kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложные вопросы из курса геометрической оптики в заданиях ЕГЭ по физике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью ЕГЭ является дифференцированная диагностика степени освоения вопросов школьной программы по физике и наличия знаний, навыков и умений, позволяющих  продолжить обучение в соответствующих вузах. Умение решать задачи в настоящее время  относится к числу актуальных задач физического образования, так как позволяет развивать логику мышления, творческие способности, способствует развитию межпредметных связей, формирует такие качества личности как целеустремлённость, настойчивость. За строго ограниченное время учащийся должен  выполнить максимальное число заданий. Для этого надо понимать  смысл предлагаемых заданий, владеть методами их выполнения, уметь распределять время на все задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложные вопросы из курса геометрической оптики в заданиях ЕГЭ по физике»












Урок – консультация в 11 классе по теме:

«Сложные вопросы из курса геометрической оптики в заданиях ЕГЭ по физике»








Автор разработки:

Лященко Наталья Николаевна,

учитель физики высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ №1» г.Благодарный



















Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в практику итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ порождает проблемы адаптации к новой системе контроля знаний.

Целью ЕГЭ является дифференцированная диагностика степени освоения вопросов школьной программы по физике и наличия знаний, навыков и умений, позволяющих продолжить обучение в соответствующих вузах. Умение решать задачи в настоящее время относится к числу актуальных задач физического образования, так как позволяет развивать логику мышления, творческие способности, способствует развитию межпредметных связей, формирует такие качества личности как целеустремлённость, настойчивость. За строго ограниченное время учащийся должен выполнить максимальное число заданий. Для этого надо понимать смысл предлагаемых заданий, владеть методами их выполнения, уметь распределять время на все задания.

Моя задача – научить учащихся ориентироваться на информационном поле единого экзамена по физике. Чтобы у них было меньше промахов, они должны не только хорошо разбираться в базовых знаниях, но и уметь их применять как в стандартных, так и в не стандартных задачах. В связи с вышеизложенным был проведён урок-консультация в 11 классе социально-гуманитарного профиля.


























Тип урока: урок-консультация

Тема:

Сложные вопросы из курса геометрической оптики в заданиях ЕГЭ по физике

Цель:

  • разобраться с наиболее сложными заданиями из курса геометрической оптики;

  • помочь учащимся «набить руку» в решении тестов ЕГЭ;

  • узнать объективный уровень знаний учащихся;

  • овладение учащимися на практике необходимой тестовой культурой, развитие интуиции, умения пользоваться полученными знаниями;

Задачи:

обучающая:

  • закрепить знания формул и понятий по данной теме;

  • научить применять знания к различным теоретическим и практическим заданиям;

развивающая:

  • развивать умение работать со сводными таблицами, схемами, бланками для ответов.

воспитывающая:

  • формирование чувства уверенности в себе;

  • создание ситуации успешности; формирование умения самооценки.


Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь.

Арабская мудрость


  1. Мотивация к занятию. Вводное слово учителя о структуре и содержании ЕГЭ по физике.

- За строго ограниченное время вы должны выполнить максимальное число заданий . Для этого надо понимать смысл предлагаемых заданий, владеть методами их выполнения, уметь распределять время на все задания.

- Ребята что бы вы хотели узнать на сегодняшней консультации?

( ответы уч-ся)

- Я покажу вам наиболее эффективные способы решения задач, включенные в части В и С экзамена по физике по геометрической оптике.

На дом я задавала вам задачи В144, В145, В147.

Кто справился с задачей 144 (проверка устно), 145 (ученик решает у доски), 147 (учитель решает у доски)?

- Здесь можно использовать математический приём, который справедлив для малых углов, но т.к. программный материал в вашем профиле ограничен определёнными знаниями, то это вы можете не знать.

(даю пояснения)



2. Блиц - опрос

- Пока ученик решает задачу у доски, я вам зачитываю задачи, и вы их решаете на местах. На решение каждой отводится 1-2 мин.


Быстрые задачки геометрической оптики

  1. Угол между падающим и отражённым лучом равен 700. Чему равен угол отражения? (350)

  2. При угле падения света 600 угол преломления в стекле равен 300. Каков показатель преломления этого сорта стекла? (1,7)

  3. Угол между отражённым и преломлённым лучом 900. Чему равен угол падения, если угол преломления равен 250. (650)

  4. Чему равна оптическая сила собирающей линзы с фокусным расстоянием 20 см? (5 Дптр)

  5. Собирающая и рассеивающая линзы с фокусными расстояниями 1 м и -40 см сложены вместе. Какова оптическая сила системы линз? (-1,5 Дптр)

  6. Увеличение линзы равно3. Какова величина предмета, если величина изображения 12 см? (4 см)

  7. Предмет находится от линзы на расстоянии 20 см, увеличение линзы равно 4м. На каком расстоянии от линзы находится изображение предмета. (80см)


- Итак, ребята, сейчас мы проверили с вами скорость выполнения элементарных задач. Вы справились с заданием. Молодцы!


Просмотр задачи 145 и объяснение учителя задачи 147.

- Итак, ребята, вам понятен способ рассуждений по ходу решения задачи? Случай б) решаете самостоятельно.


- А сейчас попробуйте ответить на вопросы о световых явлениях, встречающихся в литературных произведениях. (Приложение 1)


3. Задания части С проверяют умения использовать законы физики в измененной или новой ситуации. Выполнение заданий требует применение знаний из разных разделов физики. На задания требуется дать развернутый ответ, записать законы или формулы, из которых выводятся требуемые для решения задачи соотношения.


- Ребята, я хотела предложить вам следующую задачу (слайд).

- Как вы думаете, какой основной формульный аппарат необходим для решения задачи?

- Для решения задачи нам необходимо вспомнить построение изображений в линзе, формулу тонкой линзы, предлагаю посмотреть видеофрагмент. https://www.youtube.com/watch?v=ncQn2ujY4-E


Выполняю на доске задание С3 с комментариями о критериях оценивания.


4. Мотивация к следующей теме

- Ребята, а как вы можете объяснить, почему водителям в тумане не видно дороги?

(капли - это неоднородная среда, значит закон прямолинейного распространения света выполняться не будет. Луч света многократно преломляется и рассеивается)

- Хорошо, ребята, вы ответили на вопрос, опираясь на закон геометрической оптики о прямолинейном распространении света. А сейчас я предлагаю вам посмотреть на мир через цветные стёкла. Что вы видите? Какого цвета предметы через цветные стёкла? Как вы это объясните?

- Да, используя только законы геометрической оптики мы ответить не можем, существуют границы применимости геометрической оптики и к следующему занятию вы найдёте какие они. Вы можете обратиться к следующим сайтам. (слайд)

- Задания к следующей консультации будут вывешены на стенд «Готовимся к ЕГЭ»


5. Работа с тестом в режиме on-line http://www.afportal.ru/physics/test/online/optics4

- Ребята, предлагаю вам проверить свои знания, работая с тестом за компьютером. Разбор теста после выполнения.


6. Итог.

Пришло время пополнить свою копилку свидетельствами:

  • «За быстроту выполнения заданий»

  • «За сообразительность в выполнении заданий»

  • «За многовариантность решения заданий»

  • «За высокий объём выполненных заданий».

Итак, наш пробный экзамен закончился. Вы убедились, что даже для выполнения заданий небольшого раздела требуется серьезная систематическая подготовка.


7. Рефлексия.

  • Как вы оцениваете уровень своей подготовки по данной теме?

  • Какие пробелы в знаниях этого блока по физике вы выявили?

  • Какие смогли заполнить на уроке?

  • Над чем надо еще поработать с учителем; самостоятельно?






Приложение 1


Световые явления в литературных произведениях


Зато лесная глушь сверкает и горит

В наряде праздничном листвы своей

И ярким золотом полуденных лучей,

И нежным пурпуром безоблачной зари

А. Чернышев «Осень»

Почему лес «сверкает и горит»?



Опять наступило молчание, и оба (Бегемот и Коровьев), находящиеся на террасе, глядели, как в окнах, повёрнутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Какое физическое явление наблюдал Бегемот и Коровьев в этот момент?



Вода недвижнее стекла.

И в глубине её светло.

И только щука, как стрела,

Пронзает водное стекло.

Н. Рубцов «Душа хранит»

Почему предметы в воде кажутся меньше в размерах, чем на воздухе?












Список использованной литературы:


  1. Внеклассная работа по физике, под ред. В.П.Синичкин, О.П.Синичкина

  2. Сборник задач по физике, В.И. Лукашик, Е.В.

  3. Энциклопедия «Юному эрудиту обо всём», Москва, 1998

  4. http://www.ivanovo.ac.ru/phys/index2.htm

  5. http://www.5ballov.ru/

  6. http://www.megabook.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=46209&rubr=242

  7. http://mediateka.km.ru/bes_2002/encyclop.asp?TopicNumber=46209&rubr=242

  8. http://hardd.jino-net.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=26

  9. http://fizkaf.narod.ru/fizlinks.htm

  10. http://physics-animations.com/physics.htm

  11. www.gif.10000.ru


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сложные вопросы из курса геометрической оптики в заданиях ЕГЭ по физике

Автор: Колотилина Наталья Николаевна

Дата: 31.05.2023

Номер свидетельства: 632815


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства