kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по физике "Основы Молекулярно-кинетической теории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расчитан для учащихся 10 класса. Является первым уроко в разделе "Молекулярная физика"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике "Основы Молекулярно-кинетической теории"»

Технологическая карта

1. Ф.И.О. учителя: __________Митрофанова Е.Г._____________________________________________________________________

2. Класс: ________10_______ Дата: ______________Предмет___физика___ № урока по расписанию: _________________________

3. Тема урока:___ Основы молеклярно-кинетической теории

4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________

5. Цель урока: сформировать представление о структуре и содержании новой физической теории;

организовать усвоение основных положений МКТ;

формирование умений описывать тепловые явления на молекулярно кинетических представлениях о строении вещества;


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 Приветствует учеников, отмечает отсутствующих

 Приветствуют учителя

 

 

 коммуникативные

Повторение

 Предлагает ответить на вопросы

 Отвечают на вопросы


  1. Повторение материала, изученного в 7-9 классах.

    • Что называют физическим телом? Приведите примеры физических тел.

    • Что такое материя? Какие два вида материи вы знаете?

    • Что называют веществом? Приведите примеры веществ?

    • Из чего состоят все тела?

    • Что означает слово молекула?

    • Является ли молекула неделимой частицей?

    • На какие частицы делятся молекулы?

    • Как и когда люди узнали об атомах?


 

 регулятивные

Изучение нового материала

Ставит проблемные вопросы













Показывает опыты




















Предлагает ученикам работу с учебником

.



 Высказывают свое мнение


Слушают учителя

Записывают тему урока в тетрадь.


Записывают основные понятия в тетрадь






Делают выводы

Задолго до нашей эры народы Древнего Востока накопили множество естественнонаучных и технических знаний. В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды, потребностями измерения земельных участков и т.д. накапливались первоначальные сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил.

Сейчас мало осталось людей, для которых реальность существования атомов менее очевидна, чем движение Земли вокруг Солнца. Почти у каждого с этим понятием связано представление о чем-то маленьком неделимом.

Основателем идеи атома принято считать Демокрита, хотя в истории упоминаются также его учитель Левкипп, и древнеиндийский философ Канаду.

Легенда рассказывает, что Демокрит сидел на камне у моря, держал в руке яблоко и размышлял. “Если я сейчас это яблоко разрежу пополам, то у меня останется половина, если я эту половину снова разрежу на две – останется четверть. Но если и дальше продолжать, всегда ли у меня в руке будет оставаться часть яблока? Или же в какой-то момент оставшаяся часть уже не будет обладать свойствами яблока?” философ пришел к выводу, что деление такое бесконечно не существует и назвал эту последнюю, уже неделимую частицу атомом.

В России развитие идей древних ученых о строении вещества продолжил М.В. Ломоносов. Многие идеи Ломоносова более чем на 100 лет опередили науку того времени. Он считал, что наименьшие неделимые частицы – атомы – входят в состав более крупных частиц – молекул. Разнообразие тел зависит от того, какие атомы, в каком количестве и каким образом соединены в молекулы.

Изучая строение вещества, М.В. Ломоносовым была создана молекулярно-кинетическая теория, которой успешно пользуются как физики, так и химики.

С основными положениями этой теории мы сегодня с вами и познакомимся, а также разберем опыты, подтверждающие данную теорию.

  1. Изучение нового материала.

Физические свойства тел в различных агрегатных состояниях, силы взаимодействия между частицами, образующими тела и характеры движения этих частиц изучает специальный раздел физики, который называется  “Молекулярная физика”. В основе молекулярной физики лежат три основных положения МКТ. Эти положения можно сформулировать, прочитав отрывки из поэмы Лукреция «О природе вещей».

1. Начала вещей недоступны для глаза.

Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,

Что существуют тела, которых мы видеть не можем.

Но не заполнено все веществом и не держится тесно

В веществах пустота существует.

Какой вывод можно сделать из данной части поэмы?

Вывод: все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки.

Как можно увидеть эти маленькие частицы?

