Программно-методический обучающий комплекс по изучению элективного курса по физике «В мире электроники»
Программно-методический обучающий комплекс по изучению элективного курса по физике «В мире электроники»
Элективный курс «В мире электроники» разработан для удовлетворения познавательных интересов и обеспечения дополнительной подготовки учащихся 10-11 классов по предмету «Физика». Элективный курс по физике «В мире электроники» состоит из программы курса, программно-методического обучающего комплекса (электронного учебного пособия и методических рекомендаций). Содержание программы совершенствует традиционную практику преподавания, предполагает практико-ориентированное обучение в форме 11 лабораторных работ. Каждая лабораторная работа имеет цель, план выполнения работы, теоретический материал для дополнительного чтения, справочные данные, тесты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программно-методический обучающий комплекс по изучению элективного курса по физике «В мире электроники» »
Программно-методический обучающий комплекс по изучению элективного курса по физике «В мире электроники»
Панин Олег Анатольевич, учитель физики МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района РТ
ФГОС требуют от учителя быть не распространителем информации (как это традиционно принято), а быть консультантом, советчиком, иногда даже коллегой обучаемого. Ученики активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации. Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий – от самостоятельного поиска учеником информации до внедрения дистанционной формы обучения. Все более возрастающие объемы необходимых знаний требуют новых подходов и методов их приобретения.
Программно-методический обучающий комплекс имеет определенные преимущества и дополнительные возможности по сравнению с традиционными видами учебников, пособий и пр.:
Возможность использования гиперссылок, с помощью которых возможен быстрый переход от одного участка пособия, к другому.
Возможность внедрения в структуру электронного учебного пособия элементов мультимедиа, что осуществить одновременную передачу различных видов информации (сочетание текста, звука, графики, анимации и видео). Многие процессы и объекты в электронном пособии представлены в динамике их развития, а также в виде 2-х или 3-х мерных моделей, что вызывает у пользователя иллюзию реальности изображаемых объектов и обеспечивает виртуальную реальность.
Возможность индивидуального подхода к обучающемуся и позволяет развивать навыки самостоятельной работы у гимназистов.
Возможность изучать материал без ограничения времени (расписанием занятий элективного курса).
Структура пособия помогает контролировать изучение определенных блоков тем и проводить промежуточный контроль.
Данный продукт создан со встроенной структурой, словарями, навигационной системой.
Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов в образовании и тем самым обеспечивает повышение качества знаний по физике.
Многие учебные заведения пытаются внедрить в процесс образования ЭВМ со специально написанными электронными учебными пособиями, программами, тестами. В этом есть ряд неоспоримых преимуществ:
Удобство. Электронные учебные пособия не занимают много места. Для их хранения не нужны огромные помещения библиотек.
Эффективность. Отыскать необходимую информацию можно в течение нескольких секунд.
Экономичность. Для их распространения не нужны деньги или бумага, достаточно распространения по сети или копирования на диск.
Защищенность. Количество факторов воздействия на информацию значительно меньше, чем количество факторов, воздействующих на другие материалы обучения, например на книги. Учитывая то, что область защиты информации одна из самых динамично развивающихся областей, то можно предположить, что через некоторое время факторов риска для информации не останется.
Простота. Электронными учебными пособиями может пользоваться любой пользователь ПК, обладающий минимальными навыками.
На сегодняшний день написано довольно большое количество книг и создано большое количество электронных учебных пособий и средств их создания. По виду представления учебного материала все источники информации можно разделить на три основных вида – в виде печатных изданий, в виде мультимедийных учебников и в виде гипертекстовых документов.
Несмотря на то, что создание электронного учебника или пособия представляет собою свободный творческий процесс учителя и программиста, необходимо все же придерживаться определенных методических требований. С точки зрения функциональной значимости материал электронного учебного пособия должен состоять из презентационной части, основного материала с упражнениями, задачами, контрольными вопросами; промежуточными тестами, позволяющими оценить полученные знания и открыть доступ к следующему уровню обучения (другим более сложным блокам учебного материала). Презентационная часть электронного учебного пособия – есть аналог введения печатного учебника. В этом разделе дается краткая характеристика содержания электронного пособия, перечисляют рекомендации по использованию данного программного продукта, наименование образовательного учреждения, название дисциплины, информация об авторах и т. д. Основное содержание электронного учебного пособия разбивается на отдельные блоки или модули, которые снабжены подробными иллюстрациями, чтобы более подробно и просто разъясняет учащимся трудновоспринимаемый материал. Блок аналогичен главе в обычном учебнике и состоят из одного или нескольких файлов. Если блок состоит из большого количества файлов, то целесообразно разработать его внутреннее меню. Основной материал блока должен быть объединен в одно целое с помощью гиперссылок. Целесообразно, дополнить материал электронного учебника всплывающими подсказками. Очень важно обеспечить доступ к справочникам, словарям терминов с каждой страницы учебника. Для этого необходима навигационная система. Навигационная система отображается на так называемых навигационных панелях. Для удобной навигации по электронному учебнику в текст вставляются гиперссылки. Практика использования электронных учебников показала, что гимназисты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования.
Для создания электронного учебного пособия использовался метод поэтапного проектирования:
1 ЭТАП. Техническое предложение, сделанное на основе учебных потребностей и целей обучения. Анализ целесообразности разработки и использования электронного пособия, преимущества, недостатки, возможности, потребности и ряд подобных характеристик. Планирование разработки и сроков реализации отдельных этапов разработки и всего продукта в целом.
2 ЭТАП. Разработка содержания электронного пособия – на этом этапе проводился анализ учебного плана, была определена стратегия элективного курса. В описании курса приводится описание всех информационных фрагментов курса: текстовых и графических. Материал в пособии построен в виде лабораторных работ, каждая работа имеет ссылку на дополнительный материал. Разрабатываемое электронное учебное пособие предназначено как для проведения лабораторных занятий элективного курса, так и для самостоятельной работы гимназистов.
3 ЭТАП. Апробирование и тестирование – на этом этапе провели испытание разработанного приложения с целью выявить ошибки программирования. В процессе создания электронного пособия приходилось не раз вносить изменения и дополнения, как в сам код программы, так и в оформление меню и интерфейса. Процесс этот довольно продолжителен и не может считаться оконченным даже сейчас, потому что создание полноценной системы происходит в течение нескольких итерационных модификаций и адаптаций. Но в целом продукт можно считать готовым к практическому использованию в процессе обучения.
4 ЭТАП. Эксплуатация и внедрение. Применительно к предлагаемому пособию можно сказать, что оно разрабатывалось для использования учителями и учениками в качестве пособия для лабораторных работ и изучения теоретического материала элективного курса по физике «Шаг в мир электроники».