kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектный модуль как способ формирования умений и навыков исследовательской деятельности 5-7 классов. «Сила Архимеда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектный модуль как способ формирования умений и навыков исследовательской деятельности 5-7 классов.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектный модуль как способ формирования умений и навыков исследовательской деятельности 5-7 классов. «Сила Архимеда»»

Проектный модуль как способ формирования умений и навыков исследовательской деятельности 5-7 классов.

«Сила Архимеда»




Введение (целевые ориентиры модуля)

Предмет физика

Класс 7

Количество учебных часов 2 часа

Раздел учебной программы с указанием УМК

Давление твердых тел, жидкостей и газов. Тема. «Закон Архимеда» «Лабораторная работа №8», «Плавание тел».На данный раздел отводится 3 часа.

Методическая разработка составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по физике, Е.М.Гутник. « Тематическое и поурочное планирование по физике», Дрофа, М. 2008 В.И. Лукашик. Сборник вопросов и задач по физике. Москва. Просвещение

А.В. Постников. Проверка знаний учащихся по физике. Москва.Просвещение

В. Демкович. Л. Демкович. Сборник задач. Москва, Астрель АСТ, 2007 г.

Л.М. Брейгер. Предметная неделя в школе Физика, Волгоград, Учитель, 2008г. А.В. Чеботарева. Тесты по физике, Москва, Экзамен, 2011 г.

Краткое описание предметного содержания модуля (с описанием предметной/межпредметной/метапредметной проблемной ситуации).

Предметное содержание.Учащиеся научатся выводить формулу для определения выталкивающей силы, рассчитывать силу Архимеда, указывать причины, от которых зависит сила Архимеда.Учащиесядоказывают опытным путем выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело, рассчитывают выталкивающую силу по данным эксперимента. Объясняют причины плавания тел, умеют рассчитывать силу Архимеда, анализируют результаты, полученные при решении задач.

Межпредметное содержание: приводят примеры плавания различных тел и живых организмовиз курса биологии, географии и объясняют их с точки зрения физики.

Метапредметное содержание: В процессе создания проекта учащиеся научатся описывать проблемную ситуацию и самостоятельно формулировать проблему, определять цели учебной деятельности, составлять план решения проблемы. Используя различные источники информации, учащиеся научатся анализировать и систематизировать информацию и представлять ее в виде кластеров, таблицы, бюллетени. В процессе групповой работы учащиеся научатся организовывать и планировать учебное сотрудничество, распределять обязанности между членами группы и публично презентовать полупродукты и окончательный продукт.

Проблема проекта:

«Почему тела, погруженные в жидкость легче тел, находящихся в воздухе».

Гипотезы:

Сила Архимеда зависит от рода жидкости

Сила Архимеда зависит от плотности тела

Сила Архимеда зависит от объема тела

Сила Архимеда зависит от формы тела

Сила Архимеда зависит от объема погруженной части

Сила Архимеда зависит от высоты погружения



Цель проектного модуля: на основе экспериментальных опытов доказать правильность гипотез исоздать единую отчетную таблицу«Сила Архимеда».

Конечный продукт проектного модуля: единая отчетная таблица «Сила Архимеда», полученная на основе отчетов каждой группы.





Технологическая карта проектного модуля

уроков

Этапы проектной деятельности

Деятельность учителя на уроке

Действия учащихся на уроке/этапе проектной деятельности


Продукт этапа урока

Дидактические средства

Материальные, технические ресурсы

Домашнее задание

1-й урок: актуализация – проблематизация - целеполагания-планирование действий-концептуализация.

1

Актуализация

Организует обсуждение по пройденной раннее теме, задает вопросы.


Доказывают, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело. Приводят примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы, применяют знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике.

Выявлена граница «знания-незнания»

Продолжить предложения

Мультимедийный комплекс

Интерактивная доска, приборы для демонстрации опыта



1

Проблематизация

Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы. Предлагает объяснить проведенный эксперимент с ведерком Архимеда .





Как вы думаете, от чего будет зависеть сила Архимеда?


давайте проверим ваши предположения

Обсуждают и анализируют эксперимент, с помощью учителя выводят теоретический закон Архимеда, выводят формулу закона на основе имеющихся знаний .

Формулируют с помощью учителя проблему: «мы получили готовую формулу для нахождения силы Архимеда»

Предполагают что:

Сила Архимеда зависит от рода жидкости

Сила Архимеда зависит от плотности тела

Сила Архимеда зависит от объема тела

Сила Архимеда зависит от формы тела

Сила Архимеда зависит от объема погруженной части

Сила Архимеда зависит от высоты погружения


Сформулировано противоречие и проблема проектного модуля

Памятка-инструкция для формулировки проблемы

Мультимедийный комплекс

Интерактивная доска, приборы для демонстрации опыта



1

Целеполагание

На основе сформулированной проблемы создает условия для формулировки цели и определения будущего проектного продукта

Формулируют цель проекта с помощью учителя: провести эксперимент и создать единую отчетную таблицу «Сила Архимеда».

Сформулирована цель проектного модуля

Памятка-инструкция для формулировки цели

Мультимедийный комплекс

Интерактивная доска


1

Планирование

Создает условия для формирования проектных групп.

Класс делится на 6 групп по 4-5 человека. Каждая группа выбирает руководителя.

Сформировано 6 групп.


Прием «Возьми билет», памятка-инструкция для планирования деятельности

приборы для выполнения опыта



Организует действия учащихся для работы в группах. Предоставляет проектные задания. В каждой группе в проектном задании дается таблица для отчета по своему эксперименту, общая таблица для обмена информацией между группами и таблица в три колонки: «Было не понятно…, «Было сложно…», «Что нужно сделать, что бы было понятно и не сложно…»

-Необходимо внимательно прочитать текст задания.

-выполнить эксперимент

-отметить в таблице все полученные результаты

в чем возникли затруднения (проблемы),

сформулировать вопрос, чтобы выйти из данных затруднений.




Каждая группа знакомится с проектным заданием:

Задание первой группе.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.

  • Определить архимедову силу, действующие на первое и вторе тела.

  • Сравнить плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

  • Сделайте вывод зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Задание второй группе.

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.

  • Определить архимедову силу, действующую на каждое из тел.

  • Сравните эти силы.

  • Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

Задание третьей группе.

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, с соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.

  • Определить архимедову силу, действующую на тело в воде, соленой воде и масле.

  • Чем отличаются эти жидкости?

  • Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

  • Установите зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.

Задание четвертой группе.

Оборудование: тела разной формы, сосуд с водой, нить, динамометр,

  • Поочередно опуская каждое тело в воду (кусок пластилина в форме шара, куба и цилиндра), с помощью динамометра определить архимедову силу.

  • Сравним эти силы и сделаем вывод о зависимости и независимости архимедовой силы от формы тела.

Задание пятой группе.

Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить динамометра.

  • Определю архимедову силу, действующую на тело, погруженное на 1/4 объема, 1/2 объема, 3/4 объема.

  • Сделаем вывод зависимости архимедовой силы от объёма погруженной части тела.

Задание шестой группе.

Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить динамометра.

1. Определю силу Архимеда на различной глубине h1 =  , h2 =
2. Сделаем вывод о зависимости Архимедовой силы от глубины погружения данного тела.


Работают по проектным заданиям в контексте тем, заполняют таблицу, выполняя эксперимент. Выявляют, что знают по данной теме, выявляют затруднения, возникшие при выполнении эксперимента, что должны узнать. Формулируют цель и планируют действия по решению данной проблемы.

Выявлены затруднения по данной теме

Сформулирована цель разрешения проблемы (затруднения)











Разработан план действий по реализации мини-проекта группы

Проектные задания

Прием «знаю-не знаю-хочу узнать»













«Мозговой штурм»





Оказывает помощь в распределении обязанностей внутри группы

Распределяют обязанности внутри групп.

Пример.I группа.

1 ученик: проводит эксперимент на определение архимедовой силы действующей на первое и второе тела.

2 ученик: записывает данные эксперимента.

3 ученик: сравнивает плотность и архимедовы силы действующие на тела.

4 ученик: делает вывод зависимости(независимости) архимедовой силы от плотности тела.

5 ученик: записывает вывод в таблицу.

Распределены обязанности между членами групп.




1

Концептуализация и моделирование

Организует действия учащихся по созданию образа проектного продукта.

Консультирует учащихся по созданию проектного продукта.

Организует работу по заполнению табеля учета работы над проектом

Организует работу по созданию критериев проекта

Создают образ будущего: это итоговая таблица (логическая карта мысли, схема с включением рисунков, иллюстраций).



Оценивают свою собственную работу и работу одноклассников

Предлагают варианты критериев оценки.

1.Достоверность найденной информации.

2.Единство оформления

3.Структурность оформления материала.

4.Логичность оформления информации.

5.Наглядность представленной информации.

6.Умение работать в команде

7.Презентация проекта (четкость, понятность и доступность изложения материала).

8.Ответы на дополнительные вопросы

За каждый критерий от 0 до 3 баллов:

3 балла - критерий полностью представлен

2 балла – не достаточно представлен

1 балл – представлен частично

0 баллов – критерий отсутствует

24-21 баллов – «5»

20 -17 баллов – «4»

16-12 баллов - «3»

Создан образ (модель) проектного продукта




Оценена работа за урок

Разработаны критерии оценки проекта

Оборудование для эксперимента, бумага, фломастеры, памятка-инструкция для моделирования деятельности


Табель учета работы над проектом

Прием «Дерево мнений»


с.146-154 изучить. В соответствии с распределением обязанностей подготовить информацию по теме и структурировать ее виде кластера (схемы или таблицы), подобрать иллюстрации.

2-й урок (этап реализации):Проведение эксперимента. Создание проектного продукта. Презентация полученного проектного продукта. Оценка качества продукта и рефлексия действий в проекте его создателей.

2

Реализация

Создает условия для реализации проектного продукта. Осуществляет консультационную помощь в создании проектного продукта.

Организует работу по объединению итоговой таблицы.

Учащиеся в соответствии с распределенными обязанностями проводят эксперимент.

оформляют мини-таблицу, куда будут записываться данные группы.


Создан проектный продукт в виде итоговой Лист оценки проектов.

Лист оценки проектов.

таблицы.

памятка-инструкция для реализации деятельности

приборы для выполнения опыта

Оборудование, бумага, фломастеры.

Компьютер

с. 151-154 изучить, доработать отчет о проделанной работе.

3-й урок Работа с итоговой таблицей, закрепление и систематизация полученных знаний, применения их в решении поставленных физических и социально значимых задач.

3

(презентацияпродукта)

Создает условия для презентации проектного продукта

Презентуют созданные проектные продукты в форм.

Обмениваются данными, заполняют общую сводную таблицу и таблицу «сложностей».

Демонстрация единой итоговой таблицы «Сила Архимеда»


памятка-инструкция для презентации продукта

Мультимедийный проектор


3

Оценка, рефлексия

Организует обобщение знаний и выполненных действий. Предлагает соотнести задачи и результаты создания проекта, оценить правильность выбора метода проекта.

Обобщает полученные знания, выполненные действия.

Использует критерии для оценки результатов.

Оценивает полученные знания и освоенные действия в соответствии с критериями.

Осуществляет контроль знаний по теме «Сила Архимеда».

Оценивают свою работу, работу одноклассников.

Оспаривают или соглашаются с оценкой своих работ. Анализируют допущенные недочеты.

Вносят предложения в алгоритм выполнения однотипных заданий.



Выполняют тестовое задание.

Решают задачи

Выставлены оценки. Указаны ошибки.

Проведена рефлексия.





Контроль знаний.

памятка-инструкция для рефлексии и оценки

Лист оценки проектов.









Тестовое задание.

Задачи.

творческое задание. Ответить на вопрос : Почему небольшой металлический гвоздь при погружении в воду тонет, а огромное судно, выполненное из металла, держится на плаву?



















Задание на формирование базового уровня проектного действия (проблематизация)

Дидактическая цель: формирование навыка формулировки проблемы

Формируемый уровень проектной компетентности: базовый уровень

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания:в группах

Средства: листы с заданиями, раздаточные карточки с алгоритмом формулировки проблемы, групповая папка проекта, мультимедийный комплекс.

Описание задания:

Цель:сформулировать проблему, пользуясь алгоритмом формулировки проблемы.

Алгоритм формулировки проблемы:

1.Ознакомиться с информацией, представленной в проблемной ситуации.


2.Вычленить, зафиксировать письменно или устно фактическое (существующее на данный момент) состояние ситуации.


3.Определить, зафиксировать письменно или устно желаемое или требуемое состояние ситуации (то, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации).


4.Сравнить желаемое и фактическое состояние ситуации - выявить противоречие между ними.


5. Сформулировать и записать проблему либо в форме отсутствия или недостатка того, что хотелось бы, либо в форме расхождения между фактами, приводящими к возникновению проблемной ситуации.


Проблемная ситуация

Проблема


Собака легко перетаскивает утопающего в воде. Однако на берегу, она не может сдвинуть его с места.






Возможный вариант ответа:

Проблемная ситуация

Проблема


Собака легко перетаскивает утопающего в воде. Однако на берегу, она не может сдвинуть его с места.

Противоречие: с одной стороны мы знаем, что все тела погруженные в жидкость становятся легче, с другой стороны, мы не знаем, почему это происходит, и не знаем где это можно применить.

Проблема:доказать, почему тела, погруженные в жидкость легче тел,находящихся в воздухе.




























Задание на самостоятельное выполнение проектного действия (повышенный и высокий уровень) с инструкцией для учителя.

Дидактическая цель: формирование умения самостоятельно формулировать проблему.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный уровень (для участников группы) или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания: фронтально, весь класс

Средства:задание сфотографией, карточка с алгоритмом по формулировке проблемы

Описание задания:

Цель: самостоятельносформулировать противоречие и проблему

Инструкция для учеников:

Сформулируйте в письменном виде проблему, к ситуации, изображенной на фотографии.

Проблемная ситуация

Проблема




Если формулировка проблемы вызывает у тебя затруднения, можешь

воспользоваться памяткой с алгоритмом формулировки проблем.



Алгоритм формулировки проблемы:

  1. Внимательно рассмотрите фотографию, представленную в проблемной ситуации.

  2. Вычлените и зафиксируйте письменно фактическое (существующее на данный момент) состояние ситуации.

  3. Определите и зафиксируйте письменно желаемое или требуемое состояние ситуации (то, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации).

  4. Сравните желаемое и фактическое состояние ситуации – выявите противоречие между ними.

  5. Сформулируйте и запишите проблему либо в форме отсутствия или недостатка, того, что хотелось бы, либо в форме расхождения между фактами, приводящими к возникновению проблемной ситуации.


Возможный вариант ответа:

Проблемная ситуация

Проблема


Описание ситуации.

Человек не может поднять гирю (штангу) на суше, но поднимает в воде.

Противоречие: с одной стороны, мы знаем, что все тела в воде становятся легче, но почему это происходит и от чего это зависит, мы не знаем.

Почему в жидкости тела легче?





































Задание на формирование базового уровня проектного действия (целеполагание)

Дидактическая цель: формирование уменияформулировать цель

Формируемый уровень проектной компетентности: базовый уровень

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания:фронтально, весь класс

Средства:слайд мультимедийной презентации, раздаточные карточки с алгоритмом формулировки цели.

Описание задания:

Цель:сформулируйте цель проекта, пользуясь алгоритмом формулировки цели

Инструкция для учеников:

1. Вспомните сформулированную проблему.

2. Сформулируйте в группах цель проекта, пользуясь предложенным алгоритмом постановки цели.

Возможные ответы обучающихся: создатьединую отчетную таблицу «Сила Архимеда».

3. Зафиксируйте сформулированную цель в групповом проектном листе отчета.

Алгоритм формулировки цели:

1. Воспроизвести сформулированную проблему как различие (несоответствие) между реальным и желаемым состояниями данной ситуации

2. Определить возможные варианты конечного результата (продукта), способные привести к решению проблемы

3. Выбрать и сформулировать конечный результат (продукт)

4. Проанализировать имеющиеся возможности (ресурсы), определите какие из них можно использовать.

5. Выбрать и сформулировать необходимое конкретное действие, которое приведет к получению измеримого ожидаемого результата для решения проблемы.

6. Записать, зафиксировать цель проекта в групповом проектном листе отчета.


Выводят и записывают сформулированную цель в групповом листе отчета:

создать единую отчетную таблицу «Сила Архимеда»с помощью которой можно будет решать задачи и отвечать на различные вопросы.









Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (целеполагание)

Дидактическая цель:отработка умения формулировать цель

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный уровень

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания:фронтально, весь класс

Средства:слайд мультимедийной презентации, раздаточные карточки с алгоритмом формулировки цели, групповой проектный лист.

Описание задания:

Цель: отработка умения формулировать цель проекта.

Инструкция для учеников:

Инструкция для учеников:

На основе сформулированной проблемы самостоятельно сформулируйте цель проекта и зафиксируйте сформулированную цель в групповом проектном листе.

Возможные ответы обучающихся: создать единую отчетную таблицу «Сила Архимеда».


Если формулировкацеливызывает у тебя затруднения, можешь

воспользоваться памяткой с алгоритмом формулировки цели.


Алгоритм формулировки цели:

1. Воспроизвести сформулированную проблему как различие (несоответствие) между реальным и желаемым состояниями данной ситуации

2. Определить возможные варианты конечного результата (продукта), способные привести к решению проблемы

3. Выбрать и сформулировать конечный результат (продукт)

4. Проанализировать имеющиеся возможности (ресурсы), определите какие из них можно использовать.

5. Выбрать и сформулировать необходимое конкретное действие, которое приведет к получению измеримого ожидаемого результата для решения проблемы.

6. Записать, зафиксировать цель проекта в групповой лист отчета.


Выводят и записывают сформулированную цель в групповой лист отчета:

создать итоговую таблицу «Сила Архимеда»с помощью которой можно будет решать задачи и отвечать на различные вопросы.







Задание на формирование базового уровня проектного действия (концептуализация)


Дидактическая цель:формирование умения определять образ будущего проектного продукта.

Формируемый уровень проектной компетентности: базовый уровень.

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания:весь класс.

Средства: памятки с алгоритмом,интерактивная доска, групповой лист отчета.

Описание задания:

Цель: создать образ проектного продукта, пользуясь алгоритмом определения образа (модели) проектного продукта.

Концептуализация – это создание образа проектного продукта.

Инструкция для учеников:

1. Сформулируйте цель проекта, сформулированную на уроке.

Возможные ответы обучающихся: создать единую отчетную таблицу «Сила Архимеда», с помощью которой можно будет решать задачи и отвечать на различные вопросы.

2. Охарактеризуйте образ проектного продукта, опираясь на алгоритм определения образа проектного продукта.

Возможные ответы обучающихся: таблица, в колонках которой разместить следующие заголовки или объединяющий кластер с ключевыми понятиями.

3. Обсудите в группах образ будущего проектного продукта.

4. Занесите собранную информацию в лист группового отчета.

Образ проектного продукта – ожидаемый результат, то, что в идеале помогает решить проблему.

Окончательный вариант проектного продукта: итоговая таблица «Сила Архимеда».


***Если создание образа будущего проекта у вас вызывает у тебя затруднения, можешь воспользоваться памяткой с алгоритмом определения образа проектного продукта.


Алгоритм определения образа проектного продукта:

1. Воспроизвести сформулированную цель

2. Проанализировать сформулированную цель

3. Выделить в формулировке цели ту часть, которая отвечает на вопрос «какой объект мы получим в результате действий по достижению цели».

4. Зафиксировать (письменно или устно) вид проектного продукта




Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (концептуализация)


Дидактическая цель:отработка умения самостоятельно определять образ будущего проектного продукта.

Формируемый уровень проектной компетентности:повышенный уровень.

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания:весь класс.

Средства:интерактивная доска, групповой лист отчета.

Описание задания:

Цель: создать образ проектного продукта

Концептуализация – это создание образа проектного продукта.

Инструкция для учеников:

На основе сформулированной цели проекта обсудите будущий образ проектного продукта в группе и дайте его характеристику.


Возможные ответы обучающихся: создать итоговую таблицу «Сила Архимеда»с помощью которой можно будет решать задачи и отвечать на различные вопросы.


Образ проектного продукта – ожидаемый результат, то, что в идеале помогает решить проблему.

Данный проектный продукт будет содержать факторы от которых будет или не будет зависеть сила Архимеда:

  1. Плотность тела

  2. Род жидкости

  3. Форма тела

  4. Глубина погружения

  5. Объем тела

  6. Объем погруженной части

Окончательный вариант проектного продукта: итоговая таблица «Сила Архимеда».

Алгоритм определения образа проектного продукта:

1. Воспроизвести сформулированную цель

2. Проанализировать сформулированную цель

3. Выделить в формулировке цели ту часть, которая отвечает на вопрос «какой объект мы получим в результате действий по достижению цели».

4. Зафиксировать (письменно или устно) вид проектного продукта.







Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (моделирование)

Дидактическая цель: формирование умения самостоятельно определять модель будущего проектного продукта.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный уровень.

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания:в группе

Средства: памятка с алгоритмом, интерактивная доска, групповой лист отчета

Описание задания:

Цель: создать модель проектного продукта, определить критерии оценивания проектного продукта

Инструкция для учеников:

Выработайте единую модель проектного продукта.

Возможные ответы обучающихся: таблица, кластер, ментальная карта.


Факторы

Тела для исследования

Вес тела в воздухе Р,Н

Вес тела в жидкости Р1,Н

Выталкивающая сила Fa, Н

Зависит

Не зависит

Плотность тела

Алюминиевый

Медный






Род жидкости

Вода

Масло

Вода соленая






Форма тела

Куб

Шар

Цилиндр






Глубина погружения

h1

h2






Объем тела

Тело 1

Тело 2






Объем погруженной части

¼ объема

½ объема

¾ объема









Разработайте критерии оценивания проектного продукта.

Работа ведется по группам.

Возможные ответы обучающихся:

Критерии оценки проектного продукта

1.Достоверность информации.

2.Единство оформления

3.Структурность оформления материала.

4.Логичность оформления информации.

5.Наглядность представленной информации.

6.Умение работать в команде

7.Презентация проекта (четкость, понятность и доступность изложения материала).

8.Ответы на дополнительные вопросы

За каждый критерий от 0 до 3 баллов:

3 балла - критерий полностью представлен

2 балла – не достаточно представлен

1 балл – представлен частично

0 баллов – критерий отсутствует

24-21 баллов – «5»

20 -17 баллов – «4»

16-12 баллов - «3»



























Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (реализация) для первой группы

Дидактическая цель: формирование умения самостоятельно реализовывать проектный продукт.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный уровень.

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания: в группе

Средства: памятка с алгоритмом, интерактивная доска, групповой лист отчета

Описание задания:

Цель: Определить архимедову силу, действующие на первое и вторе тела.

Сравнить плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

Сделайте вывод зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Инструкция для учеников:

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.

  1. Возьмите медный и алюминиевый цилиндры, с помощью динамометра измерьте их вес в воздухе. Запишите результаты в таблицу.

  2. Возьмите медный и алюминиевый цилиндры, погрузите их в жидкость, с помощью динамометра измерьте их вес в жидкости. Запишите результаты в таблицу.

  3. Найдите в таблице учебника плотности меди и алюминия, запишите в отчетную таблицу.

  4. Сделайте вывод и запишите в таблицу.

Цилиндры одинакового объема

Вес тела в воздухе Р,Н

Вес тела в жидкости Р1,Н

Плотность тела

Вывод

медный





алюминиевый






Возможные ответы обучающихся:


Цилиндры одинакового объема

Вес тела в воздухе Р,Н

Вес тела в жидкости Р1,Н

Плотность тела

Вывод

медный

4

3

8900

архимедова сила не зависит от плотности вещества, из которого изготовлено тело.


алюминиевый

3,5

2,5

2700



Вывод: архимедова сила не зависит от плотности вещества, из которого изготовлено тело.



















































Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (реализация) для второй группы

Дидактическая цель: формирование умения самостоятельно реализовывать проектный продукт.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный

уровень.

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания: в группе

Средства: памятка с алгоритмом, интерактивная доска, групповой лист отчета

Описание задания:

Цель: Определить архимедову силу, действующую на каждое из тел.

Сравните эти силы.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

Инструкция для учеников:

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.

  1. Возьмите тела разного объема, с помощью динамометра измерьте их вес в воздухе. Запишите результаты в таблицу.

  2. Возьмите тела разного объема, погрузите их в жидкость, с помощью динамометра измерьте их вес в жидкости. Запишите результаты в таблицу.

  3. Сделайте вывод и запишите в таблицу.

Тела разного объема из пластилина

Вес тела в воздухе Р,Н

Вес тела в жидкости Р1,Н

Вывод

Тело №1




Тело №2





Возможные ответы обучающихся:

Вывод: архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела, погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.















Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (реализация) для третей группы

Дидактическая цель: формирование умения самостоятельно реализовывать проектный продукт.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный

уровень.

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания: в группе

Средства: памятка с алгоритмом, интерактивная доска, групповой лист отчета

Описание задания:

Цель: Определить архимедову силу, действующую на тело в воде, соленой воде и масле.

Чем отличаются эти жидкости?

Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

Установите зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.

Инструкция для учеников:

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, с соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.

  1. Возьмите тело, с помощью динамометра измерьте вес в воздухе. Запишите результаты в таблицу.

  2. Возьмите тело, погрузите его в пресную воду, с помощью динамометра измерьте вес в жидкости. Запишите результаты в таблицу.

  3. Возьмите тело, погрузите его в соленую воду, с помощью динамометра измерьте вес в жидкости. Запишите результаты в таблицу.

  4. Возьмите тело, погрузите его в масло, с помощью динамометра измерьте вес в жидкости. Запишите результаты в таблицу.

  5. Найдите в таблице учебника плотности пресной воды, соленой воды, масла, запишите в отчетную таблицу.

  6. Сделайте вывод и запишите в таблицу.


Пресная вода

Соленая вода

Масло

Вывод

Вес тела в воздухе Р,Н





Вес тела в жидкости Р1,Н





Плотность жидкости






Возможные ответы обучающихся:


Вывод: архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.








































Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (реализация) для четвертой группы

Дидактическая цель: формирование умения самостоятельно реализовывать проектный продукт.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный

уровень.

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания: в группе

Средства: памятка с алгоритмом, интерактивная доска, групповой лист отчета

Описание задания:

Цель: Поочередно опустить каждое тело в воду (кусок пластилина в форме шара, куба и цилиндра), с помощью динамометра определить архимедову силу.

Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости и независимости архимедовой силы от формы тела.

Инструкция для учеников:

Оборудование: тела разной формы, сосуд с водой, нить, динамометр

Тела из пластилина разной формы

Вес тела в воздухе Р,Н

Вес тела в жидкости Р1,Н

Вывод

шар




куб




цилиндр






  1. Возьмите шар, куб, цилиндр, с помощью динамометра измерьте вес в воздухе. Запишите результаты в таблицу.

  2. Возьмите шар, куб, цилиндр, погрузите в жидкость, с помощью динамометра измерьте вес в жидкости. Запишите результаты в таблицу.

  3. Сделайте вывод и запишите в таблицу.


Возможные ответы обучающихся:


Вывод: архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ.







Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (реализация) для пятой группы

Дидактическая цель: формирование умения самостоятельно реализовывать проектный продукт.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный

уровень.

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания: в группе

Средства: памятка с алгоритмом, интерактивная доска, групповой лист отчета

Описание задания:

Цель: Определить архимедову силу, действующую на тело, погруженное на 1/4 объема, 1/2 объема, 3/4 объема.

Сделать вывод зависимости архимедовой силы от объёма погруженной части тела.

Инструкция для учеников:

Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить динамометра.

Объем погруженной части

Вес тела в воздухе Р,Н

Вес тела в жидкости Р1,Н

Вывод

¼объема




½объема




¾ объема






  1. Возьмите тело, с помощью динамометра измерьте вес в воздухе. Запишите результаты в таблицу.

  2. Возьмите тело, погрузите в жидкость на ¼ объема, ½объема, ¾ объема с помощью динамометра измерьте вес в жидкости. Запишите результаты в таблицу.

  3. Сделайте вывод и запишите в таблицу.


Возможные ответы обучающихся:


Вывод: архимедова сила зависит от объема погруженной части, чем больше объем погруженной части тела, тем больше архимедова сила.













Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (реализация) для шестой группы

Дидактическая цель: формирование умения самостоятельно реализовывать проектный продукт.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный

уровень.

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания: в группе

Средства: памятка с алгоритмом, интерактивная доска, групповой лист отчета

Описание задания:

Цель: Определить силу Архимеда на различной глубине h1 =  , h2 =
Сделать вывод о зависимости Архимедовой силы от глубины погружения данного тела.

Инструкция для учеников:

Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить динамометра.

глубина

Вес тела в воздухе Р,Н

Вес тела в жидкости Р1,Н

Вывод

h1




h2






  1. Возьмите тело, с помощью динамометра измерьте вес в воздухе. Запишите результаты в таблицу.

  2. Возьмите тело, погрузите в жидкость на различную глубину, с помощью динамометра измерьте вес в жидкости. Запишите результаты в таблицу.

  3. Сделайте вывод и запишите в таблицу.


Возможные ответы обучающихся:


Вывод: Архимедова сила не зависит от глубины погружения тела.













Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (презентация продукта)

Дидактическая цель: формирование умения самостоятельно презентовать проектный продукт.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный

уровень.

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания: в группе

Средства: памятка с алгоритмом, интерактивная доска, групповой лист отчета

Описание задания:

Цель: Презентовать созданные проектные продукты. Обменяться данными, заполнить общую сводную таблицу и таблицу «сложностей».

Инструкция для учеников:

Что было не понятно?


Что было сложно?


Что нужно сделать, чтобы было понятно и не сложно?



Цилиндры одинакового объема

Вес тела в воздухе Р,Н

Вес тела в жидкости Р1,Н

Плотность тела

Вывод

медный





алюминиевый






Факторы

Тела для исследования

Вес тела в воздухе Р,Н

Вес тела в жидкости Р1,Н

Выталкивающая сила Fa, Н

Зависит

Не зависит

Плотность тела

Алюминиевый

Медный






Род жидкости

Вода

Масло

Вода соленая






Форма тела

Куб

Шар

Цилиндр






Глубина погружения

h1

h2






Объем тела

Тело 1

Тело 2






Объем погруженной части

¼ объема

½ объема

¾ объема












Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (оценка, рефлексия)

Дидактическая цель: формирование умения самостоятельно оценивать себя и других.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный

уровень.

Учебный предмет: физика

Форма организации выполнения задания: в группе

Средства: памятка с алгоритмом, интерактивная доска, групповой лист отчета

Описание задания:

Цель: Оценить свою работу, работу одноклассников. Оспорить или согласиться с оценкой своих работ. Анализировать допущенные недочеты. Внести предложения в алгоритм выполнения однотипных заданий. Выполнить тестовое задание. Решить задачи.

Инструкция для учеников:

Варианты критериев оценки.

1.Достоверность информации.

2.Единство оформления

3.Структурность оформления материала.

4.Логичность оформления информации.

5.Наглядность представленной информации.

6.Умение работать в команде

7.Презентация проекта (четкость, понятность и доступность изложения материала).

8.Ответы на дополнительные вопросы

За каждый критерий от 0 до 3 баллов:

3 балла - критерий полностью представлен

2 балла – не достаточно представлен

1 балл – представлен частично

0 баллов – критерий отсутствует

24-21 баллов – «5»

20 -17 баллов – «4»

16-12 баллов - «3»



Переход к другой программе для выполнения тестов. (Электронное приложение)

Тест.  Один из учащихся вызывается к доске, остальные на месте решают.









Решение расчетных задач



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Балашова Елена Ивановна

Дата: 30.11.2018

Номер свидетельства: 488366


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства