Тема: Свойства жидкостей, газов и твердых тел.
Тип урока: урок-конференция.
Цели урока:
Обучающие: проверить уровень усвоения вопросов об агрегатных
веществ; проверить умение применять теоретические знания
к качественным и количественным задачам.
Развивающие: способствовать развитию у обучающихся гибкости
мышления, внимания, интереса к физике
Воспитательные: способствовать развитию взаимопомощи и
сотрудничества обучающихся.
План урока
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Философский тур.
4. Физический тур.
5. Литературный тур.
6. Математический тур.
7. Занимательный тур.
8. Подведение итогов урока.
Ход урока.
I тур ФИЛОСОФСКИЙ
Каждая группа получила задание аргументировано объяснить или попытаться доказать утверждение «Без газообразного, жидкого, твердого состояний вещества нет жизни на Земле». Один участник группы доказывает утверждение своего варианта.
П тур ФИЗИЧЕСКИЙ
Учитель физики. Второй тур позволит выяснить, какова глубина ваших знаний основных вопросов об агрегатных состояниях вещества, о сути процессов, протекающих при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое, а также выявит понимание природы свойств различных агрегатных состояний и значение этих процессов в природе и технике. Ответы на вопросы должны быть краткими и лаконичными.
Итак, все группы отвечают на вопросы:
1 группа
1. Как называются процессы превращения тв. тел и газов в жидкости
2. Свойства жидкостей
3. На опыте пояснить свойства жидкостей (смешивание жидкостей).
2 группа
1.Процессы превращения тв. тел и жидкостей в газы.
2. Свойства газов.
3. На опыте пояснить свойства газов (воздух из шарика).
3 группа
1. Процессы превращения жидкостей и газов в твердое состояние.
2. Свойства твердых тел.
З. На опыте пояснить свойства тв. тел (сжатие мяча).
Придумать каждой группе вопросы по своему состоянию вещества другим группам.
III тур - ЛИТЕРАТУРНЫЙ
Каждая группа должна с научной точки зрения провести анализ литературного отрывка, прокомментировав физическое явление, соответствующее теме стихотворения.
Задание первой группе
Все — точно в полусне.
Над серою водой
Сползает с гор туман, холодный и густой,
Под ним гудит прибой, зловеще разрастаясь,
А темных голых скал прибрежная стена,
В дымящийся туман погружена,
Лениво курится, во мгле теряясь.
И. А. Бунин. «Сумерки»
(Над нагретой водой находятся теплые слои воздуха, обогащенные влагой, которые легче холодных. Под действием архимедовой силы они поднимаются вверх в горы и попадают в область холодного воздуха. И уже там водяной пар охлаждается ниже точки росы и конденсируется в виде тумана — явление выпадения росы не на поверхность земли, а в объеме воздуха. И он по склону горы опускается обратно вниз к воде.
Таким образом, теплые слои воздуха, обогатившись влагой, поднимаются вверх и сильно охлаждаются. Водяные пары конденсируются, образуя капли или туман).
Задание второй группе
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Задание третьей группе.
Яд каплет сквозь его нору,
К полудню растопясь от зноя,
И застывает к вечеру
Густой прозрачною смолою.
А. С. Пушкин «Анчар»
Физкультминутка
ІV МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
- Определите количество теплоты, необходимое для обращения в пар 8 кг эфира, взятого при температуре 100 С.
- Какое количество теплоты выделится при кристаллизации и охлаждении до 390 С
железной заготовки массой 80 кг.
- Свинцовый брусок имеет массу 400 г и температуру 1000 С. Какое количество
теплоты понадобится для его плавления.
Найти ошибки в решенных задачах
V ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ
Занимательные задачи
На лед или под лед
Желая нагреть воду, мы помещаем сосуд с водой над пламенем, а не сбоку от него. И поступаем вполне правильно, так как воздух, нагреваемый пламенем, становится более легким, вытесняется со всех сторон кверху и обтекает наш сосуд. Следовательно, помещая нагреваемое тело над пламенем, мы используем теплоту источника самым выгодным образом.
Но как поступить, если мы хотим, напротив охладить какое-либо тело с помощью льда?
Почему пламя не гаснет само собой?
Если вдуматься хорошенько в процесс горения, то невольно возникает вопрос: отчего пламя не гаснет само собой? Ведь продуктами горения являются углекислый газ и водяной пар — вещества негорючие, неспособны поддерживать горение. Следовательно, пламя с первого же момента горения должно быть окружено негорючими веществами, которые мешают притоку воздуха; без воздуха горение продолжаться не может и пламя должно погаснуть.
Почему же этого не происходит? Почему горе длится непрерывно, пока есть запас горючего вещества?
Только потому, что газы расширяются от нагревания и, следовательно, становятся легче. Лишь благодаря этому нагретые продукты горения не остаются на месте своего образования, в непосредственном соседстве с пламенем, а немедленно вытесняются вверх чистым воздухом.
Почему вода гасит Огонь?
Почему вода гасит огонь? Объясните механизм
На столь простой вопрос не всегда умеют правильно ответить, и читатель, надеемся, не посетует на нас, если мы объясним вкратце, в чем, собственно, заключается это действие воды на огонь.
Во-первых, прикасаясь к горящему предмету, вода превращается в пар, отнимая при этом много тёплоты у горящего тела; чтобы превратить крутой кипяток в пар, нужно впятеро с лишком больше теплоты, чем для нагревания того же количества холодной воды до 100 °С.
Во-вторых, пары, образующиеся при этом, занимают объем, в сотни раз больший, чем породившая их вода; окружая горящее тело, пары оттесняют воздух, а без воздуха горение невозможно.
Греет ли шуба
Правильно ли утверждение, что «Своя шуба греет теплее», почему? Объясните. Как вы думаете можно ли хранить замороженные продукты, завернутыми в шубу?
Подведение итогов урока.
а)домашнее задание, оценки.
б) Что вспомнили на уроке?
Что нового узнали на уроке?
Понравился ли урок?