Тема. Эволюция Вселенной.
Урок 1. Структура Вселенной. Галактики.
Цель урока: творческое переосмысление известной из личного опыта информации о строении Вселенной и критическое восприятие новой информации.
Задачи урока:
- Систематизация знаний о строении Вселенной на основе имеющихся представлений;
- Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, формирование умения работать с литературой, анализировать свойства и явления на основе знаний.
- Формирование естественнонаучного мировоззрения, стремления к получению новых знаний.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Метод урока: словесный, совместного поиска истины.
Применяемая технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Средства обучения: компьютер, проектор, видеоролик, таблица, текст, лист самооценки.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Ход урока.
- Актуализация знаний обучающихся. Сегодня мы начинаем изучение раздела "Эволюция Вселенной". При изучении этого раздела вы познакомитесь со строением и развитием Вселенной, узнаете, как образуются звёзды, как устроена Солнечная система и многое другое.
Вопрос. Какая наука занимается изучением Вселенной, звёздных объектов, Солнечной системы и т.д.
Ответ учащихся: астрономия.
Вопрос. Нужна ли вам в жизни эта наука? Если да, то для чего?
Ответы учащихся.
Просмотр видеоролика "Мракобесие в столице космической державы". Обсуждение проблемы, затронутой в фильме.
А как бы вы ответили вопросы, прозвучавшие в фильме?
- Какая называется ближайшая к планете Земля звезда? (Солнце)
- Сколько планет в Солнечной системе? (Восемь)
- Как называются планеты Солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
- Какое место по удалённости от Солнца занимает планета Земля в Солнечной системе? (Планета Земля – третья планета от Солнца)
- Изучение нового материала. Сегодня на уроке мы рассмотрим вопрос о том, как устроена Вселенная, из каких объектов она состоит и что они собой представляют. Сначала вы представите свои мысли на этот счёт, а потом узнаете, как это на самом деле. (Каждый учащийся получает лист с таблицей и вопросами (дублируется на доске)).
Стадия «Вызов».
На доске представлена таблица.
Вопрос | Знаю | Узнал | Хочу узнать |
Вселенная Метагалактика Галактика Типы галактик Наша галактика Изменяется ли вселенная Единицы расстояния в астрономии Звёздные объекты |
Заполнение 1-го столбца таблицы. Обсуждение. Записи на доске.
- Физкультминутка.
Стадия «Осмысление».
Учащимся выдаются тексты (приложение 1) и таблицы (приложение 2). Чтение текста с пометками. Обсуждение. Заполнение 2-го столбца таблицы. Заполнение 3-го столбца таблицы.
- Итог урока.
Стадия «Рефлексия». Составление синквейна.
1-я строка: одно слово - существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идёт речь.
2-я строка: два слова - прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
3-я строка: три слова - глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
4-я строка: фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора к предмету или объекту.
5-я строка: одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Подведение итога урока. Самооценка учащихся.
Знания строения и эволюции Вселенной помогают осознать место каждого из нас в этом мире и ту ответственность, которая лежит на нас за сохранность жизни и нашей уникальной планеты для будущих поколений людей.
Домашнее задание. Найти информацию для 3-го столбца таблицы и заполнить его.
Приложение 1
Текст.
Вселенная – весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. (Большой энциклопедический словарь)
Вселенная — вся система мироздания, включающая космическое пространство и существующие в нём небесные тела (планеты, звёзды и т.п.) (Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой)
Метагалактика - это часть Вселенной, доступная изучению астрономическими средствами. Она состоит из сотни миллиардов галактик, которые вращаются вокруг своей оси и одновременно разбегаются друг от друга со скоростями от 200 до 150000 км/с. Одно из важнейших свойств Метагалактики — её постоянное расширение.
Галактики – это большие звёздные системы, в которых звёзды связаны друг с другом силами гравитации.
Существуют разные типы галактик: эллиптические, спиральные и неправильные.
Спиральные галактики по внешнему виду напоминают две сложенные вместе тарелки или двояковыпуклую линзу и имеют хорошо выраженную спиральную структуру. Они состоят из массивного звёздного диска и гало - сферического облака разреженного горячего газа и звёзд, окружающего спиральную галактику. Спиральные галактики вращаются, в них много газа и пыли.
Эллиптические галактики имеют вид сферы или эллипсоида, яркость плавно уменьшается от центра к периферии, не вращаются, в них мало газа и пыли.
Наблюдаются также неправильные галактики с неопределённой формой. Около половины вещества в неправильных галактиках - межзвёздный газ.
Наша галактика с числом звёзд более 100 млрд. называется Млечный путь. Млечный путь имеет форму спирали диаметром диска примерно 1000 св. лет.
При изучении неба с помощью телескопа кроме звёзд обнаружены неясные туманные пятна - "туманности". Одна из них - Туманность Андромеды - является гигантским звёздным скоплением, не уступающим по масштабам Млечному пути. Эта единственная видимая невооружённым взглядом в Северном полушарии галактика является спиральной, расстояние до неё около 2 млн. св. лет.
Ближайшими к нам и самыми яркими на небе являются сравнительно небольшие неправильные галактики – Магеллановы Облака. Они хорошо видны в южном полушарии невооружённым взглядом как 2 туманных пятна. Свет от них к нам идёт примерно 200 тыс. лет.
Приложение 2
Таблица.
Единицы расстояний в астрономии.
Астрономическая единица (а. е.) равна среднему расстоянию от Земли до Солнца.
1 а. е. = 149,6 млн. км.
Световой год (св. г.) равен расстоянию, которое свет проходитза один год.
1 св. г. = 63 240 а. е. = 9,463×1012 км.
Парсе́к (пк)– это такое расстояние, с которого средний радиус земной орбиты (равный 1 а. е. или 150 миллионов км), перпендикулярный лучу зрения, виден под углом в одну угловую секунду (1″).