kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме «Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока, разработанная в соответствии с положениями ФГОС. Урок содержит все этапы, соответствующие данному типу урока: мотивирование на учебную деятельность, актуализацию опорных знаний, открытие нового знания, выполнение проверки первичного усвоения, рефлексию. На уроке реализован системно-деятельностный подход, где много внимания уделяется активной, разносторонней и самостоятельной деятельности обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи»»

Технологическая карта урока по теме «Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи» (8 класс)


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс:

8

Предмет:

Физика

Место урока/занятия

45 (Раздел 2. Электрические и магнитные явления)

Тема урока/занятия

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Уровень изучения:

Базовый уровень

Тип урока/занятия (укажите тип урока):

урок открытия новых знаний и освоения умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ другой (_____________________________________________________________)

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные

Развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

Метапредметные

Выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин.

Предметные

Характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон Ома для участка цепи, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение.

Проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений: планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования.

Ключевые слова: сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома.

Краткое описание:

Оборудование: источник тока, резистор, ключ, амперметр, вольтметр, персональный компьютер (ПК).

Дидактические материалы:

– Пёрышкин, И.М. Физика: 8-й класс: учебник. / И.М. Пёрышкин, А.И. Иванов. – Москва: Просвещение, 2022. – 255с.

– Пёрышкин, А.В. Сборник задач по физике: 7-9 классы. / А.В. Пёрышкин. – Москва: Издательство «Экзамен», 2017. – 271 с.

Электронные образовательные ресурсы:

– Международный педагогический портал «Солнечный свет». – URL: https://solncesvet.ru/

– Учебный фильм «Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Закон Ома». – URL: https://youtu.be/HnZ8EA2p9Ag


БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Выполняет фронтальный психологический приём «Побуждение», состоящий из двух этапов:

1. Актуализация мотивов предыдущих достижений.

Хвалит обучающихся за прошлые успехи:

- Ребята, вы хорошо поработали над предыдущей темой, разобравшись в таких важных физических величинах, как сила тока, напряжение и сопротивление. Вы со мной согласны? Показались ли эти темы вам интересными?

2. Вызвать мотивы относительной неудовлетворённости, а затем усилить мотивы ориентации на предстоящую работу:

- Однако вы не усвоили ещё одну важную сторону, связанную с этими величинами. А между тем, это знание очень пригодится для вашей повседневной жизни. Вы готовы?

Поддерживают диалог с учителем, акцентируя внимание на своих прошлых успехах.







Проникаются любопытством к предстоящей теме. Настраиваются на продуктивную деятельность на уроке.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Проводит фронтальный опрос, касающийся пройденных тем, необходимых для изучения нового материала.

- Давайте освежим в памяти материал, пройденный на предыдущих уроках.

1. Что такое электрический ток?

2. Какие основные элементы входят в электрическую цепь?

3. Что называют силой тока цепи?

4. Какова единица силы тока? Какой прибор измеряет силу тока?

5. Что такое напряжение? Какова единица напряжения?

6. Какой прибор измеряет напряжение?

7. Что такое электрическое сопротивление? Какова единица сопротивления?

8. В чём причина сопротивления проводников электрическому току? Поясните.

Отвечают на поставленные вопросы. Обосновывают и поясняют свои ответы.


Этап 1.3. Целеполагание

- Ребята, вы уже выполнили ряд лабораторных работ по измерению силы тока, напряжения и сопротивления на участках цепи. Заметили ли вы определенные закономерности при измерении этих величин? Как бы вы сформулировали тему предстоящего урока?


Корректирует ответы обучающихся.

- Всё верно. Давайте запишем тему урока: «Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи».


- Попробуйте сформулировать цель и задачи урока.



Обучающиеся пытаются сформулировать тему:

- Зависимость силы тока от напряжения. Зависимость силы тока от сопротивления. Законы для участка цепи.



Записывают тему урока в тетради.




Обучающиеся пытаются сформулировать цель и задачи урока, исходя из темы урока. Например, установить связь между силой тока и напряжением, силой тока и сопротивлением.

БЛОК 2. Открытие нового знания

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Вызывает к демонстрационному столу двух обучающихся и просит собрать электрическую цепь, состоящую из источника питания 6 В, амперметра, резистора 1 Ом, вольтметра, ключа.


При этом третий обучающийся назначается экспертом, который проверяет правильность сборки цепи.

2. Вызывает к демонстрационному столу следующих двух обучающихся, чтобы они замкнули цепь и сняли показания.

3. Вызывает к демонстрационному столу следующих двух обучающихся, чтобы они заменили источник питания с 6 В на 9 В, а затем сняли показания.

4. Вызывает к демонстрационному столу следующих двух обучающихся, чтобы они вернули в цепь источник питания 6 В и заменили резистор 1 Ом на 2 Ом, а затем увеличили до 3 Ом, и сняли показания.

5. Задаёт классу вопрос:

- Как сила тока зависит от напряжения?

6. Задаёт вопрос:

- Ребята, вы можете по этим значениям построить график?

7. Проходит по классу и проверяет, как обучающиеся справились с заданием.











8. Вызывает к доске обучающегося, чтобы он построил график.

9. Обращается к обучающимся:

- Ребята, вы успешно справились с этим видом работы и убедились: во сколько раз увеличивается напряжение на участке цепи, во столько же раз увеличивается сила тока на этом участке. Что представляет собой этот график? Сделайте вывод.

10. Просит класс построить график зависимости силы тока от сопротивления.










11. Обращается к обучающимся:

- Ребята, вы успешно справились с этим заданием и убедились, что у вас получилась кривая, проведенная по экспериментальным точкам, представляющая собой гиперболу. Какие вы можете сделать выводы?

12. Обращается к обучающимся:

- Обобщая результаты опытов, можно утверждать, что сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению. Это утверждение называют законом Ома для участка цепи. И записывается следующим образом:

I = U/R

13. Демонстрирует учебный фильм «Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Закон Ома». https://youtu.be/HnZ8EA2p9Ag

1. Собирают электрическую цепь.

















2. Два обучающихся снимают показания. Весь класс вычерчивают схему электрической цепи в тетради и записывает показания.

3. Два обучающихся делают необходимые изменения в цепи и снимают показания. Весь класс записывает эти показания.


4. Два обучающихся делают необходимые изменения в цепи и снимают показания. Весь класс записывает новые показания.



5. Обучающиеся отвечают, как сила тока зависит от напряжения.


6. Отвечают и строят график зависимости силы тока от напряжения.



8. Обучающийся строит на доске график.

9. Отвечают на поставленный вопрос и делают вывод:

- График представляет собой прямую линию, проходящую через начало координат. То есть сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах этого проводника.


10. Строят график.

11. Формулируют выводы о том, что чем больше сопротивление проводника, тем меньше сила тока при одном и том же напряжении между концами проводника. То есть сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.


12. Записывают формулу в тетради.







13. Смотрят учебный фильм.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Предлагает пройти тестовые задания на знание закона Ома, используя цифровой ресурс по ссылке: https://solncesvet.ru/tests/test-zakon-oma-8-klass/

Самостоятельно выполняют предложенные задания, проверяют правильность ответов с помощью платформы.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Предлагает решить задачи на Закон Ома.

1. Определите сопротивление накаливания нити электрической лампочки при прохождении по ней электрического тока силой I = 0,5 A. Лампочка включена в сеть с напряжением U = 220 B.

2. На проводнике, сопротивление которого R = 40 Ом, напряжение U = 12 B. Определите число электронов, прошедших через поперечное сечение проводника за промежуток времени t = 0,5 мин.

3. Реостат изготовлен из никелиновой проволоки длиной l = 50 м и площадью поперечного сечения S = 1,0 мм 2. Определите напряжение на реостате, если оно по проволоке реостата проходит ток силой I = 2,5 A.

Решают предложенные задачи. После выполнения обсуждают с учителем возникшие трудности.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Задаёт практическое задание:

- Зная значение напряжения, указанного на гальванических элементах, используемых в бытовых приборах (калькуляторы, карманные фонарики, пульты управления, часы, весы), определить как изменится сила тока на участке цепи при уменьшении или увеличении напряжения. Чем это чревато?

Составляют таблицу с указанием прибора, значения напряжения и силы тока.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формирование компетенции «Научное объяснение явлений».

Задание:

Можно ли приборы, работающие на постоянном токе, подключать к источникам питания в ваших квартирах? Ответ обоснуйте.

Отвечают на поставленный вопросы. Обосновывают и поясняют свои ответы.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Предлагает ответить на вопросы:

1. Как сила тока зависит от напряжения?

2. Как сила тока зависит от сопротивления?

3. Как формулируется закон Ома?

Отвечают на предложенные вопросы, выявляя связь между всеми физическими величинами, изученными раннее.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Создаёт ситуацию рефлексии. Вместе с обучающимися возвращается к целям урока и предлагает проанализировать, достигнуты ли они.

Задаёт вопросы:

1. Удалось ли вам разобраться во взаимосвязи таких физических величин, как сила тока, напряжение и сопротивление проводника? Что вызывало трудности, а что показалось самым интересным в этой теме?

2. Какие навыки вы использовали на этом уроке?

3. Что обязательно нужно учитывать при решении задач на закон Ома?

4. Что вам необходимо сделать дома, чтобы разобраться в теме глубже и закрепить материал?

5. Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность на уроке, делятся впечатлениями по поводу особенностей изученного материала, возникающих трудностей и направлений последующего развития. Самостоятельно подводят итоги урока.


Этап 5.2. Домашнее задание

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Даёт инструкции к выполнению домашнего задания:

1. Выучите §38 и выясните, почему электрический ток опасен для человека. Какие органы наиболее чувствительны к электрическому току?

2. Повторите §13.

3. Решите задачи №1-5 из упражнения 30.

4. Ответьте на вопрос: Почему вблизи того места, где оборванный провод высокого напряжения соприкасается с землёй, рекомендуется стоять на одной ноге или уходить очень мелкими шагами?

Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы, если возникает необходимость.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Данилова Галина Фридриховна

Дата: 18.05.2025

Номер свидетельства: 669993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект открытого  урока «Закон Ома для участка цепи»"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiektotkrytoghourokazakonomadliauchastkatsiepi"
    ["file_id"] => string(6) "310001"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458906605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства