телами;
- ЭП действует на внесенный в него заряд с электрической силой.
Графическое изображение ЭП.
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ (ЭП)
Свойства ЭП:
- реально существует;
- создаётся только зарядом;
- не воспринимается органами чувств;
- существует в вакууме;
- распространяется со скоростью света (с=300 000 км/ч);
- действует на вещество, изменяя его свойства;
- обладает энергией и массой;
- чем ближе к электрически заряженному телу, тем сильнее ЭП и наоборот (эксперимент).
Кто занимался изучением ЭП?
-Майкл Фарадей,
-Джеймс Максвелл.
Что было не понятно?
Что было сложно?
Что нужно сделать, чтобы было понятно и не сложно?
Матрица оценки УУД (оценивает педагог)
Критерий
Поведенческий индикатор
Баллы
1.Формулировка проблемы
Подтверждает понимание проблемы, сформулированной учителем
1
Описывает проблемную ситуацию и формулирует проблему
2
2.Целеполагание и планирование деятельности
С помощью учителя сформулирует задачи, соответствующие цели проекта
1
Самостоятельно формулирует цель и планирует задачи для ее реализации
2
3.Анализ и обработка информации
Проводит простейшие обработку и анализ информации способами, предложенными учителем
1
Самостоятельно обрабатывает информацию и делает выводы по ней
2
4.Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Строит свою речь в соответствии с нормами русского языка
1
Приводит развернутую аргументацию при ответах на вопросы, может защитить свою позицию.
2
5.Контроль и регулирование учебной деятельности
Реализует деятельность по заданиям, предложенным учителем, осуществляет оценку выполненных заданий
1
Корректирует учебную деятельность в результате контроля, осуществленного учителем, определяют затруднения и находят пути выхода из них
2
Оценочный лист
Задания/умения
Критерии оценки
Самооценка
Взаимоооценка
Оценка учителя
Средняя оценка
Предметные результаты
Проверка ранее изученный знаний.
Закончите предложение
«0» ошибок -5
«1-2» ошибки - 4
«3-4» ошибки – 3
«5» и более ошибок - 2
Выполнение лабораторной работы
Выполнен полностью весь алгоритм л/р - 2 балла
Алгоритм выполнения работы выполнен частично -1
Алгоритм выполнения работы не выполнен 0
Полный ответ на два вопроса – 3, на один -1,5 б
Неполный ответ на два вопроса – 2, на один – 1 балл
Нет ответов на вопросы – 0
«5 баллов»-5
«4-3,5 баллов» -4
«2-1 балл» -3
0 баллов -2
Решение задач
Правильно 2 задачи оценка – 5
Правильно 2 задачи с недочетомоценка – 4
Правильно 1 задача оценка – 3
Решена одна задача с недочетом задачи оценка – 2
Метапредметные результаты
Умение видеть проблему
2- достаточно выражен критерий
1-недостаточно выражен критерий
0 –не выражен критерий
Умение формулировать цель
2- достаточно выражен критерий
1-недостаточно выражен критерий
0 –не выражен критерий
Умение планировать деятельность
2- достаточно выражен критерий
1-недостаточно выражен критерий
0 –не выражен критерий
Умение реализовывать деятельность
2- достаточно выражен критерий
1-недостаточно выражен критерий
0 –не выражен критерий
Умение представлять полученный результат умение оценивать свою работу