средняя школа № 8 г. Клин
Содержание.
Автор материала (ФИО) | Кряжева Марина Юрьевна Старостина Светлана Алексеевна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель физики учитель математики |
Образовательное учреждение | МОУ - СОШ № 8 город Клин Московской области |
Тема урока | «Солнечная система» |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Класс (возраст) | 6 класс |
Учебный предмет | Физика. Химия. Математика |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С Виленкин Н.Я. |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) | - пояснительная записка; - конспект урока; - видео к уроку; - карточки для организации работы групп - карточки планет |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) | - компьютер; - проектор; - экран. |
Цели, задачи урока | Цели урока: Образовательная: Создать условия для осознанного усвоения знаний об астрономических объектах, для развития познавательного интереса обучающихся к астрономии и формирования общеучебных умений, через решение межпредметных задач. Задачи: -формировать умения сравнивать, анализировать, выявлять закономерность, работать с формулами; -формировать умения работать в группе; -раскрывать личностно-индивидуальные возможности каждого ученика и определять условия для их проявления и развития; -формировать умения выявлять проблему и решать проблемную ситуацию; - формировать навыки работы с данными; - воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику, математику и астрономию вокруг себя. |
Краткое описание работы с ресурсом | Цель ресурса: презентационное, наглядное представление деятельности на уроке. Организация урока в четкой, логичной последовательности. Конспект описывает этапы коллективной, индивидуальной и групповой видов работ. |
Тема урока: Солнце. Солнечная система. | Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Цель: Создать условия для осознанного усвоения знаний об астрономических объектах, для развития познавательного интереса обучающихся к астрономии и формирования общеучебных умений. | Задачи: - обучающие: познакомить учащихся с объектами солнечной системы, расположением планет, и их основными характеристиками (размеры и удаленность от Солнца). - развивающие: формировать навыки работы с данными; совершенствовать навыки работы в группе; -воспитательные: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику и астрономию, математику вокруг себя. |
Планируемые результаты |
Предметные характеризовать солнечную систему нахождение планет по удаленности от Солнца использовать методы научного исследования проведение и анализ наблюдения; планирование и выполнение проекта
| Метапредметные Познавательные обобщать полученную информацию; прогнозировать ситуацию. Регулятивные выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известными правилами; выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные докладывать о результатах своих расчетов; участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы; выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. | Личностные эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; творческого отношения к процессу обучения. |
Межпредметные связи:астрономия, физика, математика |
Ресурсы урока: |
Для учителя: Доска, проектор, компьютер | Для учащихся: Доска, карточки планет А-4, таблица, проектор, лист самоконтроля |
Ход урока: |
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности учащихся |
1.Актуализация необходимых знаний: |
Орг. момент | |
Проверка домашнего задания. Выполнение диктанта одним человеком у доски. Графический диктант. (верно-неверно: верно ^ , неверно ___ ) Солнце самая близкая звезда к нашей планете. Метеориты, комета, спутники являются космическими телами. Солнце является голубой звездой. Солнце – звезда, дающая только свет. Небо разделено на 88 секторов, следовательно, мы можем наблюдать 88 созвездий на звездной карте. | Выполняют задания диктанта. Проверка результатов и сравнение его с работой на доске.. Работа с листком по самоконтролю (Приложение 7). |
Урок сегодня проведем необычный. Обратите внимание на экран. Представьте себя учеными - астрономами. Ваша задача рассказать, что вы увидели в видеосюжете [1]. | Смотрят видео, рассуждают об увиденном |
2.Мотивация познавательной деятельности: |
| Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока. |
3.Организация познавательной деятельности |
Сформулируйте задачу урока. Давайте проведем сравнение ваших предположений с научной точкой зрения. | формулируют задачу урока.
|
Астрономы, наблюдая за другими звездными системами обнаружили, что планеты расположены в порядке убывания, и самые близкие и большие вращаются с большими скоростями. А как вы считаете, в нашей Солнечной системе порядок такой же? (актуализация проблемы). Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения о зависимости размеров и удаленности от Солнца, (расчет, выстраивание ответов в заданном порядке). | Делают предположения, что необходимо провести расчеты, выстроить планеты в порядке удаленности и рассмотреть размеры планет. |
Задания на расчет диаметра, площади, поиска планет по размерам. Сравнение мат. Величин и выполнение задания на нахождение орбиты по удаленности от Солнца (Приложение 5). | Делают расчеты, определяют планеты по размерам, определяют удаленность от Солнца. Делают выводы. Работа с листком по самоконтролю. |
Физкультминутка [Приложение 2]. После мозгового штурма (Вы получили построение планет в порядке удаленности от Солнца и сравнили планеты по размерам, а теперь проведем разминку с запоминалкой, прошу вас потанцевать, вслушиваясь в слова, постарайтесь их повторять, подсказкой является доска, танцевальные движения произвольные.) | Делают разминку. Повторяют порядок планет. |
У вас на столе лежат карточки с планетами, необходимо подписать планеты по мере удаленности от Солнца. (Приложение 4) | Работают подписывая планеты, проверяют в паре, сравнивают результаты с доской. Работа с листком по самоконтролю. |
Все ли мы рассмотрели, достигнуты ли наши цели? Есть ли необходимость в информации по солнечной системе? О чем бы вы хотели еще узнать? Усаживайтесь удобнее, смените позу. Посмотрите видео фрагмент, который подробнее расскажет вам о планетах солнечной системы. Будьте внимательнее, не все так просто в подаваемой информации [3] | Отвечают на вопросы, высказывают пожелания в получении доп. Информации. Смотрят сюжет. Выделяют главное, на что обратили внимание (наличие атмосферы, движение вокруг Солнца, вокруг своей оси, температура на поверхности планет, разделение на группы). Работа с листком по самоконтролю. |
4.Подведение итогов |
Ответим на вопросы: Что называют Солнечной системой? Какие небесные тела входят в состав Солнечной системы? На какие группы делятся планеты Солнечной системы? Перечислите планеты земной группы. Перечислите планеты – гиганты. Каковы отличия планет земной группы от планет – гигантов? Решение кроссворда*, проверка, выставление результата (Приложение 6). | Отвечают на вопросы. Решают кроссворд.* Проверяют себя сами. |
Дом. Задание: стр. 140 по группам сообщения о планетах (можно мифологию) Модели Солнечной системы на конкурс (аппликация, пластилин, папье-маше и др.), Конкурс ребусов об астрономии. |
Урок заканчивается. Проанализируйте свою работу на уроке: достигли ли вы поставленной цели? Правильно ли вы выполнили каждое задание? Какую оценку вы поставили себе за урок? Поставьте её в лист самооценки. Кто желает высказаться?
| Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. |
Дополнительный материал: |
Дополнительные творческие задания: Кроссворд* Ребус* |
Математика и физика- это науки естественно научного цикла. Физика не может существовать без математических расчетов. Ученые, сделав открытые, проверяют факты с помощью математических расчетов. Какую форму имеют планеты? (шарообразную)
Для каких элементов шара можно рассчитать длину окружности, площадь круга (для сечения, т.к. сечением шара является круг)
На уроке изучения солнечной системы вы примените свои знания по изученным темам. Как назывались темы, над которыми работами в течение последних уроков? (длина окружности, площадь круга, шар).
Для того, чтобы выбрать с какими планетами будет работать группа при выполнении домашнего задания надо решить задачи и выбрать планеты в соответствии с вашими ответами. У каждого карточка в карточке задание расчеты выполняете после каждого задания.
Найти диаметр сечения планеты, если радиус сечения равен 6100 км.
Задачи 3 группы Найти диаметр сечения планеты, если радиус сечения равен 6400 км.
В листе рефлексии отметить, как выправились с двумя заданиями.