№61/7Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия
Тип урока:
открытия нового знания (ОНЗ)
Планируемые результаты обучения
Личностные
убежденность в возможности познания природы, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры, принимать и сохранять учебную задачу
Метапредметные
Познавательные
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической форме
Регулятивные
Владение навыками контроля и оценки своих действий
Коммуникативные
Владение монологической и диалогической речью
Предметные
Общие предметные
освоение основных идей механики, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики, умение решать физические задачи на применение полученных знаний
Частные предметные
Знать, понимать смысл физической величины энергия
Цели урока
Для учителя
Формирование понятия о физической величине энергия
Для ученика
Освоение понятия о физической величине энергия
Методы обучения
проблемный, словесный, наглядный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся
индивидуальная, групповая
Опорные знания
Методологические знания
знания о структуре научных знаний и методах их получения.
Экспериментальные факты
Совершение работы различными системами
Понятия(в т.ч., физические величины)
Работа, сила, скорость
Физические законы
Теории
Прикладные знания
знания об основных направлениях научно-технического прогресса, о принципах устройства и работы технических объектов, об экологических аспектах техники
Новые знания
Методологические знания
знания о структуре научных знаний и методах их получения.
Экспериментальные факты
Понятия (в т.ч., физические величины)
энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия поднятого над Землей тела, потенциальная энергия деформированного тела
Физические законы
Теории
Прикладные знания
знания об основных направлениях научно-технического прогресса, о принципах устройства и работы технических объектов, об экологических аспектах техники
Организация образовательной среды
Информационные ресурсы
Информационный материал: Перышкин А.В. Физика 7 класс / Учебник для общеобразовательных учреждений
Материалы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru
Интерактивный материал:
Демонстрации
Гиря массой 2 кг, подвешенная над столом и через блок связанная с ведерком с водой, после пережигания нити падает и поднимает ведерко.
Металлический шар, скатываясь сверху по наклонному желобу, ударяет по лежащему в этом желобе деревянному цилиндру и совершает работу по его перемещению.
Сжатая пружина, распрямляясь, приводит в движение тележку.
Лабораторные опыты
Выяснение зависимости кинетической энергии от массы и скорости.
Выяснение зависимости потенциальной энергии поднятого тела от массы и высоты.
Выяснение зависимости потенциальной энергии деформированного тела от жесткости и степени деформации
Показатели реального результата выполнения задач этапа
1
Организационный момент
Настроить обучающихся на занятие. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
1 мин.
Приветствие обучающихся, создание эмоционального настрой на урок,
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
2
Мотивация (самоопределение) к совершению учебной деятельности
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
1-2 мин
Создание мотивирующей ситуации
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
3.
Актуализации и пробного учебного действия
Повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
5мин.
Облако слов, выполненное с помощью сервиса http://www.tagxedo.com, в котором содержатся названия физических величин и их единицы измерения (в данном облаке находятся как ранее изученные термины, так и те, которые будут рассматриваться на данном уроке).
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
4.
Выявление места и причины затруднения
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения
2 мин.
Обучающимся в предложенном им облаке слов необходимо найти незнакомые термины. Формулирование темы урока
Осознание обучающимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей
5.
Построение проекта выхода из затруднения
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации
1 мин
Формулирование целей урока с использованием обобщенного плана о физической величине.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.
6.
Реализация построенного проекта
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритма правильного действия.
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
15 мин.
Демонстрации, беседа о наблюдаемых явлениях, работа с учебником, лабораторный опыт в группах,
Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
7.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Выявление проблемы первичного осмысления, проведение коррекции
4-5 мин.
Работа с фреймом, решение качественных задач (в тестовой форме)
Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
8.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Закрепление алгоритма действий.
Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
5 мин.
Тест по вариантам
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
9.
Включение в систему знаний и повторения
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний
5 мин
Решение расчетной задачи
Включенность нового способа действий в систему знаний
10.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
2-3 мин.
Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
11.
Домашнее задание
1 мин
Необычная обычность
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Конспект урока
Добрый день, друзья! Рада видеть вас сегодня! Как всегда, на уроке физики нас ждут удивительные открытия и проникновение в сокровенные тайны природы.
Представьте, что перед вами не классная доска, а дверь в неизведанное. Сегодня мы ее приоткроем.
Готовы ли вы к работе? Покажите свою готовность условным сигналом. Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов.
Зеленый жетон – я всегда готов к работе на уроках физики и хочу узнать новое об окружающем мире.
Желтый жетон – я буду работать, если мне будет интересно на этом уроке.
Красный жетон – я не готов к работе, но буду стараться включиться в работу.
Спасибо, я вижу вашу готовность к работе. Ну, что же, начнем урок.
На доске вы видите облако слов, содержащее физические величины и их единицы измерения. Соотнесите величину и ее единицу измерения.
Все ли термины вы назвали? Почему? Какова же будет тема нашего урока?
Какую цель мы поставим? Что нам надо знать о физической величине? (формулировка задач по плану Усовой). По мере работы мы будем делать записи в тетради и заполнять таблицу, лежащую у вас на столе.
Демонстрация опытов.
Опишите наблюдаемые явления
Что общего в этих явлениях.
Какие силы совершат работу в каждом случае?
А когда вы совершаете механическую работу?
А что вам необходимо для успешной тренировки?
Если тела в опытах совершат работу, можно ли и о них сказать, что они обладают энергией? Назовите эти тела.
Попробуйте сформулировать определение термина энергия, что она характеризует.
Физическая величина, характеризующая способность тела совершить работу.
Сравните с записью на доске и в учебнике (стр. 153 ), прочитайте. Запишите в тетрадь.
Обозначение Е и единица измерения Дж.
Итак, мы видим тесную связь работы и энергии. Когда же тело обладает большей энергией? Закрепим:
В каком случае можно сказать, что тело обладает энергией?
Какая физическая величина называется энергией?
Назовите единицы, в которых выражают энергию.
Виды энергии. Изображения в презентации.
Что объединяет данные изображения?
Поднятые относительно поверхности Земли тела, обладают энергией, называемой потенциальной (от латинского потенция — возможность).
Потенциальной энергией обладают и деформированные тела.
Попробуйте дать определение потенциальной энергии, опираясь на рассмотренные примеры.
Энергия, которая определяется положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела.
А за счет чего совершается работа в данных ситуациях?
Энергия движущихся тел называется кинетической (от греч. кинема – движение).
Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения.
Выясним от чего зависит каждая из энергий.
Фронтальный опыт по рядам. Инструкция на столе.
Представьте свои результаты.
Каким действием связывается данная зависимость между величинами. Запишем формулы для вычисления энергий.
Приведите примеры тел, обладающих каждым видом энергии.
Расскажите о новых понятиях, опираясь на схему и записи в таблице.
Заполните пропуски в тексте. В тетради запишите только вставляемые слова. Проверьте себя.
Выполним вместе тест.
А теперь пробуйте выполнить задания самостоятельно. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. Кто выполнил все верно? Молодцы!
Давайте вернемся к цели нашего урока и проверим, достигли ли мы ее.
Выскажитесь одним предложением о сегодняшнем уроке, выбирая начало со слайда.
Уходя оставьте на столе жетон того цвета, который отражает ваше понимание сегодняшней темы: зеленый – все понял, вопросов нет; желтый – почти все понял, но есть вопросы; красный – необходимо дополнительно разбираться.
Запишите домашнее задание. Мне было очень приятно сегодня с вами сотрудничать! Спасибо!
На слайде фотография моста. Грабители отняли у потерпевшего деньги, документы, раздели его до гола и решив, что взять с него больше нечего, кинули с моста в речку. Чем всё-таки обладал потерпевший на полпути к холодной воде?
Задача.
Масса этого бегуна 100 кг. Бежит он со скоростью 8 м/с. Вычислите его кинетическую энергию
Акула массой 250 кг плывет со скоростью 18 км/ч. Определите ее кинетическую энергию