kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СВЕЧА – источник света, тепла, вдохновения, научных и творческих поисков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по физике и литературе. Тема: СВЕЧА – источник света, тепла, вдохновения, научных и творческих поисков. Цель: Обучающиеся проведут исследование горящей свечи и закрепят знания по теме «Взаимное превращение веществ». Задачи: 1. Формировать у учащихся исследовательское мышление при выполнении практической работы. 2. Развивать у учащихся самостоятельность и внимание при выполнении опытов. 3. Вовлекать учащихся в диалоги, беседу, развивая при этом речь и анализируя их теоретическую подготовку к очередной работе. 4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся, развивать чувство прекрасного у них. 5. Познакомить учащихся с краткой биографией М. Фарадея и его книгой «История свечи». 6. Способствовать творческому развитию учащихся. 7. Показать взаимосвязь между предметами естественно-научного и гуманитарного циклов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СВЕЧА – источник света, тепла, вдохновения, научных и творческих поисков. »


Открытый урок по физике и литературе.

Тема: СВЕЧА – источник света, тепла, вдохновения, научных и творческих поисков.


Цель: Обучающиеся проведут исследование горящей свечи и закрепят знания по теме «Взаимное превращение веществ».

Задачи: 1. Формировать у учащихся исследовательское мышление при выполнении практической работы.

2. Развивать у учащихся самостоятельность и внимание при выполнении опытов.

3. Вовлекать учащихся в диалоги, беседу, развивая при этом речь и анализируя их теоретическую подготовку к очередной работе.

4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся, развивать чувство прекрасного у них.

5. Познакомить учащихся с краткой биографией М. Фарадея и его книгой «История свечи».

6. Способствовать творческому развитию учащихся.

7. Показать взаимосвязь между предметами естественно-научного и гуманитарного циклов.




Оборудование: 1. Выставка свечей, на которой представлены свечи разные по форме и окраске, ароматизированные и плавающие, сувенирные и для торта.

2. Мультимедийный проектор, колонки.

3. Все необходимое для опытов № 1, 2, 3 (свечи, спички, картон, пробирка, вода, держатели, стеклянная банка).

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.

  1. Основная часть урока. Практическая работа: «Наблюдение за горящей свечой».

    1. Определение темы урока.

    2. Свеча – объект развития научного мышления.

    3. Свеча в живописи, литературе, музыке.

    4. Свеча в современной жизни.

а) краткая биография ученого М. Фарадея, его книга «История свечи».

б) Практическая работа

Опыты 1, 2, 3.

в) Произведения искусства, литературы и музыки.

г) События современной жизни.

3. Подведение итогов урока.

4.Рефлексия

5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

Преподаватель физики:

Объектом наших сегодняшних исследований будет очень необычный и загадочный предмет. Что за предмет? Я думаю, вы легко догадаетесь, прослушав детские «объяснялки».

Слайды

Говорят первоклассники:

Первый ребенок: «Они бывают разные: красные, синие, зеленые, белые; большие и маленькие, бывают даже с запахом».

Второй ребенок: «Без них не бывает Новый год».

Третий ребенок: «Их всегда бывает много в церкви».

Четвертый ребенок: «При них всегда гадают. Они придают таинственность, и с ними связано любое волшебство».

Пятый ребенок: «Мужчины и женщины проводят при них романтический ужин».

Шестой ребенок: «Их ставят в торт на день рождения».

Седьмой ребенок: «Ими пользовались, когда не было электричества. А сейчас их тоже зажигают, когда отключают свет».


Я думаю, вы догадались, что это такое таинственное, рассеивает тьму, заменяет электричество и без чего невозможны день рождения, Новый год и романтический ужин? Именно свечи будут объектом наших сегодняшних исследований:

Слайд .

Хочу заметить, что свеча внесла свою лепту и в историю – «благодаря» свече произошел пожар в Московском Кремле, когда тот был еще деревянным. После этого Кремль был выстроен из кирпича.

Но самое интересное даже не это, а то, что свеча, по словам ученого М. Фарадея, является объектом развития научного мышления. И нас с вами, юными химиками, сегодня будет интересовать именно это, ибо мы приходим на урок получать новые знания и способствовать развитию своего научного мышления.

В 2012 году было 220 лет со дня рождения Майкла Фарадея. Что же это был за человек?


Слайд


Майкл Фарадей: «22 сентября в лондонском предместье Ньютон-Батте в семье кузнеца Джеймса Фарадея родился я – Майкл Фарадей. Мой старший брат Майкла – Роберт, обладая хорошим здоровьем, тоже стал кузнецом. Я же оказался непригодным для тяжелого физического труда из-за слабого здоровья. Средств в семье не хватало, и уже в 9 лет я стал разносчиком газет. К этому времени научился чтению, письму и счету лишь в объеме начальной школы. Дальнейшей моей судьбой распорядился его величество случай».

Преподаватель физики:

В возрасте 12 лет Фарадей был определен учеником к владельцу крупнейших книжных магазинов Лондона Жоржу Рибо.

Хозяин заметил страсть Майкла к книгам, особенно научным, и стал поручать ему только научную литературу. Именно в это время Майкл и стал увлекаться науками, особенно физикой и химией.

Случайно на Фарадея обратил внимание посетитель магазина – член лондонского королевского общества Д. Дэн-с, благодаря которому со временем Майкл стал работать у него в лаборатории. Далее в жизни Фарадея были следующие этапы:…

Майкл Фарадей: «1815 – 1825 гг. – мной были проведены исследования в области химии, 1821 – 1862 гг. – физико-химические работы. В начале 20-х годов ХIХ в. я стал известным в научных кругах Англии и в других странах. Уже в 1824 г. меня избрали членом Лондонского королевского общества, а в 1825 г. - директором лаборатории Королевского института, а в 1827 г. я занял должность профессора химии в институте».

Преподаватель физики:

М. Фарадей был удивительно скромным и доброжелательным человеком. Хочу добавить лишь следующее. М. Фарадей очень много проводил наблюдений за горящей свечой. На основе результатов своих исследований он написал книгу «История свечи».

Почему же наблюдения за горящей свечой так увлекательны?

Давайте мысленно перенесемся на полтора века назад и представим себя, хотя бы ненадолго, слушателями лекций великого ученого»…

Майкл Фарадей: «В ответ на любезное внимание, проявленное вами к организованным нами лекциям, я собираюсь изложить вам в следующих беседах ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи. Я не первый раз провожу беседу на эту тему, а если бы это зависело только от меня, я бы с удовольствием возвращался к ней ежегодно – до того эта тема интересна и до того изумительно разнообразны те нити, которыми она связана с различными вопросами естествознания. Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом не был бы так или иначе, затронут. Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания».

Преподаватель физики:

Теперь, я думаю, ни у кого нет сомнений, что наблюдение за горящей свечой – дело увлекательное, занимательное, интересное.

Переходим непосредственно к экспериментальной части нашего урока.

Вы уже знаете, что прежде чем приступить к практической работе, нужно вспомнить правила по технике безопасности.

Слайд

Правила по технике безопасности.

Не пробуйте вещества на вкус.

В случае ожога, пореза обращайтесь к учителю или лаборанту.

Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.

Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.


На выставке большое разнообразие свечей. Для опытов, казалось бы, можно использовать любую, а какую все же лучше? Вновь на помощь нам придет М. Фарадей.

Майкл Фарадей: Можно заметить, что здесь многие свечи превращены в роскошные безделушки. Однако не все изящное и нарядное полезно.

Если разобраться по существу, то эти свечи при всей своей красоте никуда не годятся, как свечи – их портит как раз внешняя форма. Они не имеют формы правильного цилиндра, поэтому у них при горении не получается того ровного края чашечки, благодаря которому свеча горит спокойным пламенем. Вы теперь, надеюсь, убедились, что в красоте любого процесса самое главное его совершенство, его целесообразность.

Наиболее подходящий для нас предмет – это не тот, который лучше всех по виду, а который лучше всех на деле.

