kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка конспекта урока на тему "Диффузия" с использованием одной из технологий продуктивного обучения физике в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование одной из технологий продуктивного обучения физике в школе (конспект урочного занятия)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока на тему "Диффузия" с использованием одной из технологий продуктивного обучения физике в школе»



















«Использование одной из технологий продуктивного обучения физике в школе (конспект урочного занятия)»



Браткова Анастасия Вячеславовна,

учитель физики МБОУ СОШ № 19

г. Междуреченск









Тема: «Диффузия»


Структура занятия:

1) Тема

2) Оборудование

3) Актуализация опорных знаний

4) Изучение нового материала

5) Закрепление знаний

– Беседа по контрольным вопросам

– Обсудите вопросы в классе:

– Выскажите свое мнение:

– Практическая работа

6) Домашнее задание



Оборудование и демонстрации: Освежитель воздуха «Кофе», (или любой другой освежитель, на котором подписано название «Лимон», «Апельсин», «Хвойный»); Диффузия аммиака. (Аммиак, фенолфталеин.); Кристаллы йода на стекле под слоем парафина; Диффузия в жидкости. (Сосуды, раствор медного купороса); Модель броуновского движения, кодоскоп для проекции; Пшено и горох; Микроскоп для наблюдения броуновского движения частиц туши в молоке; Таблицы: «Диффузия в природе», «Цементация»; Шабловский “Нескучный урок”

I. Актуализация опорных знаний

1. У доски, выполняют задание:

Строение вещества. (№49 Лукашик).

Молекулы. (№50 Лукашик).

2. На местах все:

Физический диктант «Веришь — не веришь»

(На столе листы с текстом физического диктанта (1-2 вариант). Школьники записывают под соответствующим номером «да», если они
считают это утверждение верным, или «нет», если считают его неверным)

Вариант 1.

 Вещество состоит из мельчайших частиц, едва
различимых невооруженным глазом. (Нет)

 Вещество состоит из мельчайших частиц, которые
можно увидеть на экране электронного микроскопа.
(Да)

 Объем газа при нагревании увеличивается, т. к.
каждая молекула становится больше по размеру. (Нет)

 Атом – мельчайшая частица вещества. (Нет)

 В молекуле может быть более 1000 атомов. (Да)

 Стальной шарик при нагревании увеличивается в
объеме, т. к. промежутки между молекулами
становятся больше. (Да)

 Пленка масла, растекаясь по поверхности воды,
может занять любую площадь. (Нет)

 Молекулы воды точно такие же, как и молекулы
льда. (Да)

 Объем тела равен сумме объемов его молекул. (Нет)

 Атомы состоят из молекул. (Нет)

Вариант 2.

 Вещество состоит из мельчайших частиц, видимых
в оптический микроскоп. (Нет)

 Объем тела при нагревании уменьшается. (Нет)

 Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к.
промежутки между молекулами становятся меньше. (Да)

 Молекула – мельчайшая частица вещества. (Да)

 В молекуле не может быть более 100 атомов. (Нет)

 Молекулы водяного пара отличаются от молекул
воды. (Нет)

 При сжатии газа уменьшается размер молекул. (Нет)

 Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить
четырехлитровый сосуд. (Да)

 Объем тела больше суммы объемов его молекул. (Да)

 Атомы состоят из элементарных частиц. (Да)

II. Изучение нового материала

  1. Диффузия:

- в газах.

Урок начинаю с распыления освежителя; в случае, если ученик почувствовал запах, он должен встать. Таким образом, постепенно, через пару минут,
встанут все учащиеся класса. Они безошибочно определят, что за освежитель был распылен.

В беседе учащиеся подводятся к выводам: жидкость, освежитель, превращается в пар; молекулы газа находятся в движении; скорость молекул газа значительна; между молекулами газов, из которых состоит воздух, имеются промежутки; вещества способны перемешиваться по причине движения молекул.

-в жидкостях

У меня на столе в высокий стакан налиты две жидкости: снизу голубой раствор медного купороса, сверху – вода; между ними резкая граница. Если купорос и вода способны самопроизвольно смешаться, то граница между ними должна исчезнуть. Предлагаю ученикам следить за этой границей между жидкостями.

В это время демонстрирую диффузию газов на следующем опыте: к внутренним стенкам высокого цилиндрического сосуда прикрепляю смоченные фенолфталеином полоски белой бумаги. Цилиндр закрываю сверху картоном с прикрепленным к нему кусочком ваты, смоченной нашатырным спиртом. Газ аммиак диффундирует вниз. Если аммиак и воздух перемешиваются, то рано или поздно полоски бумаги окрасятся в ярко-малиновый цвет.

Предлагаю также следить за их цветом. А в это время рассказываю об эксперименте со смешиванием твердых тел.

-в твердых телах

Хорошо очищенные и плотно прижатые друг к другу пластины из золота и свинца диффундируют на глубину 1мм за 5 лет.

Демонстрация диффузии кристаллов йода на
стекле под слоем парафина.
(парафин около кристалликов йода окрасился в
коричневый цвет)

Учитель: Итак, что же произошло за это время в первых двух экспериментах?

Учащиеся: Граница между жидкостями не изменилась, а листочки окрасились, т.е. аммиак и воздух перемешались в сосуде.

Учитель: Однако смотрите, что получилось в стакане, куда аккуратно налили купорос и воду неделю назад.

Учащиеся: Граница размыта, купорос и вода перемешались.

Учитель: Сформулируйте ответ, вытекающий из наблюдений и опытов.

Учащиеся: Если привести в соприкосновение твердые тела, жидкости или газы из разных веществ, то они сами собой смешиваются.

Учитель: Мы познакомились с новым явлением, в физике оно известно под названием ДИФФУЗИЯ.

(Работа с учебником, запись определения в тетрадь.)

Явление, при котором происходит самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией

(В итоге, в тетради обучающихся и на доске создается опорный конспект.)

Перед учениками ставлю вопросы:

  • Какие свойства молекул обусловливают смешивания веществ?

  • Почему возможна диффузия?

  • Какие невидимые процессы происходят с молекулами при диффузии?

  • Как объяснить явление проникновение одного вещества в другое?

  • Могло бы оно происходить, если бы молекулы были неподвижны и между ними не было промежутков?

Фронтальный эксперимент.

Демонстрация явления диффузии на модели:

  1. В стаканчик насыпать не доверху горох,

  2. Досыпать стаканчик с горохом пшеном

  3. Слегка встряхнуть стаканчик.

(Достаточно эффектно видно, как проникают крупинки пшена в промежутки между горошинами)

После проведенного эксперимента и беседы с учащимися подчеркиваю, что явление диффузии происходит без вмешательства извне, за счет движения самих молекул, т.е. может быть объяснено только тем, что молекулы беспрерывно и беспорядочно движутся и сталкиваются.

Учитель: Как будет вести себя маленькая частичка нерастворимого вещества в жидкости, если окружающие ее молекулы жидкости непрерывно и беспорядочно движутся?

Учащиеся: Молекулы, окружающие частицу, движутся в разных направлениях, часть из них ударяются о частицу. Поскольку частица маленькая, она может двигаться под действием этих ударов. Т.к. молекулы движутся беспорядочно, то число ударов с разных сторон в один и тот же
момент различно, и частица будет двигаться то в одну, то в другую сторону, беспорядочно.

(демонстрация с помощью прибора «Модель броуновского движения»)

Явление беспорядочного движения взвешенных нерастворимых частиц вещества в жидкости или газе называют броуновским движением.

Откуда такое название, вы узнаете дома из учебника. Пронаблюдать броуновское движение можно под микроскопом, на перемене это каждый
сможет сделать.

Различие в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов объясняют ученики. Ученики:

  • Газы – самые быстрые молекулы.

  • Жидкости – скорость молекул меньше, чем в газах.

  • Твердые тела – молекулы еле колеблются около
    своего положения.

III. Закрепление знаний

1. Беседа по контрольным вопросам:

Объясните почему:

  1. Бельё разного цвета, замоченное вместе, окрасилось?

  2. Огурцы через несколько дней после того, как их положили в рассол, стали солеными?

  3. Природный газ при неправильной эксплуатации может разорвать баллон, в котором он находится?

  4. Шарик раздувается при наполнении его газом?

  5. При составлении гербария растения высушиваются?

2. Обсудите вопросы в классе:

Значение диффузии в природе и производственной практике? Зависит ли диффузия от температуры, если да то как?

3. Выскажите свое мнение:

- Вследствие диффузии газа состав воздуха у
поверхности Земли однороден;

-Диффузия имеет существенное значение в питании
растений и других организмов;

-Явление диффузии используют на сахарных
заводах при извлечении сахара из свеклы;

- На явлении диффузии основаны соление овощей,
варка варения, получение компотов и многие
другие технологические процессы;

- Диффузию молекул твердых тел используют в
технике: для придания железным и стальным
деталям значительной твердости их поверхностный
слой подвергают диффузному насыщению углеродом
(цементация).

-Диффузия ускоряется с повышением температуры: с
повышением температуры увеличивается скорость
движения молекул.

4. Практическая работа

Заполните таблицу:

Примеры

диффузии

В газах

В жидкостях

В твердых телах

1




2




3





5.Рефлексия

Обратная связь в форме синквейна. Выполняют на отдельных листочках, при наличии времени можно озвучить. Напишите:

1 строка: Существительное, обозначающее тему.

2 строка: Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, заявленного в теме.

3 строка: три глагола, раскрывающие действие, воздействие и т.д., свойственные явлению, заявленной темы.

4 строка: Фразу, раскрывающую суть явления, усиливающие предыдущие две строки.

5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление от урока

IV. Домашнее задание

1.Всем:

Изучить тему «Диффузия»;§9, вопросы к §9,экспериментальное задание №2(1).

  1. Одному учащемуся:

доклад на тему:
«Использование явления диффузии в технике и
повседневной жизни».

  1. Для желающих:

Рисуем явление диффузии.

Список литературы

  1. Физика.7кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. - 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Браткова Анастасия Вячеславовна

Дата: 09.01.2020

Номер свидетельства: 534900


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства