kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проверка закона сохранения механической энергии при действии сил тяжести и упругости

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок исследование, ознакомление учащихся с виртуальными лабороторными работами. Урок направлен на изучение нового материала, прослеживается групповая исселедовательская работа, работа с компьютером. Сравнительный анализ виртуальной лабороторной работы с практической лабороторной работой.  Развитие логического мышления, умения сравнивать, активизация мыслительной деятельности, формирование алгометрической последовательности действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инструкция к лаб.работе Физика 10»

Физика, 10 класс

Лабораторная работа

Тема: « Проверка закона сохранения полной механической энергии тела»

Цель работы: Убедиться в справедливости выполнения закона сохранения полной механической энергии тела, используя виртуальную модель.

Приборы и материалы: Компьютерная модель, программы Word, Excel.



Ход работы

1.Запустите модель

2. Выберите пружину маятника, выделив её изображение курсором.

3.Подвесьте к ней груз

4.Дополнительно оттяните груз на определённую величину, выделив курсором поле команды

5. Запустить маятник и определить период его колебаний, используя кнопки управления.

№ опыта

Число колебаний

Время,t (с)

Среднее значение времени, tср (с)

Период колебаний, Tср (с)

1

10




2

10


3

10




С помощью таблицы в Excel



6. Определите жесткость пружины, используя формулу для расчёта периода колебаний пружинного маятника:

7. Вычислите потенциальную энергию поднятого над Землёй тела по формуле:

8. Вычислите потенциальную энергию упругодеформированного тела по формуле:

9. Обработка результатов.

Все полученные данные занесите в таблицу

k

h, м

m, кг

Еп, Дж

Еупр, Дж










10. Напишите вывод о проделанной работе.

Ответьте на вопросы, сравнив эксперименты, проведённые на реальной и виртуальной установках:

  • В чем недостатки и преимущества той и другой работы?

  • Какая работа больше понравилась?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Тема урока: Проверка закона сохранения механической энергии при действии сил тяжести и упругости

Тип урока: Урок контроля и оценивания знаний.


Форма: Практическая работа.

Цели урока:

Проверка справедливости закона сохранения энергии при выполнении виртуальной работы.

Развивающая - развитие логического мышления, умения сравнивать, активизация мыслительной деятельности, формиро­вание алгоритмической последовательности действий.

Общеобразовательная – ознакомить учащихся с лабораторными работами, выполняемыми на компьютере; развить навыки работы с компьютером, развить навыки стандартного оформления, выполненной лабораторной работы (технология лабораторных работ); научить анализировать результаты лабораторной работы, выполненной на компьютере с аналогичной работой, выполненной в классе – лаборатории. (В чем недостатки и преимущества той и другой работы? Какая работа больше понравилась?), установление межпредметных связей.

Воспитательная – воспитывать добросовестное отношение к учебе, интерес к познанию инновационных технологий.

Требования к знаниям и умениям:

Знать понятия: потенциальная энергия;

Закон сохранения механической энергии

Уметь проводить компьютерный эксперимент, интерпретировать результаты эксперимента, делать выводы, ориентироваться в компьютерной среде Windows, использовать возможности электронных таблиц MS Excel 2007.

Оборудование: 1) компьютер; 2) программное обеспечение: Виртуальная физическая лаборатория 10 класс, ООО «Дрофа», 2006.

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

1 мин.

1. Организационный момент


Сообщить цели, задачи, план урока.

Принять цели познавательной деятельности.

5 мин.

2. Актуализация знаний


Тест

Просмотр слайдов.

Ответы на вопросы.

Самооценка (заполняют лист контроля)

20мин.

3. Основная часть. Постановка компьютерного эксперимента


Объяснение цели выполнения работы

Выполнение практической работы, заполнение таблицы

Самооценка (заполняют лист контроля)

8 мин.

4. Итоги эксперимента

Совместный анализ результатов деятельности.


5 мин.

СТ М - тест


Выполнение теста

4 мин.

5. Рефлексия


Анализ и оценка успешности работы на уроке.



2 мин.

6. Подведение итогов. Выставление оценок. Дом. задание.


Записывают д/з













1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Проверочный тест

  1. Кинетическая энергия тела находится по формуле:

г) mgh; д) Fs; ж) kx2/2; з) mv2/2;

2.Потенциальная энергия тела находится по формуле:

а) mgh; б) Fs; в) -kx; г) mv2/2;

3. Скорость свободно падающего тела при достижении поверхности Земли равна 30 м/с. Тело в начале падения находилось на высоте:

ж) 25 м. з) 35 м. к) 45 м л) 55 м

4.Какова потенциальная энергия упругой деформации пружины жесткостью 1000 Н/м, если она растянута на 4 см?

о) 0,8 Дж п) 8 Дж р) 80 Дж с) 800 Дж

5.Какова масса тела, движущегося со скоростью 36 км/ч, если его кинетическая энергия равна 50 кДж?

л) 500 кг м)50 кг н) 1000 кг о) 360 кг



  1. Основная часть. Постановка компьютерного эксперимента

( выполняют группами)

Лабораторная работа

Тема: « Проверка закона сохранения полной механической энергии тела»

Цель работы: Убедиться в справедливости выполнения закона сохранения полной механической энергии тела, используя виртуальную модель.

Приборы и материалы: Компьютерная модель, программы Word, Excel.

Ход работы

1.Запустите модель

2. Выберите пружину маятника, выделив её изображение курсором.

3.Подвесьте к ней груз

4.Дополнительно оттяните груз на определённую величину, выделив курсором поле команды

5. Запустить маятник и определить период его колебаний, используя кнопки управления.

№ опыта

Число колебаний

Время,t (с)

Среднее значение времени, tср (с)

Период колебаний, Tср (с)

1

10




2

10


3

10




С помощью таблицы в Excel

6. Определите жесткость пружины, используя формулу для расчёта периода колебаний пружинного маятника:

7. Вычислите потенциальную энергию поднятого над Землёй тела по формуле:

8. Вычислите потенциальную энергию упругодеформированного тела по формуле:

9. Обработка результатов.

Все полученные данные занесите в таблицу

k

h, м

m, кг

Еп, Дж

Еупр, Дж






10. Напишите вывод, ответив на вопросы:

В чем недостатки и преимущества той и другой работы?

Какая работа больше понравилась?

4. Итоги эксперимента

5. Закрепление. СТ М – тест ( выполняют группами)

6. Итоги урока (рефлексия)

7. Домашнее задание: Краткие итоги главы ; составить кроссворд на тему «Законы сохранения импульса и энергии»



Фамилия

Имя


Тест (max. 5 баллов)


Лабораторная работа- (max. 5 баллов)


СТ М – тест - работа- (max. 5 баллов)


Итого:


Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа Бланк»

Лабораторная работа

Проверка закона сохранения полной механической энергии тела


ФИО

Выполнили










№ опыта

Число колебаний

Время,t (с)

Среднее значение времени, tср (с)

Период колебаний, Tср (с)

1

10




2

10


3

10




С помощью таблицы в Excel

1.





2.

k

h, м

m, кг

Еп, Дж

Еупр, Дж








Вывод:

Просмотр содержимого презентации
«Виртуальная лабораторная работа»

Проверка закона сохранения полной механической энергии тела

Проверка закона

сохранения

полной

механической

энергии тела

Цель урока:  Проверка справедливости закона сохранения энергии при выполнении виртуальной работы.

Цель урока:

Проверка справедливости закона сохранения энергии при выполнении виртуальной работы.

План урока  Проверочный тест  2. Эксперимент  3. Вывод  4. Подведение итога урока

План урока

  • Проверочный тест

2. Эксперимент

3. Вывод

4. Подведение итога урока

Заполни лист контроля. Фамилия Имя Тест (max. 5 баллов)  Лабораторная работа- (max. 5 баллов) СТ М – тест - работа- (max. 5 баллов) Итого:

Заполни лист контроля.

Фамилия

Имя

Тест (max. 5 баллов)

Лабораторная работа- (max. 5 баллов)

СТ М – тест - работа- (max. 5 баллов)

Итого:

Проверочный тест

Проверочный тест

1. Кинетическая энергия тела находится по формуле:

1. Кинетическая энергия тела находится по формуле:

2. Потенциальная энергия тела находится по формуле:

2. Потенциальная энергия тела находится по формуле:

3. Скорость свободно падающего тела при достижении поверхности Земли равна 30 м/с. Тело в начале падения находилось на высоте: ж)  25 м . з)  35 м . к)  45 м.  л)  55 м .

3. Скорость свободно падающего тела при достижении поверхности Земли равна 30 м/с. Тело в начале падения находилось на высоте:

ж) 25 м . з) 35 м . к) 45 м.

л) 55 м .

4. Какова потенциальная энергия упругой деформации пружины жесткостью 1000 Н/м, если она растянута на 4 см? о) 0,8 Дж п) 8 Дж р) 80 Дж с) 800 Дж

4. Какова потенциальная энергия упругой деформации пружины жесткостью 1000 Н/м, если она растянута на 4 см?

о) 0,8 Дж

п) 8 Дж

р) 80 Дж

с) 800 Дж

5. Какова масса тела, движущегося со скоростью 36 км/ч, если его кинетическая энергия равна 50 кДж? л) 500 кг м)50 кг н) 1000 кг о) 360 кг

5. Какова масса тела, движущегося со скоростью 36 км/ч, если его кинетическая энергия равна 50 кДж?

л) 500 кг

м)50 кг

н) 1000 кг

о) 360 кг

ЗАКОН

ЗАКОН

Кинетическая энергия( Ек )-энергия Потенциальная энергия( Е п )-энергия взаимодействия тел или частей тела движения тела E к =mV 2 /2 Е п упругодеформиро- Е п тела, поднятого ванного тела  над землей Е п =mgh Е п =kx 2 /2 Закон сохранения полной механической энергии: Е к1 + Е п1 = Е к2 + Е п2 Сумма Е к и Е п замкнутой системы тел, взаимодействующих между собой с силами F тяг и F упр , остается const при любых движениях тел системы.

Кинетическая энергия( Ек )-энергия

Потенциальная энергия( Е п )-энергия

взаимодействия тел или частей тела

движения тела

E к =mV 2 /2

Е п упругодеформиро-

Е п тела, поднятого

ванного тела

над землей

Е п =mgh

Е п =kx 2 /2

Закон сохранения полной механической энергии:

Е к1 + Е п1 = Е к2 + Е п2

Сумма Е к и Е п замкнутой системы тел, взаимодействующих между

собой с силами F тяг и F упр , остается const при любых движениях

тел системы.

Лабораторная работа Проверка закона сохранения полной механической энергии тела

Лабораторная работа

Проверка закона сохранения полной механической энергии тела

Цель работы :  Убедиться в справедливости выполнения закона сохранения полной механической энергии тела, используя виртуальную модель.

Цель работы :

Убедиться в справедливости выполнения закона сохранения полной механической энергии тела, используя виртуальную модель.

Приборы и материалы : Компьютерная модель, программы Word, Excel

Приборы и материалы : Компьютерная модель, программы Word, Excel

В чем недостатки и преимущества той и другой работы?  Какая работа больше понравилась?
  • В чем недостатки и преимущества той и другой работы?

  • Какая работа больше понравилась?
СТ М – тест «Закон сохранения энергии»

СТ М – тест

«Закон сохранения энергии»

Домашнее задание : Краткие итоги главы ; составить кроссворд на тему «Законы cохранения импульса и энергии»

Домашнее задание : Краткие итоги главы ;

составить кроссворд на тему «Законы cохранения импульса и энергии»

Просмотр содержимого презентации
«К вирт.лаб.работе»

Что называется  механической энергией? Энергия – возможность совершать работу

Что называется

механической энергией?

Энергия –

возможность совершать работу

Какие виды механической энергии Вы знаете. СУЩЕСТВУЕТ ДВА ВИДА МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ: КИНЕТИЧЕСКАЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ , КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕВРАЩАТЬСЯ ДРУГ В ДРУГА.

Какие виды механической энергии Вы знаете.

СУЩЕСТВУЕТ ДВА ВИДА МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ: КИНЕТИЧЕСКАЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ , КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕВРАЩАТЬСЯ ДРУГ В ДРУГА.

Дайте определение потенциальной энергии.  Объясните, какие два вида потенциальной энергии Вы знаете .  Потенциальная энергия  – это энергия, которой обладают взаимодействующие тела, как то: тело, поднятое над Землей или упруго деформированное тело.

Дайте определение потенциальной энергии.

Объясните, какие два вида потенциальной энергии Вы знаете .

Потенциальная энергия – это энергия, которой обладают взаимодействующие тела, как то: тело, поднятое над Землей или упруго деформированное тело.

Когда тело обладает  кинетической энергией? Движущееся тело обладает кинетической энергией

Когда тело обладает

кинетической энергией?

Движущееся тело обладает кинетической энергией

Когда тело обладает потенциальной энергией? Тело обладает потенциальной энергией при взаимодействии с другими телами (при взаимодействии частей тела друг с другом).

Когда тело обладает потенциальной энергией?

Тело обладает потенциальной энергией при взаимодействии с другими телами (при взаимодействии частей тела друг с другом).

Как можно вычислить кинетическую энергию тела?  Величину, равную половине произведения массы на квадрат его скорости, называют кинетической энергией:

Как можно вычислить

кинетическую энергию тела?

Величину, равную половине произведения массы на квадрат его скорости, называют кинетической энергией:

Как можно вычислить потенциальную энергию тела, поднятого над землей? Величину, равную половине произведению массы тела на ускорение свободного падения и высоту тела над поверхностью Земли, называют потенциальной энергией взаимодействия тела и Земли:

Как можно вычислить потенциальную энергию тела, поднятого над землей?

Величину, равную половине произведению массы тела на ускорение свободного падения и высоту тела над поверхностью Земли, называют потенциальной энергией взаимодействия тела и Земли:

Как можно вычислить потенциальную энергию упруго деформированного тела? Потенциальная энергия тел, взаимодействующих посредством пружины, равна половине произведения жесткости пружины на квадрат удлинения пружины:

Как можно вычислить потенциальную энергию упруго деформированного тела?

Потенциальная энергия тел, взаимодействующих посредством пружины, равна половине произведения жесткости пружины на квадрат удлинения пружины:

В каких единицах измеряется энергия . Единица энергии – 1 Дж  1Н· м 

В каких единицах измеряется энергия .

Единица энергии – 1 Дж

1Н· м

Какая система тел называется  замкнутой системой?

Какая система тел называется

замкнутой системой?

Сформулируйте закон  сохранения полной  механической энергии тела. При любых процессах, происходящих в консервативной системе, ее полная механическая энергия остается постоянной

Сформулируйте закон

сохранения полной

механической энергии тела.

При любых процессах, происходящих в консервативной системе, ее полная механическая энергия остается постоянной

Лабораторная работа Проверка закона сохранения полной механической энергии тела

Лабораторная работа

Проверка закона сохранения полной механической энергии тела

Цель работы :  Убедиться в справедливости выполнения закона сохранения полной механической энергии тела, используя виртуальную модель.

Цель работы :

Убедиться в справедливости выполнения закона сохранения полной механической энергии тела, используя виртуальную модель.

Приборы и материалы : Компьютерная модель, программы Word, Excel

Приборы и материалы : Компьютерная модель, программы Word, Excel

1) Закон сохранения механической энергии выполняется А. Всегда.  Б.  В любых системах отсчета без учета сил трения.  В.  В инерциальных системах отсчета без учета сил трения.  Г.  В инерциальных системах отсчета при наличии сил сопротивления.

1) Закон сохранения механической энергии выполняется

А. Всегда.

Б. В любых системах отсчета без учета сил трения.

В. В инерциальных системах отсчета без учета сил трения.

Г. В инерциальных системах отсчета при наличии сил сопротивления.

2) Шар массой 0,2 кг брошен со скоростью 5 м/с. Определите энергию шара. А.  Кинетическая энергия равна 25 Дж.  Б.  Потенциальная энергия равна 2,5Дж.  В.  Полная механическая энергия равна 25 Дж.  Г. Кинетическая энергия равна 2,5 Дж.

2) Шар массой 0,2 кг брошен со скоростью 5 м/с. Определите энергию шара.

А. Кинетическая энергия равна 25 Дж.

Б. Потенциальная энергия равна 2,5Дж.

В. Полная механическая энергия равна 25 Дж.

Г. Кинетическая энергия равна 2,5 Дж.

Мяч массой 100 г подброшен вверх со скоростью 5 м/с. Чему равна кинетическая энергия мяча в начале броска?

Мяч массой 100 г подброшен вверх со скоростью 5 м/с. Чему равна кинетическая энергия мяча в начале броска?

Какую массу груза нужно поднять на высоту 2 м, чтобы он обладал энергией 62500 Дж?

Какую массу груза нужно поднять на высоту 2 м, чтобы он обладал энергией 62500 Дж?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проверка закона сохранения механической энергии при действии сил тяжести и упругости

Автор: Налабордина Евгения Ивановна

Дата: 03.11.2015

Номер свидетельства: 247207


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства