Учитель: Опираясь на тему и цель урока, предложите, как мы можем спланировать работу на уроке. Ученики: Предлагают варианты. Учитель: Начнем нашу работу с наблюдения за процессом кипения воды в колбе, периодически будем измерять температуру воды. – Как будем действовать? Ученики: Будем наблюдать. Учитель: Правильно. Во время демонстрации будем наблюдать за появлением на дне и стенках сосуда мелких пузырьков. - Постараемся объяснить причину их возникновения. - Проследим за процессом отрыва пузырьков от стенок сосуда и дальнейшим всплыванием их на поверхность. - Вы получаете карточку с вопросами, на которые обсудите в паре во время нагревания воды: Карточка. – Каким явлением сопровождается процесс кипения?_______________ – Почему и где образуются пузырьки?_______________ – Почему пузырьки увеличиваются в объеме?_______________ – Под действием какой силы пузырьки движутся вверх?________________ – Изобразите силы, действующие на пузырек.________________________ – Почему вода «шумит»? ________________________ – Чем отличается процесс кипения от процесса испарения?_________________ Учитель: Все загадочные явления, сопровождающие кипение жидкости, которые нам не удалось рассмотреть, пока кипела вода, мы еще раз посмотрим на видеоролике «Что такое кипение». - Расскажите о процессе кипения, опираясь на результаты наблюдения и ваши записи в карточке. Ученики: Процесс кипения: При поступлении теплоты увеличивается температура жидкости. Увеличивается объём пузырьков воздуха. На пузырёк действует сила Архимеда. Пузырёк всплывает и лопается, попадая в непрогретую часть жидкости. При равномерном нагревании жидкости, пузырёк доплывает и лопается на поверхности. Учитель: Сделайте вывод, что же такое кипение? Ученики: Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар вследствие образования и роста пузырьков пара. Учитель - Какую температуру будем называть температурой кипения? Ученики: Температура кипения – температура, при которой кипит жидкость. Учитель: Из проведенного опыта мы выяснили, что во время кипения жидкости ее температура не меняется. Как это мы можем изобразить графически? (Ученики в тетради чертят график кипения жидкости). Учитель: Предположите, будет ли одинакова температура кипения разных жидкостей? Ученики: Каждой жидкости соответствует своя температура кипения. Учитель: Предлагаю провести анализ таблицы «Кипения жидкости» Учитель: Температура кипения зависит от рода жидкости. А как вы думаете, от чего еще может зависеть температура кипения жидкости? Ученики: Высказывают предположения Учитель: На самой высокой горе Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848 м вода кипит при температуре 70 оС, в чайнике – при 100о С а в скороварке температура кипения – равна 120оС Ученики: Зависит от давления. Учитель: Правильно. Чем выше давление, тем больше температура кипения жидкости. - Каким образом температуру кипения удается повысить в скороварке до120оС ? Ученики: повысили давление за счет конструкции скороварки. Учитель: Приготовление пищи в скороварке имеет массу преимуществ по сравнению с обычными способами варки в обычной кастрюле. Процесс приготовления пищи происходит при более высокой температуре и время приготовления значительно сокращается. Учитель: Обратите внимание на эпиграф к уроку. Почему чайник может стать бомбой? А скороварка?.. Ученики: Если не дать выхода пару, может произойти взрыв. И чтобы предотвратить это, в кастрюле скороварке делают отверстие для выхода пара. Учитель: Почему температура жидкости во время кипении не изменяется? Ученики: Вся энергия расходуется на интенсивное парообразование. Учитель: Кипение есть то же испарение, только оно сопровождается быстрым образование и ростом пузырьков пара. Во время кипения необходимо подводить к жидкости определенное количество теплоты. Это количество теплоты идет на образование пара. Учитель: Давайте проведем мысленный эксперимент: возьмем разные жидкости массой 1 кг. Одинаковое ли количество теплоты потребуется каждому веществу, чтобы его полностью испарить при температуре кипения? Ученики: высказывают предположения. – Различные жидкости одной и той же массы требуют разное количество теплоты для их обращение в пар при температуре кипения. Учитель: Это характеризует физическая величина, называемая удельной теплоемкостью, обозначается L. Удельная теплота парообразования – физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры. Учитель: Введем формулу количества теплоты необходимого для превращения в пар жидкости любой массы взятой при температуре кипения: нужно удельную теплоту парообразования L умножить на массу m. Q=L . m Ученики: Работают с таблицей № 6 стр. 49 учебника Учитель: Чему равна удельная теплота парообразования ртути? Что означает это число? - Работаем в парах: по таблице выберите удельную теплоту парообразования любой жидкости и объясните друг другу, что обозначает эта величина. Учитель: Кипение происходит с поглощением теплоты. Большая часть подводимой теплоты расходуется на разрыв связей между частицами вещества, остальная часть – на работу, совершаемую при расширении пара. Также мы знаем, что процесс обратный парообразованию – конденсация. Что происходит с энергией в этом случае? Ученики: Конденсация происходит с выделением теплоты |