участвуют в обсуждении разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Учащиеся самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы; планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления; осуществляют контроль и оценку своих действий
понимают явление инерции, умеют пользоваться методом эмпирического исследования при изучении инерции (наблюдение, сравнение); применяют знания об инерции тел на практике и при работе с техническими и бытовыми приборами, используют эти знания для обеспечения безопасности своей жизни (движение тел по инерции – автомобиль, велосипед, катание на льду, насаживание молотка на рукоятку).
№ п/п | Название этапов урока | Содержание этапов урока ( деятельность учителя) | Деятельность учащихся, ФОУД | Формирование УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Организационный момент. Демонстрация слайда презентации. Беседа. Демонстрирует слайд презентации, где изображен автобус, в котором все пассажиры отклонились вперед. Вопрос: можете ли вы определить по данному рисунку, какие изменения произошли в движении автобуса? Вопрос: можете ли вы объяснить это явление с физической точки зрения? Вопрос: а назвать наблюдаемое явление? | Рассматривают рисунок с демонстрацией инерции, отвечают на вопросы учителя. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
2. | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Фронтальный опрос. Формулирует вопросы: Что называют механическим движением? Какое движение называют равномерным? Какое движение называют неравномерным? Что называют скоростью равномерного движения? Единицы скорости в системе СИ. Средняя скорость неравномерного движения? Можете ли вы ответить на вопрос, когда тело движется с постоянной скоростью (прямолинейно и равномерно)? И когда тело меняет скорость? | Отвечают на вопросы 1-6. Высказывают предположения, отвечая на вопрос 7. Фиксируют затруднение в объяснении причин равномерного и неравномерного движения. | - мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Л); - анализ (П); - структурирование знаний (П); - построение логической цепи рассуждений (П) - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); |
3. | Выявление места и причины затруднения. | Демонстрация слайдов: Точка зрения древних ученых, а именно Аристотеля, на причины равномерного прямолинейного движения. 2. Точка зрения ученого Галилео Галилея на ту же проблему. Демонстрирует портреты Аристотеля и Галилея, формулирует две противоположные точки зрения ученых о причинах равномерного движения. | Высказывают мнение о правдивости утверждений Аристотеля и Галилея, определяют проблему (учебную задачу): разобраться, когда тело движется прямолинейно и равномерно, а когда скорость тела меняется. Высказывают гипотезы о причинах того или иного вида движения. | - мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Л); - анализ (П); - структурирование знаний (П); - построение логической цепи рассуждений (П) - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - волевая саморегуляция (Р). |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. | Строит план решения проблемы совместно с учащимися: что нужно сделать, чтобы решить проблему. Демонстрация столкновения тележек, одна из которых покоилась до взаимодействия, вторая двигалась с некоторой скоростью. Задает вопрос: «Что произойдет, если на покоящуюся тележку наезжает другая такая же тележка?» Помогает сделать вывод, что для изменения скорости тела, необходимо, чтобы на него подействовало другое тело. Задает вопрос: «Как бы двигалось тело, если бы на него не действовали другие тела?» Демонстрирует опыт с шариком, на который сначала действует рука преподавателя, так чтобы направление и скорость шарика постоянно менялись. После того как убирают руку, шарик движется по прямой и приблизительно равномерно. Помогает сделать вывод о причинах равномерного и прямолинейного движения. | Вступают в подводящий диалог с учителем, что необходимо делать, чтобы решить проблему. Формулирует тему урока. Записывают тему урока. Наблюдают эксперимент с тележками, пытаются самостоятельно сделать вывод о причинах изменения скорости тел. Наблюдают опыт с шариком, пробуют сделать вывод, о том, что если бы на тело не действовали другие тела, то оно двигалось бы равномерно и прямолинейно или покоилось. | - самоопределение (Л); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - планирование, прогнозирование (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - построение речевых высказываний (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
5. | Реализация построенного проекта | Предлагает учащимся поработать с дифференцированными заданиями на выполнение пробного действия. | Работа в парах. Возвращаются к пробному действию , и пытаются его выполнить ещё раз. | - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); |
6. | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Контролирует усвоение учащимися новых знаний, формирует или контролирует правильную речь учащихся. Дает точное определение «инерции». Демонстрирует примеры явления инерции в быту и технике без объяснения | Пытаются сформулировать определение инерции, как явления сохранения скорости тела постоянной и причин инерции. Также предварительно для следующего урока проговаривают и причины неравномерного движения. Записывают определение инерции в тетрадь. Пытаются объяснить проявления инерции в быту и технике | - контроль (Р); - коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); -- использование общих приемов решения задач (П); - подведение под понятие (П); - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); - построение речевых высказываний (П); - выведение следствий (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Визуальный индивидуальный контроль | Групповая форма работы, лабораторные опыты (см приложение) Самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. | - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - анализ, сравнение (П); - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); - использование знаково-символических средств (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - использование общих приемов решения задач (П); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - подведение под понятие (П); - выведение следствий, доказательство (П). |
8. | Включение в систему знаний и повторение. | Демонстрирует на слайдах презентации: отряхивание от воды животных, результаты землетрясений, ситуации на дорогах, разнообразные виды спорта, сбрасывание груза с самолета, насаживание лопаты или молотка на древко. | Применяют полученные знания по теме «Инерция» для объяснения разного рода явлений. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - моделирование, преобразование модели (П); - умение структурировать знания (П); - смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); - свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П); |
9. | Рефлексия учебной деятельности. | Возвращает учащихся к целям урока. Проводит рефлексию и контролирует самооценку учащихся. Подведение итогов урока, визуальный контроль над эмоциональным состоянием учащихся, формулировка теоретического и практического домашнего задания. | Отвечают на поставленные цели урока. Что такое инерция. Причины инерции. Примеры проявления инерции в быту, технике, спорте. Оценивают свою деятельность на уроке, выбирая и комментируя вслух следующие высказывания: Чувствую вдохновение (подавленность). Интересно (неинтересно). Не устал(ла), устал(ла). Доволен(довольна), недоволен(недовольна). Вызвало затруднения(перечислить)… | - внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - эмпатия (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); - планирование учебного сотрудничества (К). |
Приложение.
Лабораторные опыты.
Опыт 1.
Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, деревянный брусок.
Опыт 2.
Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, цилиндр металлический.
Опыт. 3
Оборудование: наклонная плоскость, пластмассовый шарик, песок.