Доказательством первого положения являются: механическое дробление вещества, диффузия, растворение веществ в воде, сжатие и растяжение тел, газов.

Предлагаю вам из имеющегося оборудования на демонстрационном столе, продемонстрировать опыты, подтверждающие первое положение.

Учащиеся демонстрируют следующие опыты (если нужно, то учитель оказывает помощь в демонстрации):

      1. дробление куска мела;

      2. растворение кусочка сухой краски в воде;

      3. сжатие и растяжение резинового воздушного шарика.

2. Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,

Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света.

Какой вывод можно сделать из данной части поэмы?

Вывод: молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении.

Доказательством второго положения являются: броуновское движение и диффузия.

Давайте посмотрим анимацию «Броуновское движение».

В качестве примера броуновского движения можно рассмотреть движение пылинок в воздухе.

А теперь с помощью прибора для демонстрации броуновского движения, вы сами можете показать это движение.

Учащиеся демонстрируют броуновское движение.

Дайте определение броуновскому движению.

Броуновское движение – тепловое движение частиц, взвешенных в жидкости или газе.

А теперь, я пронесу чёрный ящик возле вас, а вы отгадайте, что находится в нём. (Учитель проносит ящик с апельсинами, учащиеся по запаху определяют содержимое).

Как вы догадались, что там апельсины?

Это пример диффузии. Дайте определение диффузии.

Диффузия – это взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

От чего зависит скорость протекания диффузии?

Как скорость протекания диффузии связана с температурой?

Сообщение учащегося «Роль диффузии в нашей жизни»

3. Увидишь ты там, как много пылинок меняют

Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно,
Всюду туда и сюда разбегаясь во всех направленьях.

Вывод: молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания.

Как имея пружину доказать, третье положение МКТ?

Учащиеся демонстрируют сжатие и растяжение пружины.

Почему, раз между молекулами существует взаимное притяжение, то два куска пластилина можно соединить, а два куска свинца нет?

(Учитель демонстрирует притяжение молекул двух зачищенных кусков свинцов, предварительно показав, что они не взаимодействуют друг с другом)

Объясните увиденный опыт.

Доказательством третьего положения является такое явление как смачивание и несмачивание.

Почему простой лист, опущенный в воду, намокает, а натёртый парафином нет? (Учитель демонстрирует опыт).

Сообщение «Проявление смачивания и несмачивания в природе и быту».

В зависимости от расположения молекул и их поведения различают 3 агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное. Давайте посмотрим, в чём отличие в этих состояниях. (Учитель демонстрирует анимацию «Агрегатные состояния вещества»).


Молекулы

Строение вещества

Размер молекул

Основы МКТ

 Познавательные

регулятивные

Закрепление нового материала

 Предлагает решить задачи

Заполняют таблицу 

Решают задачи

  1. Самостоятельная работа по заполнению таблицы.

Агрегатное состояние вещества

Форма

Объём

Движение молекул

Расположение молекул

Взаимодействие молекул

твёрдое






жидкое






газообразное







  1. Решение качественных задач.

      1. В стеклянную бутылку налили воды и поместили её в морозильную камеру. Что произойдёт с бутылкой и почему?

      2. Для чего на точных измерительных приборах пишут температуру, в основном 20 °С?

      3. На улице вблизи хлебозавода чувствуется запах хлеба. Почему?

      4. Почему при сварке металлов необходима очень высокая температура?

      5. Почему сложенные вместе стёкла трудно разъединить?

      6. Почему пыль с мебели устраняется мокрой тряпкой лучше, чем сухой?



 регулятивные познавательные

Рефлексия

Задает вопросы 

Подводит итоги

Выставляет оценки за урок

 Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Что мы сегодня изучали на уроке?

Сегодня на уроке я научился…

Мне было трудно…

Мои достижения на уроке…

Поделимся впечатлением о нашем уроке

 

Личностные

Коммуникативные

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по физике "Основы Молекулярно-кинетической теории"

Автор: Митрофанова Екатерина Геннадьевна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371099

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства