Открытый урок по физике с полным описанием каждого этапа.
Тип урока: урок изучения нового материала Цель урока: изучить явление радиоактивности; радиоактивных превращений. Задачи: образовательная - ознакомление учащихся с правилом смещения; расширение представлений учащихся о физической картине мира; развивающая – отработать навыки физической природы радиоактивности, радиоактивных превращений, правил смещения по периодической системе химических элементов; продолжить развитие навыков работы с таблицами и схемами; продолжить развитие навыков работы с учебной литературой (выделении главного, изложение материала, развитие внимательности, умений сравнивать, анализировать и обобщать факты), способствовать развитию критического мышления; воспитательная – способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту. Оборудование: Периодическая таблица Менделеева Д.И.; таблица электромагнитных волн; таблица физической природы радиоактивности, кроссворд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Радиактивные превращения ядерных атом »
МКОУ «Рябинковская ООШ»
Урок физики в 9 классе
Подготовила Кошмелюк Е.Е.
2014 год
Ф-9.Открытый урок по теме « Радиоактивные превращения атомных ядер».
Тип урока: урок изучения нового материала Цель урока: изучить явление радиоактивности; радиоактивных превращений. Задачи: образовательная - ознакомление учащихся с правилом смещения; расширение представлений учащихся о физической картине мира; развивающая – отработать навыки физической природы радиоактивности, радиоактивных превращений, правил смещения по периодической системе химических элементов; продолжить развитие навыков работы с таблицами и схемами; продолжить развитие навыков работы с учебной литературой (выделении главного, изложение материала, развитие внимательности, умений сравнивать, анализировать и обобщать факты), способствовать развитию критического мышления; воспитательная – способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту. Оборудование: Периодическая таблица Менделеева Д.И.; таблица электромагнитных волн; таблица физической природы радиоактивности, кроссворд. Конспект урока:
1. Организационный момент (название новой темы) Учитель. Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова:
«Блажен, кто явственно узрел Хотя бы скорлупу природы».
Гёте.
Всего две строчки из стихотворения Гёте, а какой глубокий в них смысл! Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их не охотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира. Вот и вам сегодня предлагается приоткрыть занавес тайны…радиоактивности. Открыли рабочие тетради. Записали число и тему урока. Мы продолжаем изучение вопросов, связанных со строением атома и строение ядра. И тема сегодняшнего урока – это «Радиоактивные превращения атомных ядер».
2. Проверка домашнего задания. Тестовое задание
Учащимся предлагается в течение 7 минут выполнить тест, для этого им раздаю лист заданий, на котором дети отмечают выбранные ответы
1 вариант
В состав ядра входят…
а) протоны и нейтроны б) протоны, нейтроны, электроны в) протоны и электроны
а) излучение квантов энергии б) поток ядер атомов гелия
в) поток электронов г) поток нейтронов.
Устная работа.
Что представляет собой атом согласно модели, предложенной Томсоном? (сообщение)
Что представляет собой атом согласно модели, предложенной Резерфордом? (сообщение)
Какой вывод был сделан Резерфордом на основании того, что некоторые а-частицы рассеивались на большие углы?
3. Изучение нового материала.
На предыдущем уроке мы обсуждали вопрос, связанный с очень важным экспериментом Резерфорда, в результате которого, мы теперь знаем, что атом представляет собой планетарную модель. Модель Резерфорда так и называется – планетарная модель атома или просто строение ядра. В центре ядра находится массивное положительно заряженное ядро. А вокруг ядра обращаются по своим орбитам электроны. Электронная оболочка, которая вокруг ядра образована электронами, естественно, не представляет никакой преграды для a-частиц и всякое рассеивание, о котором мы говорили, связано именно с взаимодействием a-частиц и ядер атомов.
Надо сказать, что опыт Резерфорда в данном случае хорош, конечно, во всех отношениях по результатам, по технике исполнения, но еще, кроме всего прочего, необходимо отметить, что в этом опыте совершенно точно было уже понятно, что основной интерес и основное направление развития дальнейшего изучения атомов – это, конечно, ядро. Ядро атома химического элемента. И надо сказать еще очень важную вещь: конечно, есть инструмент, при помощи которого будет производиться это изучение. Это элемент радий, который самопроизвольно излучает a-частицы.
Мы знаем, что вместе с Резерфордом в опытах участие принимал Фредерик Содди. Содди химик, и поэтому свою работу он проводил именно в плане отождествления полученных элементов по их химическим свойствам. Именно Содди удалось выяснить, что a-частица – это есть не что иное, как ядро атома гелия.
Когда произвели измерения, то выяснилось, что масса a-частицы – это 4 атомных единицы массы, а заряд a-частицы составляет 2 элементарных заряда. Сопоставляя эти вещи затем, накопив определенное количество a-частиц, ученые вдруг выяснили, что эти a-частицы превратились в химический элемент – газ гелий.
Химические свойства гелия были известны, и благодаря этому Содди и утверждал, что, естественно, ядра, которые представляют собой a-частицы, захватили извне электроны и превратились в нейтральные атомы гелия.
Надо сказать, что в дальнейшем все усилия были направлены на изучение ядра атома. Стало понятно, что все процессы, которые происходят, происходят не с электронной оболочкой, не с электронами, которые окружают ядра, а с самими ядрами. Дело все в том, что именно в них, в ядрах, происходят какие-то преобразования, в результате чего образуются новые химические элементы.
Интересно заместить, что со временем был использован радий в опытах, мы об этом уже говорили, со временем радий превращался совершенно в другой элемент – радон. Дело все в том, что радий – это, конечно, металл по своим химическим свойствам и отвечает всем химическим свойствам металла. А радон – это газ со всеми вытекающими свойствами. И в данном случае появилась такая любопытная совершенно цепочка, которая была явно замечена. Это радий, который образовывал a-частицы и вместе с тем превращался в газ радон.
(число, стоящее перед буквенным обозначением ядра сверху, называется массовым числом, а снизу – зарядовым числом (или атомным номером))
Давайте посмотрим на эту реакцию, как она записывается, и обсудим результаты. Посмотрите, пожалуйста: во-первых, a частица, как мы понимаем, 4 атомных единицы массы и двойной, удвоенный элементарный заряд, причем заряд положительный. К этому времени заряд электрона уже был известен, и, соответственно, знали о том, что это элементарный заряд, и, соответственно, можно было говорить, что a-частица обладает такими показателями. А дальше было замечено, как мы говорили, что радий превращается в радон. Все химические определения известны. У радона порядковый номер 88, его массовое число составляет 226, и, таким образом, можно говорить о превращении радия в радон.
А у радона порядковый номер уже 86, массовое число 222, и, соответственно, появляется a-частица. Это не что иное, как ядро атома гелия. В данном случае мы записываем просто гелий. Порядковый номер 2, массовое число 4.
Могу сказать теперь следующее: совершенно определенно стало ясно, что реакции, в результате которых образуются новые химические элементы, и при этом еще образуются какие-то новые излучения и другие химические элементы, получило название ядерных реакций.
И то, что мы сейчас посмотрели, вот эта запись реакции превращения радия в радон с излучением, с испусканием a-частицы – это и есть не что иное, как ядерная реакция.
Стало понятно, что это процессы, которые протекают внутри ядра, соответственно, обратились к другим элементам, и стало ясно, что вот такие ядерные реакции происходят и с другими элементами. Стало наблюдаться довольно широко явление радиоактивного превращения.
Обращаю ваше внимание также на то, что, изучая различные химические элементы, ученым стало понятно, что существуют не только реакции с испусканием, излучением a частицы ядра атома гелия, но и другие ядерные реакции. То есть тогда, когда, например, образуются b-частицы. Мы теперь тоже знаем, что это электрон, поток электронов. В этом случае тоже образуется новый химический элемент и, соответственно, новая частица, это b-частица - электрон.
Были обнаружены и иные реакции. В этих реакциях образовывались другие химические элементы. И особый интерес в данном случае представляют все химические элементы, у которых порядковый номер больше 83.
Вообще надо сказать, что это изучение, направление изучения ядер атомов достаточно быстро привело к тому, что были определены эти самые качественные особенности превращения одного ядра в другое. Стало понятно, что за химические свойства вещества, обращаю ваше внимание, за химические свойства вещества отвечает именно порядковый номер.
И еще необходимо отметить, что оказалось, что в результате таких ядерных реакций и образуются новые элементы с другими химическими свойствами.
4. Закрепление материала.
Устно, используя таблицу Д.И. Менделеева, определяют, какие вещества могут образоваться при α- распаде из урана, плутония, полония.(уран-92 получаем торий 90; плутоний-94 получаем уран; полоний 84 получаем свинец 82).
Чему равно массовое число ядра атома данного химического элемента? Зарядовое число? Найдите ответы в учебнике.(с.233).
5. Самостоятельная работа.
Ядро полония-216 образовалось после двух последовательных α-распадов. Из какого ядра оно образовалось? (радий-208)
6. Домашнее задание. §67, упр.51(1)
7. Подведение итогов.
Используемый материал: из интернета
Ответы к кроссворду:
Беккерель
Мария
Ядро
Свинец
Нуклоны
Томсон
(Радиоактивность – радиус, луч)
Кто из ученых открыл явление радиоактивности?
Имя женщины – ученой, ставшей Нобелевским лауреатом дважды.
Что находиться в центре атома?
Изотоп полония 21084Ро α-радиоактивен. Какой элемент при этом образуется?
Как по другому можно назвать протоны и нейтроны?
Фамилия ученого, первым установившего существование электрона.
1 вариант
В состав ядра входят…
а) протоны и нейтроны б) протоны, нейтроны, электроны в) протоны и электроны