Просмотр содержимого документа
«разработка урока физики в 7 классе по теме "Условия плавания тел" »
Урок физики в 7 классе по теме «Условия плавания тел»
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела. Выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести.
Оборудование: сосуд с водой, тела разных размеров, плотности, массы.
Ход урока:
Организация урока.
Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня у нас непростой урок. Сегодня мы с вами будем экспериментировать, сами делать выводы.
Актуализация знаний.
На предыдущих уроках мы рассматривали действие жидкости и газа на погруженное в них тело, изучили закон Архимеда. Ответьте пожалуйста на вопросы.
Какие наблюдения указывают на существование выталкивающей силы?
Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
Куда направлена эта сила?
Действует ли сила Архимеда на тело, которое тонет в воде. Если да, то почему тогда тело тонет?
Почему при погружении в воду тела, подвешенного к динамометру, показание динамометра уменьшается?
А какая еще сила действует на любое тело, погруженное в жидкость?
Этап работы с новым материалом.
Эксперимент: ребята. Перед вами два сосуда с жидкостью и по две картофелины. Положите в каждый по картофелине. Что вы наблюдаете? (в первом сосуде картофель тонет, во втором плавает).
Почему одно и то же тело ведет себя по разному? От чего это зависит?
Если масса и плотность тела одинаковы, то значит от параметров тела плавание не зависит. Поэтому можно сделать вывод о том, что как ведет себя в жидкости тело, зависит от самой жидкости. (для данного опыта)
Приведите пожалуйста примеры тел, которые плавают на поверхности воды, какие тонут.
Учитель проводит демонстрации: тело из пробки плавает в воде; шарик из картофеля тонет в воде; тот же картофельный шарик всплывает в соленой воде; шарик из пластилина тонет в воде; лодочка из того же пластилина плавает в воде.
В чем же дело? Почему вообще одни тела плавают, а другие тонут? Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает? Сколько интересного вокруг нас! Давайте попытаемся ответить на некоторые вопросы
Работа в группах
Сейчас вы будете работать в группах.
Задание первой и второй группам
Поочерёдно опускайте в воду тела: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочек алюминия. Выясните, какие из тел тонут, какие плавают. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Плотность воды
ρ , кг/м3
Плотность вещества
ρ , кг/м3
Тонет или плавает
1000
7800 (сталь)
2300 (фарфор)
2700 (алюминий)
Задание третей и четвёртой группам. То же стелами плавающими в водею
Плотность воды
ρ, кг/м3
Плотность вещества
ρ, кг/м3
Тонет или плавает
1000
900 ( парафин)
240 (пробка)
400 ( сосна)
Задание пятой группе
Возьмите два одинаковых по объему шарика – из парафина и из пробки. Опустите шарики в воду и наблюдайте, какой из них глубже погрузился. Сделайте вывод о глубине погружения тела в зависимости от его плотности.
По окончании опытов учитель на доске, а учащиеся в тетради делают записи
чем меньше отношение плотностей плавающего тела к плотности жидкости, тем меньшая часть объема тела погружена в жидкость.
- тело тонет
- тело плавает
- тело всплывает
Коллективно ищем ответ на вопрос «Как заставить тело плавать?»
Закрепление
Сформулируйте условия плавания тел.
Где в технике учитываются условия плавания тел.
Итак, урок подходит к завершению. Все очень хорошо поработали.
Учитель подводит итоги урока, ставит оценки за урок.
Запишите домашнее задание: § 23, №4.7
Посмотрите на доску. На рисунке изображен сосуд с водой. При выходе из кабинета нарисуйте в нем пожалуйста шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.