Просмотр содержимого документа
«Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского. Ракеты. Современные достижения космонавтики.»
УРОК 24 9 а, б, в, г классы Дата 29.11, 29.11, 28.11, 25.11
Тема урока: Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского. Ракеты. Современные достижения космонавтики.
Цели урока: Образовательная: Ознакомить учащихся с практическим использованием закона сохранения импульса. Развивающая: Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать физические явления, грамотно формулировать свои мысли, самостоятельно работать с новой информацией, делать правильные выводы. Воспитательная: Активизировать самостоятельность мышления учащихся, воспитывать навыки самоконтроля. Демонстрация. Полет воздушного шарика. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания:
Проверка решения домашних задач.
Повторение понятий «импульс», «импульс силы», закона сохранения импульса. Формула закона записывается на доске.
III. Изучение нового материала. 1. Реактивное движение – единственный способ движения в космическом пространстве. Мы не меряем Землю шагами, Понапрасну цветы теребя, Мы толкаем ее сапогами- От себя! От себя.
((из песни)В. Высоцкий) Человеку при движении необходимо отталкиваться от земли, теплоход отталкивается от воды, вертолет от воздуха. От чего отталкивается ракета в воздухе? Почему летит шарик? РИС. 68 Что происходит при его движении? Кто знает, как называется такое движение? Тема урока: «Реактивное движение» - записать на доске
В конспект: «Реактивным движением называется движение, которое возникает вследствие того, что от тела отделяется его часть с некоторой скоростью относительно данного тела». Вопрос к детям: «Встречались ли мы с таким типом движения на предыдущих уроках?»
Знакомы, решали задачи («мальчик прыгает с лодки», «охотник стреляет из ружья» и др.), а поэтому отвели отдельный урок с единственной целью – познакомиться с одним из применений закона сохранения импульса – движением космических ракет. 2. Скорость ракеты. Возвращаемся к закону сохранения импульса, записанному на доске в начале урока. В конспект (эта и последующая формулы):
(1) Вопрос учителя: Какие два тела взаимодействуют в полете? Ракета – это система двух тел – оболочки ракеты и топлива. До старта вся система находится в покое относительно Земли, поэтому из (1):
При запуске топливо сгорает, превращаясь в газ высокого давления и высокой температуры. Газ с большой скоростью выбрасывается из сопла, оболочка приобретает скорость в противоположном направлении: mобυоб-mг υг=0, откуда: mобυоб=mг υг
(2) Здесь мы считали, что весь образовавшийся при сгорании топлива газ выбрасывается одновременно.
Учитель предлагает проанализировать, от чего зависит скорость ракеты в (2). Учащиеся приходят к выводу о том, что скорость ракеты тем больше, чем больше скорость истечения газов υг, и чем больше отношение . В современных двигателях скорость υг достигает нескольких км/с,
mг в десятки раз превышает mоб, и все же, как показывают расчеты, даже в идеальном случае (отсутствие силы тяжести и силы сопротивления среды) теоретическая максимальная скорость ракеты: υРmax ~ 6,9 км/с Достаточна ли эта скорость для космических полетов? Что можно предложить? Впервые идея использования реактивного движения для космических полетов была предложена К.Э. Циолковским в 1903 г. Ему же принадлежат многие теоретические и конструкторские разработки по космонавтике. К.Э. Циолковский – многоступенчатые ракеты РИС. 69, 70. После полного выгорания топлива от ракеты отделяется первая, затем вторая ступени, что приводит к уменьшению массы ракеты и увеличению ее максимальной скорости. Ракетные двигатели. 1. Ракетные двигатели на твердом топливе (РДТТ). 2. Жидкостно-реактивные двигатели (ЖРД). IV. Закрепление. Решение задач упр.18 V. Подведение итогов. Учитель подводит итоги урока, оценивает активность учеников, выставляет оценки. VI. Домашнее задание п-ф 21, остальные задачи упр.18