Урок по теме « Радиоактивные превращения атомных ядер».
Тип урока: урок изучения нового материала Цели урока:
-продолжить изучение явления радиоактивности;
-изучить радиоактивные превращения(правила смещения и закон сохранения зарядового и массового чисел).
-изучить фундаментальные экспериментальные данные, чтобы в элементарном виде разъяснить основные принципы использования ядерной энергии. Задачи: образовательная - ознакомление учащихся с правилом смещения; расширение представлений учащихся о физической картине мира; развивающая – отработать навыки физической природы радиоактивности, радиоактивных превращений, правил смещения по периодической системе химических элементов; продолжить развитие навыков работы с таблицами и схемами; продолжить развитие навыков работы: выделении главного, изложение материала, развитие внимательности, умений сравнивать, анализировать и обобщать факты, способствовать развитию критического мышления. воспитательная – способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Радиоактивные превращения атомных ядер»
Урок по теме « Радиоактивные превращения атомных ядер».
Тип урока: урок изучения нового материала Цели урока:
-продолжить изучение явления радиоактивности;
-изучить радиоактивные превращения(правила смещения и закон сохранения зарядового и массового чисел).
-изучить фундаментальные экспериментальные данные, чтобы в элементарном виде разъяснить основные принципы использования ядерной энергии. Задачи: образовательная - ознакомление учащихся с правилом смещения; расширение представлений учащихся о физической картине мира; развивающая – отработать навыки физической природы радиоактивности, радиоактивных превращений, правил смещения по периодической системе химических элементов; продолжить развитие навыков работы с таблицами и схемами; продолжить развитие навыков работы: выделении главного, изложение материала, развитие внимательности, умений сравнивать, анализировать и обобщать факты, способствовать развитию критического мышления. воспитательная – способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Конспект урока:
Текст к уроку.
-Добрый день все присутствующие на сегодняшнем нашем уроке.
УЧИТЕЛЬ:Итак, перед вами структура исследовательской работы по теме «Радиоактивность». На каком этапе нашей работы мы находимся?
ОТВЕТ: На втором, то есть сегодня мы будем изучать радиоактивные превращения и правила смещения. ----ЭТО ПРЕДМЕТ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ И СООТВЕТСТВЕННО ТЕМА УРОКА.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: таблица Менделеева, рабочая карта, сборник задач, кроссворд (один на двоих).
Учитель, Эпиграф: «В свое время, когда явление радиоактивности было открыто, Эйнштейн сравнил его с добычей огня в древности, так как он считал, что огонь и радиоактивность-одинаково крупные вехи в истории цивилизации».
ВОПРОС: ПОЧЕМУ ОН ТАК СЧИТАЛ?
Учащиеся нашего класса Алена и Даша провели теоретические исследования и вот результат:
Таблица №1: Сравним: СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА №1.
Пьер Кюри поместил ампулу с хлоридом радия в калориметр. В нем поглощались α-,β-,γ-лучи, и за счет их энергии нагревался калориметр. Кюри определил, что 1 г радия выделяет за 1 час около 582 Дж энергии. И такая энергия выделяется на протяжении ряда лет.
Образовании 4г граммов гелия сопровождается выделением такой же энергии, как при сгорании 1,5-2 тонн угля.
Энергия, заключенная в 1г урана, равна энергии, выделяющейся при сгорании 2,5 т нефти.
На протяжении суток , месяцев и лет интенсивность излучения заметно не менялась. На него не оказывали никакого влияния такие обычные воздействия, как нагревание или увеличение давления. Химические реакции, в которые вступали радиоактивные вещества, также не влияли на интенсивность излучения.
Каждый из нас не только находится «под присмотром» радиационной неусыпной «няньки», каждый из нас немножко радиоактивен и сам по себе. Источники радиации находятся не только вне нас. Когда мы пьем, мы с каждым глотком вводим внутрь организма какое-то число атомов радиоактивных веществ, то же происходит, когда мы едим. Более того, когда мы дышим, наш организм вновь получает из воздуха что-нибудь, способное к радиоактивному распаду — может быть, радиоактивный изотоп углерода С-14 , может быть калия К-40 или какой-то другой изотоп.
УЧИТЕЛЬ: Откуда же берется такое количество радиоактивности, постоянно присутствующей вокруг и внутри нас?
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА№2:
ТАБЛИЦА № 2.
По данным ядерной геофизики в природе достаточно много источников природной радиоактивности. В породах земной коры, в среднем, на одну тонну пород приходится 2,5 – 3 грамма урана, 10 – 13 г тория, 15 – 25 г калия. Правда, радиоактивного К-40 всего до 3 миллиграмм на тонну. Все это обилие радиоактивных, неустойчивых ядер непрерывно, самопроизвольно распадается. Каждую минуту в 1 кг вещества земных пород распадается в среднем 60 000 ядер К-40 , 15 000 ядер изотопа Rb-87 , 2400 ядер Th-232 , 2200 ядер U-238 . Полная величина естественной радиоактивности — около 200 тыс. распадов в минуту. А знаете ли вы, что естественная радиоактивность различна у мужчин и женщин? Объяснение этого факта очевидно — мягкие и плотные ткани у них имеют различную структуру, по-разному поглощают и накапливают радиоактивные вещества.
ПРОБЛЕМА :Какие же уравнения, правила, законы описывают данные реакции распадов веществ?
УЧИТЕЛЬ: ИТАК. Какую проблему мы будем с вами решать? Какие пути решения проблемы вы предлагаете?
Учащиеся работают с картами и делают свои предположения.
Ответы учеников:
ПУТИ РЕШЕНИЯ:
Ученик 1: Вспомнить основные определения и свойства радиоактивного излучения.
Ученик 2: Используя предложенные уравнения реакций (по карте), получить общие уравнения для радиоактивных реакций превращения с помощью таблицы Менделеева, сформулировать общие правила смещения для альфа- и бета – распадов.
Ученик 3: Закрепить полученные знания , чтобы применять их для дальнейших исследований(решения задач).
Учитель.
Хорошо. Приступим к решению.
Этап 1.Работаем с картами. Вам даны вопросы, на которые вы должны дать письменныеответы.
Пять вопросов- пять правильных ответов. Оцениваем по пятибалльной системе.
(Дать время на работу, затем устно озвучиваем ответы, сверяем со слайдами, сами себе выставляем оценку, согласно критериям).
Радиоактивность - это…
α-лучи – это…
β-лучи – это….
γ-излучение - ….
Сформулировать закон сохранения зарядового и массового чисел.
ОТВЕТЫ И БАЛЛЫ:
ЭТАП 2.
Работаем с картами самостоятельно и у доски(3 уч-ся).
А) УЧИТЕЛЬ:Записываем уравнения реакций, которые сопровождаются выделением альфа-частиц.
1.
2.1. Написать реакцию α-распада урана 235 92U.
3..Напишите альфа-распад ядра полония
УЧИТЕЛЬ:Какое общее выражение мы можем с вами записать и сделать соответствующий вывод?
ОБЩИЙ ВЫВОД №1:
В результате альфа- распада массовое число полученного вещества уменьшается на 4 а.е.м, а зарядовое число на 2 элементарных заряда.
Б) Записываем уравнения реакций, которые сопровождаются выделением бета- частиц( 3 уч-ся у доски).
УЧИТЕЛЬ:Какое общее выражение мы можем с вами записать и сделать соответствующий вывод?
ОБЩИЙ ВЫВОД №2:
В результате бета-распада массовое число полученного вещества не изменяется, а зарядовое число увеличивается на 1 элементарный заряд.
ЭТАП 3.
УЧИТЕЛЬ:В свое время после того, как были получены данные выражения, ученик Резерфорда Фредерик Содди, предложил правила смещения для радиоактивныхраспадов, с помощью которых образовавшиеся вещества можно найти в таблице Менделеева. Посмотрим на полученные нами уравнения.
ВОПРОС:
1). КАКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ АЛЬФА-РАСПАДЕ?
ОТВЕТ: Приальфа – распаде образовавшееся вещество смещается на две клетки к началу таблицы Менделеева.
2). КАКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ БЕТА-РАСПАДЕ?
ОТВЕТ: Прибета – распаде образовавшееся вещество смещается на одну клетку к концу таблицы Менделеева.
ЭТАП 4.
УЧИТЕЛЬ: И последний на сегодня этап нашей деятельности: