kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока-исследования по теме "Инерция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена исследованию явления "Инерция". На уроке учащиеся получат возможность формировать познавательный интерес к явлению движения тел по инерции,  научатся самостоятельно приобретать знания об инерции тела; использовать экспериментальный метод исследования при изучении инерции тела.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока-исследования по теме "Инерция"»

Технологическая карта урока

Учитель: Филиппова Наталия Юрьевна, МБОУ СОШ №33 г. Липецка

Предмет: физика

Класс: 7

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: Дать представление об инерции тела. Показать проявление инерции в быту и технике.

Формируемые УУД:

Личностные:

учащиеся получат возможность формировать познавательный интерес к явлению движения тел по инерции, получат возможность научиться самостоятельно приобретать знания об инерции тела; использовать экспериментальный метод исследования при изучении инерции тела, находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; продолжат формировать умения: принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу, внимательно относиться друг к другу, к учителю, к результатам обучения.

Коммуникативные

участвуют в обсуждении разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные

Учащиеся самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы; планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления; осуществляют контроль и оценку своих действий

Познавательные:

понимают явление инерции, умеют пользоваться методом эмпирического исследования при изучении инерции (наблюдение, сравнение); применяют знания об инерции тел на практике и при работе с техническими и бытовыми приборами, используют эти знания для обеспечения безопасности своей жизни (движение тел по инерции – автомобиль, велосипед, катание на льду, насаживание молотка на рукоятку).

Ресурсы и оборудование: Тележки, брусок, компьютер, видеопроектор, презентация PowerPoint, желоб, шарик, штатив, песок.


Логическая основа урока:

  1. Новое знание: «Инерция»

  2. Задание на пробное действие: определить , какие изменения произошли в движении автобуса.

  3. Фиксация затруднения: учащиеся не могут определить, какие изменения произошли в движении автобуса.

  4. Фиксация причины затруднения: учащиеся не знают причин равномерного и неравномерного движения.

  5. Цель деятельности: Узнать причины движения тела по инерции.

  6. Фиксация нового знания: Учащиеся фиксируют причины равномерного и неравномерного движения.


п/п

Название этапов урока

Содержание этапов урока

( деятельность учителя)

Деятельность учащихся, ФОУД

Формирование УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент. Демонстрация слайда презентации. Беседа.

Демонстрирует слайд презентации, где изображен автобус, в котором все пассажиры отклонились вперед.

Вопрос: можете ли вы определить по данному рисунку, какие изменения произошли в движении автобуса?

Вопрос: можете ли вы объяснить это явление с физической точки зрения?

Вопрос: а назвать наблюдаемое явление?

Рассматривают рисунок с демонстрацией инерции, отвечают на вопросы учителя.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Фронтальный опрос.

Формулирует вопросы:

  1. Что называют механическим движением?

  2. Какое движение называют равномерным?

  3. Какое движение называют неравномерным?

  4. Что называют скоростью равномерного движения?

  5. Единицы скорости в системе СИ.

  6. Средняя скорость неравномерного движения?

Можете ли вы ответить на вопрос, когда тело движется с постоянной скоростью (прямолинейно и равномерно)? И когда тело меняет скорость?

Отвечают на вопросы 1-6.

Высказывают предположения, отвечая на вопрос 7.

Фиксируют затруднение в объяснении причин равномерного и неравномерного движения.

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ (П);

- структурирование знаний (П);

- построение логической цепи рассуждений (П)

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);


3.

Выявление места и причины затруднения.

Демонстрация слайдов:

  1. Точка зрения древних ученых, а именно Аристотеля, на причины равномерного прямолинейного движения.

2. Точка зрения ученого Галилео Галилея на ту же проблему.

Демонстрирует портреты Аристотеля и Галилея, формулирует две противоположные точки зрения ученых о причинах равномерного движения.

Высказывают мнение о правдивости утверждений Аристотеля и Галилея, определяют проблему (учебную задачу): разобраться, когда тело движется прямолинейно и равномерно, а когда скорость тела меняется. Высказывают гипотезы о причинах того или иного вида движения.

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ (П);

- структурирование знаний (П);

- построение логической цепи рассуждений (П)

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- волевая саморегуляция (Р).

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Строит план решения проблемы совместно с учащимися: что нужно сделать, чтобы решить проблему.

Демонстрация столкновения тележек, одна из которых покоилась до взаимодействия, вторая двигалась с некоторой скоростью.

Задает вопрос: «Что произойдет, если на покоящуюся тележку наезжает другая такая же тележка?»

Помогает сделать вывод, что для изменения скорости тела, необходимо, чтобы на него подействовало другое тело.

Задает вопрос: «Как бы двигалось тело, если бы на него не действовали другие тела?» Демонстрирует опыт с шариком, на который сначала действует рука преподавателя, так чтобы направление и скорость шарика постоянно менялись. После того как убирают руку, шарик движется по прямой и приблизительно равномерно.

Помогает сделать вывод о причинах равномерного и прямолинейного движения.

Вступают в подводящий диалог с учителем, что необходимо делать, чтобы решить проблему.

Формулирует тему урока.

Записывают тему урока.

Наблюдают эксперимент с тележками, пытаются самостоятельно сделать вывод о причинах изменения скорости тел.

Наблюдают опыт с шариком, пробуют сделать вывод, о том, что если бы на тело не действовали другие тела, то оно двигалось бы равномерно и прямолинейно или покоилось.

- самоопределение (Л);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- постановка познавательной цели (П);

- познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- построение речевых высказываний (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- разрешение конфликтов (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

5.

Реализация построенного проекта

Предлагает учащимся поработать с дифференцированными заданиями на выполнение пробного действия.

Работа в парах. Возвращаются к пробному действию , и пытаются его выполнить ещё раз.

- планирование учебного сотрудничества (К);

- разрешение конфликтов (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);


6.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Контролирует усвоение учащимися новых знаний, формирует или контролирует правильную речь учащихся.

Дает точное определение «инерции». Демонстрирует примеры явления инерции в быту и технике без объяснения

Пытаются сформулировать определение инерции, как явления сохранения скорости тела постоянной и причин инерции.

Также предварительно для следующего урока проговаривают и причины неравномерного движения. Записывают определение инерции в тетрадь.

Пытаются объяснить проявления инерции в быту и технике

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

-- использование общих приемов решения задач (П);

- подведение под понятие (П);

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выведение следствий (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Визуальный индивидуальный контроль

Групповая форма работы, лабораторные опыты (см приложение)

Самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- анализ, сравнение (П);

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- использование общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- подведение под понятие (П);

- выведение следствий, доказательство (П).

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Демонстрирует на слайдах презентации:

отряхивание от воды животных, результаты землетрясений, ситуации на дорогах, разнообразные виды спорта, сбрасывание груза с самолета, насаживание лопаты или молотка на древко.

Применяют полученные знания по теме «Инерция» для объяснения разного рода явлений.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение (П);

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- умение структурировать знания (П);

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);

- свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П);


9.

Рефлексия учебной деятельности.

Возвращает учащихся к целям урока. Проводит рефлексию и контролирует самооценку учащихся.

Подведение итогов урока, визуальный контроль над эмоциональным состоянием учащихся, формулировка теоретического и практического домашнего задания.

Отвечают на поставленные цели урока.

  1. Что такое инерция.

  2. Причины инерции.

  3. Примеры проявления инерции в быту, технике, спорте.

Оценивают свою деятельность на уроке, выбирая и комментируя вслух следующие высказывания:

  1. Чувствую вдохновение (подавленность).

  2. Интересно (неинтересно).

  3. Не устал(ла), устал(ла).

  4. Доволен(довольна), недоволен(недовольна).

Вызвало затруднения(перечислить)…

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К).





Приложение.

Лабораторные опыты.

 

Опыт 1.

Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, деревянный брусок.

Ход опыта:

  1. Положите на стол деревянный брусок. Как долго брусок будет покоиться, то есть находиться без движения?

  2. Установите жёлоб наклонно. Перед жёлобом положите деревянный брусок.

  3. Пустите шарик по жёлобу, чтобы он ударил деревянный брусок. Что произошло с бруском? Сделайте вывод.

Опыт 2.

Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, цилиндр металлический.

Ход опыта:

  1. Установите жёлоб наклонно и пустите по нему шарик. Проследите за его движением. Сделайте вывод.

  2. В нижней части жёлоба поместите цилиндр и снова пустите по нему металлический шарик. Проследите за поведением шарика и цилиндра. Сделайте вывод.

Опыт. 3

Оборудование: наклонная плоскость, пластмассовый шарик, песок.

Ход работы:

  1. Пустите шарик с наклонной плоскости. Что вы можете сказать о движении шарика?

  2. Прежде чем пустить шарик с наклонной плоскости, на его пути на небольшом расстоянии от наклонной плоскости насыпьте горку песка. Потом пустите шарик и проследите за его движением. Что вы заметили?

  3. Выровняйте песок и вновь пустите шарик с наклонной плоскости. Каково теперь движение шарика?


 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока-исследования по теме "Инерция"

Автор: Филиппова Наталия Юрьевна

Дата: 12.10.2018

Номер свидетельства: 480451


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства