Тема урока: Проверка закона сохранения механической энергии при действии сил тяжести и упругости
Тип урока: Урок контроля и оценивания знаний.
Форма: Практическая работа.
Цели урока:
Проверка справедливости закона сохранения энергии при выполнении виртуальной работы.
Развивающая - развитие логического мышления, умения сравнивать, активизация мыслительной деятельности, формирование алгоритмической последовательности действий.
Общеобразовательная – ознакомить учащихся с лабораторными работами, выполняемыми на компьютере; развить навыки работы с компьютером, развить навыки стандартного оформления, выполненной лабораторной работы (технология лабораторных работ); научить анализировать результаты лабораторной работы, выполненной на компьютере с аналогичной работой, выполненной в классе – лаборатории. (В чем недостатки и преимущества той и другой работы? Какая работа больше понравилась?), установление межпредметных связей.
Воспитательная – воспитывать добросовестное отношение к учебе, интерес к познанию инновационных технологий.
Требования к знаниям и умениям:
Знать понятия: потенциальная энергия;
Закон сохранения механической энергии
Уметь проводить компьютерный эксперимент, интерпретировать результаты эксперимента, делать выводы, ориентироваться в компьютерной среде Windows, использовать возможности электронных таблиц MS Excel 2007.
Оборудование: 1) компьютер; 2) программное обеспечение: Виртуальная физическая лаборатория 10 класс, ООО «Дрофа», 2006.
Время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников. |
1 мин. | 1. Организационный момент | Сообщить цели, задачи, план урока. | Принять цели познавательной деятельности. |
5 мин. | 2. Актуализация знаний | Тест | Просмотр слайдов. Ответы на вопросы. Самооценка (заполняют лист контроля) |
20мин. | 3. Основная часть. Постановка компьютерного эксперимента | Объяснение цели выполнения работы | Выполнение практической работы, заполнение таблицы Самооценка (заполняют лист контроля) |
8 мин. | 4. Итоги эксперимента | Совместный анализ результатов деятельности. | |
5 мин. | СТ М - тест | | Выполнение теста |
4 мин. | 5. Рефлексия | Анализ и оценка успешности работы на уроке. |
|
2 мин. | 6. Подведение итогов. Выставление оценок. Дом. задание. | | Записывают д/з |
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Проверочный тест
Кинетическая энергия тела находится по формуле:
г) mgh; д) Fs; ж) kx2/2; з) mv2/2;
2.Потенциальная энергия тела находится по формуле:
а) mgh; б) Fs; в) -kx; г) mv2/2;
3. Скорость свободно падающего тела при достижении поверхности Земли равна 30 м/с. Тело в начале падения находилось на высоте:
ж) 25 м. з) 35 м. к) 45 м л) 55 м
4.Какова потенциальная энергия упругой деформации пружины жесткостью 1000 Н/м, если она растянута на 4 см?
о) 0,8 Дж п) 8 Дж р) 80 Дж с) 800 Дж
5.Какова масса тела, движущегося со скоростью 36 км/ч, если его кинетическая энергия равна 50 кДж?
л) 500 кг м)50 кг н) 1000 кг о) 360 кг
Основная часть. Постановка компьютерного эксперимента
( выполняют группами)
Лабораторная работа
Тема: « Проверка закона сохранения полной механической энергии тела»
Цель работы: Убедиться в справедливости выполнения закона сохранения полной механической энергии тела, используя виртуальную модель.
Приборы и материалы: Компьютерная модель, программы Word, Excel.
Ход работы
1.Запустите модель
2. Выберите пружину маятника, выделив её изображение курсором.
3.Подвесьте к ней груз
4.Дополнительно оттяните груз на определённую величину, выделив курсором поле команды
5. Запустить маятник и определить период его колебаний, используя кнопки управления.
№ опыта | Число колебаний | Время,t (с) | Среднее значение времени, tср (с) | Период колебаний, Tср (с) |
1 | 10 | | | |
2 | 10 | |
3 | 10 | |
| | С помощью таблицы в Excel |
6. Определите жесткость пружины, используя формулу для расчёта периода колебаний пружинного маятника:
7. Вычислите потенциальную энергию поднятого над Землёй тела по формуле:
8. Вычислите потенциальную энергию упругодеформированного тела по формуле:
9. Обработка результатов.
Все полученные данные занесите в таблицу
k | h, м | m, кг | Еп, Дж | Еупр, Дж |
| | | | |
10. Напишите вывод, ответив на вопросы:
В чем недостатки и преимущества той и другой работы?
Какая работа больше понравилась?
4. Итоги эксперимента
5. Закрепление. СТ М – тест ( выполняют группами)
6. Итоги урока (рефлексия)
7. Домашнее задание: Краткие итоги главы ; составить кроссворд на тему «Законы сохранения импульса и энергии»
Фамилия Имя | |
Тест (max. 5 баллов) | |
Лабораторная работа- (max. 5 баллов) | |
СТ М – тест - работа- (max. 5 баллов) | |
Итого: | |