Просмотр содержимого документа
«Разработка урока физики "Сообщающиеся сосуды" (обновление содержания образования РК)»
Раздел долгосрочного плана: 3 Давление
Тема: Сообщающиеся сосуды
Цели обучения: 7.3.1.6 Приводить примеры использования сообщающихся сосудов
Уровень мыслительных навыков: понимание и применение
Цели урока:
Все учащиеся смогут:
Приводить примеры использования сообщающихся сосудов и описывать принцип их действия, провести опыт по доказательству соотношений высот жидкостей в коленах сообщающихся сосудов.
Большинство учащихся смогут:
Использовать свойства сообщающихся сосудов для объяснения принципа действия шлюза, артезианского колодца, водопровода, водомерного стекла; рассчитывать высоту жидкостей в сообщающихся сосудах.
Некоторые учащиеся смогут: создать модель сообщающихся сосудов.
Критерии:
Распознают сообщающиеся сосуды и описывает принцип их действия.
Приводят примеры использования свойств сообщающихся сосудов
Уровень жидкости в сообщающихся сосудах, однородная жидкость, несмешивающиеся жидкости, высота столба жидкости.
Воспитание ценностей
Навыки совместной работы, взаимоуважение и открытость, умение самостоятельно конструировать свои знания, формирование научного мировоззрения и представления об экспериментальном методе познания.
Межпредметные связи
Математика, география.
Предварительные знания
Давление, закон Паскаля, плотность.
Ход урока.
Начало урока.
Организационный момент: приём «Волшебное слово»
Класс становится по кругу и считают от 1 до 30. Каждый игрок должен назвать число, следующее за тем, которое назвал предыдущий игрок. Если число содержит цифру 3 или делится на 3 без остатка, то вместо него участник называет «волшебное слово» - «шлюз». Следующего игрока выбирают перебрасыванием мяча. В дальнейшем на уроке мы ещё упомянём о «волшебном слове»
Разбиение на 2 группы с помощью пазлов.
Середина урока.
Актуализация опорных знаний.
Задание 1: Дополните фразы
Давление измеряется в системе СИ в…
Давление в жидкостях и газах передаётся во всех направлениях…
Величина, равная отношению массы вещества к занимаемому объёму- это…
Дескрипторы:
Записывает единицу измерения давления в СИ Па
Верно закончил формулировку закона Паскаля словом «одинаково»
Записывает понятие «плотность» по его определению
Задание2: Вставьте пропущенные слова
Чем …глубина, тем меньше давление жидкости.
При . .. плотности жидкости давление внутри жидкости увеличивается.
Дескриптор:
Вставляют слово «меньше» в первую фразу
Вставляют слово «увеличении» во вторую фразу
Задание3
Дескриптор:
Указывают, что во всех сосудах с одинаковой глубиной жидкости давление на дно одинаково.
Указывают, что наименьшее давление на стол оказывает сосуд с наибольшей площадью дна 3.
(учащиеся работают по индивидуальным карточкам, проводится взаимопроверка по образцу, отображённому на доске, устное формативное оценивание)
Постановка цели. Работа по рисунку
Можно ли выделить обособленные части в представленных устройствах предметах?
Есть ли сообщение между частями предметов и устройств?
Что происходит с жидкостью в предметах и устройствах?
Как бы Вы назвали систему связанных между собой сосудов?
Сформулируйте тему урока.
Какие цели вы ставите перед собой на сегодняшний урок?
Изучение нового материала.
Проблема: Сообщающиеся сосуды широко распространены в жизни. По какому принципу они действуют?
Работа в группах
Активное чтение текста учебника и заполнение рабочего листа. Инструктаж по Тб при работе со стеклянным оборудованием
Устройства, работающие по свойствам сообщающихся сосудов:________________
1 группа Опыт 1. Оборудование: стеклянные трубки, соединённые резиновой трубкой, стакан с водой, зажим для трубки.
Передавите резиновую трубку зажимом.
Налейте воду в одну из трубок.
Снимите зажим
Опишите, на каком уровне установилась вода в трубках
Сформулируйте свойство сообщающихся сосудов
В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся однородной жидкости устанавливается _________________, если давление над ней одинаково
2 группа Опыт 2. Оборудование: стеклянные трубки, соединённые резиновой трубкой, стакан с водой, стакан с растительным маслом, зажим для трубки.
Передавите резиновую трубку зажимом.
Налейте воду в одну из трубок.
Налейте масло во вторую трубку
Снимите зажим
Опишите, на каком уровне установились жидкости в трубках
Сформулируйте свойство сообщающихся сосудов
При равенстве давлений на поверхность разнородной жидкости высота столба жидкости с большей плотностью будет ________________________ жидкости с меньшей плотностью.
Вывод формулы свойств сообщающихся сосудов.
Сделайте пояснения:
р1=р2 (Почему?)
ρ1gh1=ρ2gh2(Что можно сделать с равенством?)
1 группа: Для однородной жидкости ρ1=ρ2, значит______________________
2 группа: Для разнородных жидкостей ρ1h1=ρ2h2 или ____________________
Решить задачи
1 группа
В сообщающихся сосудах налиты вода и керосин. Высота столба воды 20 см. Какова высота столба керосина?
2. группа
В сообщающихся сосудах налиты вода и растительное масло. Высота столба воды 20 см. Какова высота столба растительного масла?
Физминутка
(После завершения работы выступают по одному представителю от группы, группам раздаются листы ответов, происходит взаимооценивание по группам)
Дескриптор.
Все
Дают определение сообщающихся сосудов.
Приводят примеры сообщающихся сосудов.
Приводят примеры устройств, работающих по свойствам сообщающихся сосудов
Теоретически определяют свойства сообщающихся сосудов.
Большинство
Выводят формулу свойств сообщающихся сосудов.
Проводят эксперимент, демонстрирующий свойства сообщающихся сосудов.
Решают задачи на применение свойств сообщающихся сосудов:
- выполняют краткую запись условия
-записывают плотности воды и керосина(масла.)
-переводят 20 см в метры, получили 0,2м
-записывают закон сообщающихся сосудов =
-выполняют расчёты, получили 1 группа: 0,25м
2 группа: 0,215м
- записывают ответ задачи.
Применение полученной информации:
Работа со схемами (Раздаточный материал- плакаты с изображением схем устройств) :
Опишите составные части устройств, объясните принцип действия
1 группа: водопровод, водомерное стекло
2 группа: артезианский колодец, шлюз
Создайте модель фонтана. (Оборудование: пустая пластиковая бутылка с отверстием, резиновый шланг, скотч, воронка, сосуд с водой)
(Представители групп объясняют устройство и принцип действия, другая группа оценивает. Группам раздаются листы, на одной половине которых изображены звёздочки, а на второй- контуры знака вопроса. Звёздочки заполняются положительными моментами, а в знаки вопроса записывают недочёты )
Дескрипторы
Все
Называют составные части устройства, работающего по свойству сообщающихся сосудов
описывает принцип действия устройств.
Большинство:
Объясняют принципа действия шлюза, артезианского колодца, водопровода, водомерного стекла
Некоторые
Создают модель сообщающихся сосудов.
Конец урока
По листам оценивания даётся устная или письменная обратная связь
Домашнее задание: п.41, творческое задание1: создать модель фонтана, творческое задание2: создать презентацию «Знаменитые фонтаны мира»
Рефлексия урока
Учащимся раздаются карточки с «Волшебной лестницей знаний», они заполняют «ступеньки».