Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: «Давление жидкостей и газов» (обобщающий урок).»
Тема: «Давление жидкостей и газов» (обобщающий урок).
(7 класс)
Цель урока: Повторить, закрепить и углубить знания учащихся полученных при изучении темы: «Давление жидкостей и газов».
Задачи:
1. Обучения: повторение и закрепление знаний об атмосферном давлении, о действии жидкости на погруженное тело. Отработка практических навыков при решении задач. Знакомство с методами научного познания и их взаимосвязи.
2. Развития: развитие самостоятельности учащихся в процессе групповой и индивидуальной работы, развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитания: воспитания культуры в организации учебного труда.
Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления ранее изученного материала.
Формы обучения: учебно – практические занятия.
Метод обучения: проблемный, исследовательский, словесный.
Оборудование:
Шприц
Ливер
Жидкости различной плотности
Сосуд с нефтью
Пепетка
Мензурки
Ведерко Архимеда
Динамометр
Карточки с заданием
Содержание урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного материала.
3. Решение качественных и расчетных задач.
Добрый день, ребята. Тема нашего урока: Урок – путешествие по теме: «Давление жидкостей и газов». Сегодня на уроке мы повторим и закрепим те знания, которые вы получили при изучении данной темы. Это будет немного необычный урок. Это урок – экспедиция в страну «Давление»
Основные географические характеристики страны:
* Географическое положение – учебник физики для 7 класса стр. 120 – 158
* Климат – неустойчив.
* Население – девочки и мальчики 13 – 14 лет
* Давление – нормальное
* Место нахождения – кабинет № 26.
Итак, представьте себе, что вы входите все в состав научной экспедиции. С собой в дорогу мы взяли все необходимое – это свои знания и отправились в путь.
Но, для того , чтобы попасть в эту страну, нам необходимо узнать, а знаете ли вы физические формулы? Для этого у вас на партах лежат листочки. Здесь написано 9 формул, но в каждой формуле не хватает одной величины. Вам за одну минуту необходимо вписать недостающие величины.
Fa= pж… V
F = g…
p = …/ V
P = gh…
m = … V
F2/… = …/ S1
… = mg
P = …/ S
С заданием справились, и мы попали в удивительную страну «Давление».
А теперь скажите, как называют воздушную оболочку, которая окружает Землю, а также нашу страну?
Что представляет собой атмосфера?
Мы с вами выяснили, что атмосфера состоит из молекул. Почему же молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на Землю?
Тогда встречный вопрос. Почему же они не покидают атмосферу?
А теперь давайте экспериментально докажем о существовании атмосферы.
Перед вами прибор – ливер. Он служит для взятия проб различных жидкостей. Объясните действие этого прибора.
Перед вами шприц. Объясните действие этого медицинского прибора.
А кто впервые предложил измерить атмосферное давление?
Как называется прибор для измерения атмосферного давления?
Что происходит с давлением при поднятии на высоту?
Наше путешествие продолжается, и сейчас мы побываем в немецком городе Магдебурге. Скажите, а чем знаменит г. Магдебург?
В славном граде Магдебурге
Начинается показ.
Император сам приехал
Посмотреть на этот раз.
Герике поставил опыт:
Полушария он взял,
Выкачал оттуда воздух,
Растянуть их предлагал.
Над ученым все смеялись
К знахарю его вели
Только, сколько не старались
Отделить их не смогли.
Две упряжки прискакали
Стали в сторону тянуть.
Еле – еле растащили
Объясните в чем тут суть?
А знаете ли вы, что магдебурские полушария есть у каждого человека. Головки бедренных костей удерживаются в тазовом суставе атмосферным давлением.
В этой стране, так же, как в любой другой есть полезные ископаемые, а следовательно есть промышленные предприятия, т. е. заводы и фабрики на которых используют гидравлические машины. А что это за машины?
Вам необходимо решить задачу.
Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10см2, на него действует сила 200Н. Площадь большего поршня 200см2. Какая сила действует на больший поршень?
А теперь давайте ответим на следующие вопросы
От чего зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда?
Как исследуют морские глубины?
Решаем следующую задачу:
Чемпионами по глубоководному нырянию среди птиц являются представители Арктики и Антарктики. Так гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80м. королевский же пингвин ныряет на глубину до 200м и более. Определите давление на гагару и пингвина.
Послушайте внимательно отрывок из рассказа А.П. Чехова «Степь»
«Егорушка… разбежался и полетел с полуторосаженной вышки. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая – то сила, холодная, и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул и … Опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его на вверх».
О какой силе идет речь в этом отрывке. Кто впервые открыл эту силу?
Стихотворение об Архимеде.
Фронтальный эксперимент № 1
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
1. Подвесить к динамометру тело.
2. Определите и запишите показания динамометра. Это и есть вес тела в воздухе.
3. Поставьте стакан с водой и опустите в него тело, подвешенное на динамометре, пока все тело не погрузится в воду.
4. определите и запишите показания динамометра в таблицу. Это и есть вес тела в воде.
Решаем задачу:
На камень, полностью погруженный в воду, действует архимедова сила, равная 25Н. Определите объем камня.
В одном из своих рассказов Марк Твен писал: «Это было забавное купание! Мы не могли утонуть. Здесь можно вытянуться на воде во всю длину, лежа на спине и сложив руки на груди, причем большая часть тела будет оставаться под водой… Вы не можете плыть на спине, продвигаясь
сколько – нибудь заметно, так как ваши ноги торчат из воды, и вам приходится отталкиваться только одними пятками…
Объясните, почему нельзя утонуть в Мертвом море?
Определите, в какой последовательности расположатся следующие жидкости: вода, спирт, подсолнечное масло.
Тело объемом 5х10-3м3 имеет массу 5кг. Тонет ли это тело в бензине?
Фронтальный эксперимент № 2
Наблюдение всплывания нефтяного пятна, под действием выталкивающей силы воды.
Возьмите с помощью пипетки несколько капель нефти. Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой.
Выпустите нефть и пронаблюдайте, образование нефтяного пятна на поверхности воды
На основе проделанного опыта сделайте вывод.
5. Подведение итога урока.
Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового узнали? Чему научились?