Преподаватель физики:

Ну, что же, пусть М. Фарадей раздает своим ученикам те свечи, которые наиболее удобны для опытов.

Хочу обратить ваше внимание на то, что опыты 1. и 2. вы выполняете самостоятельно и затем оформляете их в тетради по следующей схеме:

Опыт 1 (2): (название)

Описание действий:

Наблюдения:

Вывод:


Практическая часть


Опыт №1 Физические явления при горении свечи.

Зажгите свечу. Внимательно наблюдайте как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглю лужицу.


ЧТО ДЕЛАЛИ?

ЧТО НАБЛЮДАЛИ?

ВЫВОДЫ


1.Зажгли свечу.

Парафин начинает таять около фитиля и из твердого состояния переходит в жидкое состояние, образуя круглую лужицу.

Свеча – аморфное тело

2.Горение свечи.

Свеча не горит вдоль всего фитиля. Жидкий парафин смачивает фитиль, обеспечивая его горение. Сам парафин не горит. Хлопчатобумажный фитиль перестает гореть на том уровне, где появляется жидкий парафин.

Роль жидкого парафина – не дать фитилю сгореть быстро, способствовать его долгому горению.

3.Погасили свечу.

Появляется запах задутой свечки. От фитиля поднимается дымок.

Дым – это твердые частицы. Задувая пламя, мы заставляем остыть газообразный парафин


Вопросы к группе:

  • В чем заключаются явления плавления и отвердевания?

  • Приведите примеры аморфных и кристаллических тел (соль, металлы, лед, парафин, смола, стекло и т.д.).

  • Почему расплавленный парафин поднимается вверх по фитилю, таким образом, поддерживая горение? Как называется это явление? (Капиллярное).

  • Объяснить что такое капиллярость?

  • Как называется явление превращения жидкости в газ?

Проводим опыт под названием «Без контакта», который подтверждает появление горючего газа при испарении парафина. Наблюдаем дым, который образуется после задувания свечи – это легковоспламеняющийся газ. На расстоянии около 4 см от фитиля можно зажечь свечу по этому “огневоду”. Экспериментально подтверждаем это. Подобный опыт на своих лекциях демонстрировал Фарадей.

Опыт №2 Изучение строения пламени свечи.

Зажгите свечу. При внимательном рассмотрении пламени можно различить три зоны.



Часть пламени, которая непосредственно прилегает к фитилю, состоит из тяжелого пара парафина – кажется, что она сине – фиолетового цвета. Это самая холодная часть пламени.


Вторую, самую светлую часть, создают раскаленные пары парафина и частички угля. Это самая горячая зона.


Третий, внешний слой содержит больше всего кислорода и светится слабо. Температура его достаточно высока, но несколько ниже температуры светлой части. Он как бы охлаждается окружающим воздухом.


ЧТО ДЕЛАЛИ?

ЧТО НАБЛЮДАЛИ?

ВЫВОДЫ


1.Зажгли свечу.

Различили три зоны пламени.


2.Поднесли картонку

На верхней стороне картона появляется опалина от пламени.

Центральная часть пламени недостаточно горячая. Пламя имеет разные температурные участки.

Опыт 3. “Исчезающий воздух”.

Помещаем свечу в тарелку с водой, зажигаем ее и накрываем стаканом. Видим, что свеча гаснет, а вода поднимается в стакан. Объясняем этот опыт: при горении свечи объем газа в стакане и давление в нем уменьшаются, поэтому под действием атмосферного давления вода втягивается в стакан ).

ЧТО ДЕЛАЛИ?

ЧТО НАБЛЮДАЛИ?

ВЫВОДЫ


1.




Запишите свои наблюдения и сделайте выводы.

Преподаватель литературы:

Есть что-то магическое в горящей свече…

Неслучайно в различных видах искусства свеча использовалась как великолепное выразительное средство, а часто она являлась и самостоятельным художественным средством. Посмотрите на произведения живописи. Слайды



А сейчас – внимание: картина Николая Ге «Тайная вечеря»

Что в ней необычное? Да, да, это мрачная фигура, стоящая отдельно.

Сюжет взят из Библии. Иисус собрал своих апостолов на вечернюю трапезу и предугадал предательство одного из них. На следующий день Иисус был распят на кресте.

Так вот этот предатель на полотне – Иуда. Художник поставил свечу ЗА его спиной, поэтому фигура такая зловещая.

Для многих писателей и поэтом свеча служила выразительным средством.

Например, в произведении И.А. Бунина «Лапти» (читает отрывок).

А так же свеча была источником вдохновения для русских писателей.

Обучающаяся читает стихотворение:

Белла Ахмадулина «Свеча»

Всего-то – чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа

И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях

Все чаще, способом старинным,

И сталактитом стеаринным

Займешься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.



Преподаватель литературы:

Все слова вам понятны? (ответы обучающихся)

1.Витиеватый – замысловатый, не очень простой.

2.Сталактиты – (геология) оплывшая свеча похожа на сосульки в пещерах.

О чем стихотворение? Тема? Идея? Какие чувства вызывает свеча? (ответы обучающихся)

Горящая свеча напоминает о старинных временах, о друзьях, о доброте. А как же, какими словами, средствами поэт вызывает у нас это настроение? Он применяет эпитеты – яркие определения: вековая, витиеватой, разумной, замысловатой, нежной, родимой… А также олицетворение и метафоры: «и поспешит твое перо», «ляжет добро», «вкус холодит».

Итак: 1 строфа – о старине,

2 строфа – о доброте,

3 строфа – о дружбе,

4 строфа – о родной речи.

Одно стихотворение «Свеча», а как оно создает настроение уюта, доброты, любви к друзьям, к родной речи!

Обучающаяся читает стихотворение:

Борис Пастернак «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенье ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол,

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.



Преподаватель литературы:

В этом стихотворении у Пастернака живая природа:

Она – это метель метет во все пределы. Метель – это и хлопья снега, что летят со двора. Она – метель – рисует на стеклах узоры. Это снаружи – холодно… А внутри? Тепло! Здесь – свеча. Здесь – люди, любящие друг друга. Свеча – свидетельница, участница человеческой жизни, спасительница, хранительница тепла, уюта, любви.

А теперь послушайте это стихотворение на музыку, в исполнении талантливой певицы А.Пугачевой.

Звучит песня в исполнении А.Пугачевой «Свеча горела»

Что же мы услышали? (ответы обучающихся)

Свеча объединила три вида искусства: поэзию, музыку, человеческий дивный голос.

Преподаватель физики:

А теперь приведите примеры, где в нашей современной жизни встречается свеча? (ответы обучающихся) Слайды



Задание: запишите, где в современной жизни мы встречаемся и используем свечу.

Рефлексия

Обучающимся предлагается закончить следующие фразы:

    • Самым интересным было…

    • Вы, знаете, что сегодня на уроке я…

    • Больше всего мне сегодня запомнилось…



Домашнее задание

Кроссворд «Свеча»

  1. Процесс поглощения углекислого газа зелёными растениями.

  2. Вид передачи энергии.

  3. Химический элемент, входящий в состав парафина.

  4. Источник света в деревенских избах.

  5. Синоним слова огонь.

В заключение, хотелось бы сказать словами Майкла Фарадея «Я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли бы быть светом для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством».











































МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


КГБ ПОУ № 16




Бинарный открытый урок

по физике и литературе

по теме:

«СВЕЧА – источник света, тепла, вдохновения, научных и творческих поисков»





Разработали: преподаватель физики

Кухаренко Е.А.,

преподаватель русского языка

и литературы Чумак Р.Ф.



г. Хабаровск

2014 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СВЕЧА – источник света, тепла, вдохновения, научных и творческих поисков.

Автор: Кухаренко Елена Александровна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "СВЕЧА – источник света, тепла, вдохновения, научных и творческих поисков "
    ["seo_title"] => string(82) "sviecha-istochnik-svieta-tiepla-vdokhnovieniia-nauchnykh-i-tvorchieskikh-poiskov-1"
    ["file_id"] => string(6) "156108"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421364201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства