Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
технология проблемного обучения с элементами критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии
| Деятельность учителя | Формы УП | Планируемый результат (Формируемые УУД) |
I.Мотивация к учебной деятельности |
1. Нестандартное начало Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся. | - Здравствуйте, ребята. Я рада видеть каждого из вас! И пусть зима морозом в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. - Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок. Ребята, сегодня мы наш урок наш урок начнем с загадки: Против лома нет приёма, Если только другой лом. Мерой действия приёма Мы её всегда зовём. В ньютонах выражается, А как же называется? Обучающиеся: Это – сила! Учитель: Как вы думаете, почему я задала именно эту загадку? Предполагаемые ответы детей: потому что на предыдущих уроках мы изучали силы. | . | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются Включение учащихся в деловой ритм работы Коммуникативные УУД: умение слушать; выражать свои мысли. Личностные УУД: ценностно- нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). |
II. Актуализация и пробное учебное действие. Выявления места и причины затруднения. |
2 «Блиц-опрос» Цель: повторить основные понятия и определения , подготовить обучающихся к восприятию нового 3.Прием «Взаимообучение» Цель: применить на практике полученные знания. | Давайте попробуем вспомнить: Что же такое сила? К чему приводит действие силы? Какие силы мы уже знаем? Укажите название прибора для определения силы . Укажите единицы измерения силы. Какие силы действуют на тело, лежащее на столе? Со стороны какого тела действует сила тяжести? Куда направлена сила тяжести? Дайте определение силы тяжести. Как действует сила упругости и куда она направлена? | Фронтально В парах | Познавательные УУД: Формирование мыслительных операций Коммуникативные УУД: умение работать в паре взаимопроверка, обсуждение выполненного задания. |
Этап определения темы урока и целеполагание |
Выход на тему и целеполагание Цель: создав проблемную ситуацию , выйти на тему урока и по ключевым словам определить цели урока | Какое физическое понятие объединяет все вопросы? Сила. Запишем его в тетрадь ,как начальное слово темы урока. А чтобы тема была полной, решите кроссворд, и тема станет известна! 1.Единица измерения силы… 2.Она меняется под действием силы. 3.Одна из характеристик действия силы… 4..Прибор для измерения силы… 5.Причина изменения скорости… 6.Все предметы в физике называются … Записываем тему урока: Сила трения. Какие цели поставим перед собой на уроке? Поставим цели по ключевым словам: | Фронтально. | анализируют и делают выводы; определяют тему урока и ставят цели Регулятивные УУД. Постановка учебной задачи и прогнозирование деятельности на уроке. |
Построение проекта выхода из затруднения. Организация проблемной ситуации для определения проблем с целью их разрешения |
Прием «Яркое пятно» Цель : используя рассказ о железной дороге, создать проблемную ситуацию | Постановка проблемы. Ребята, я хочу рассказать вам историю. Случилось это в далеком 1851 году. 18 августа император Николай I совершил поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчёркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдёт по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако случилось непредвиденное – был дан сигнал к отправлению, а паровоз не мог тронуться с места! Как вы думаете, что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? Что не учел генерал Клейнмихель? Так какое же оно, трение? Вездесущее , необходимое или мешающее? | | |
4.Прием «Инсерт» Цель: промаркировать текст параграфа, определив для себя значимость информации + - знаю - - новое ! – прошу помощи | Откройте учебник, параграф 30 ,стр. 70. Промаркируйте текст, найдите ответы на вопросы а) определение силы трения и запишите в тетрадь. б) причины возникновения силы трения. В) какие виды трения вы узнали. | В парах | Читают текст, помечают, размышляют, отвечают на вопросы, делают выводы. Познавательные УУД: поиск информации структурирование знаний; умение осознанно строить высказывание анализ объектов с целью выделения признаков, формирование мыслительных операций Личностные УУД: определение значимости темы для себя. |
Здоровьесберегающая пауза |
6.Прием «Покажи явление» Цель: снять напряжение с глаз, дать возможность расслабиться | Молодцы, ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа несомненно требовала колоссального напряжения. Давайте немного отдохнём. Предлагаю смоделировать и показать силу трения - скольжения: руками, теперь- ногами. А теперь силу трения покоя. Молодцы, продолжим! | Фронтально | Выполняют задания учителя. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения. |
7.Прием «Примени правило на практике» Цель; научить правильно измерять силу трения динамометром и измерять ее. | А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей, Поделитесь на группы, у нас получилось 3 группы. Каждой группе дано свое исследование: от чего зависит сила трения. Ваша цель: провести эксперимент и заполнить таблицу. Группа № 1 Сравните силы: трения покоя, скольжения, качения. Порядок выполнения работы. Вычислите цену деления шкалы динамометра. Ц.д. = ___________ = ___________ Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по деревянной доске. Для этого положите брусок на коврик, а на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по деревянной доске.. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра Результат измерения силы запишите в таблицу. Измерьте силу трения качения бруска. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по коврику при помощи динамометра . Результат измерения силы запишите в таблицу. Сила трения покоя | Сила трения скольжения | Сила трения качения | | | | Сделайте вывод: какая сила больше: а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения? б) сила трения скольжения или сила трения качения? Группа № 2 Изучите зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. Порядок выполнения работы: Вычислите цену деления шкалы динамометра. Ц .д. = _________________________________ = Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами: а) по деревянной поверхности Вид трущихся поверхностей | Сила трение скольжения, Н | Дерево по дереву | | Дерево по гладкой бумаге | | Дерево по шершавой поверхности | | б) по гладкой бумаге в) по шероховатой поверхности Результаты измерений запишите в таблицу. Сделайте вывод: 1) зависит ли сила трения скольжения: а) от рода трущихся поверхностей? 2.Двигаясь по разным поверхностям сила трения (разная или одинаковая?) б) от шерохов атости трущихся поверхностей? Чем шершавее поверхность ,тем сила трения (больше или меньше Группа № 3 Изучите зависимость силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей. Порядок выполнения р боты: Вычислите цену деления шкалы динамометра. Ц .д. = ____________ = Сила трения при движении бруска на большой грани | Сила трения при движении бруска на маленькой грани | | | 1.Положите брусок большой гранью, а на него два груза и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результаты запишите в таблицу. 2.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груз и снова измерьте силу трения скольжения. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения: а) от массы груза? Чем больше масса груза, тем сила трения (больше или меньше?) б) зависит ли сила трения от площади поверхности бруска при одинаковой массе?
| В группе | С помощью карточки информатора, параграфа учебника, заполняют таблицу, представленную на карточке. Каждая группа получает задания для исследования, которое помогает выработать способы применения их на практике. Регулятивные УУД: Планируют эксперимент по заданию, Познавательные УУД: Проговаривание правила в группе и оформление его в виде таблицы. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; умение полно и точно выражать свои мысли; умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства. |
Объединение результатов, полученных при решении частных проблем и решение главной проблемы. Этап реализации построенного проекта |
8.Прием «Афиширование» Цель: проверить степень усвоения правила и умения применять его на практике | А сейчас каждая группа презентует свои результаты . Зачитайте ответы на поставленные вопросы в эксперименте. Дорогие ребята, вы по ходу выступления можете сделать замечание, похвалить, оценить деятельность группы. | В группе | Презентуют свою таблицу, прикрепляют на доске, объясняют записанное в таблицу. Регулятивные УУД: -дают оценку работе группы. |
| | Индивидуально | |
Коллективное, групповое, индивидуальное решение проблем, проверка результатов работы и исправление ошибок. |
9. Прием «Проверь себя!» Цель: проверить степень усвоения правила в нестандартной ситуации «Решим проблему» | Я предлагаю вам проверить , насколько вы усвоили материал и выполнить задание на карточке: ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Сила, возникающая при взаимодействии ______ одного тела по ________ другого тела, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется силой __________ Существует две причины возникновения трения: ___________поверхности и взаимное ___________молекул соприкасающихся тел. Сила трения всегда направлена в сторону, ______движению тела. Существует несколько видов трения – трение______, трение______, трение ___________и вязкое трение. Сила трения зависит от силы, ________тело к поверхности, от рода ___ ____________поверхностей и от вида трения. Проверим результаты на слайде презентации. Поставим оценку: а) нет ошибок -5 б) две, три ошибки – 4 в) четыре - пять ошибок -3 А сейчас попробуем ответить на проблемный вопрос. Так какое же оно, трение? Ребята, а как вы думаете: трение полезно или вредно? Оно может быть полезным и вредным. В природе и технике трение имеет большое значение. Когда трение полезно его стараются увеличить ,а когда вредно – то уменьшить. Рассказ учителя о трении в природе и технике. | Индивидуально | Вставляют в текст пропущенные слова. Взаимопроверка: обмениваются карточками и проверят результат по шаблону. Познавательные УУД: поиск информации; формирование мыслительных операций; умение выбрать главное, определить существенные и несущественные признаки Личностные УУД: формирование Я - концепции; Коммуникативные УУД: взаимопроверка; взаимообучение; умение работать в паре, |
10.Домашнее задание Цель : предложить разноуровневое задание . | 1) Для ребят, допустивших в тесте 5 и более ошибок § 30,31 +вопросы после текста параграфов. 2) Для ребят, допустивших 1 – 2 ошибки: § 30, 31 + Объясните следующие поговорки. Пошло дело как по маслу. Что кругло – легко катится. Не подмажешь, не поедешь. 3) Для ребят, не допустивших ошибок в тесте: § 30, 31 + А как вы думаете, ребята, как выглядел бы мир без трения? Пофантазируйте и напишите дома физическую сказку «Как я жил без силы трения» ( по желанию) | | Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих. Регулятивные УУД: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
11 .Рефлексия учебной деятельности на уроке.Предложить заполнить лист самооценки. | Ребята, вы сегодня проделали большую работу , показали способность самостоятельно проводить исследовательскую работу, анализировать, делать выводы. Попрошу вас всех оценить свою работу на уроке, заполнить лист самооценки Лист самооценки учащегося 7 класса _______________________________ Какую оценку ты бы себе поставил за урок? __________________________________________ Я узнал _________________________________________________________________________________ Мне понравилось________________________________________________________________________ Всё ли тебе удалось выполнить: ДА / ЧАСТИЧНО / НЕТ (выбери ответ и подчеркни его). Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике: На этом наш урок окончен. Вы большие молодцы! Спасибо большое! Желаю успехов! До свидания!
| | Познавательные УУД: рефлексия деятельности. контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: самоопределение, самооценка. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности . следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |