«Приключение снежинки или процессы перехода вещества из одного состояния в другое»
«Приключение снежинки или процессы перехода вещества из одного состояния в другое»
Цели урока:
Содержательная: формирование представления о процессах перехода вещества из одного состояния в другое; вместе с учащимися учиться определять состояние вещества в зависимости от условий окружающей среды.
Деятельностная: формирование создания условий для усвоения темы
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «процесс», «плавление», «отвердевание», «испарение», «конденсация»;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
Умение добывать необходимую информацию, обрабатывать ее; представлять информацию в виде предлагаемого отчета; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Приключение снежинки или процессы перехода вещества из одного состояния в другое» »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Приключение снежинки или процессы перехода вещества из одного состояния в другое»
ФИО
Серенькая Елена Владимировна
Место работы
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа села Липовка
Марксовского района Саратовской области
Должность
Учитель физики, первой квалификационной категории
Предмет
Физика
Класс
6
Тема
Процессы перехода вещества из одного состояния в другое.
Цели урока:
Содержательная: формирование представления о процессах перехода вещества из одного состояния в другое;вместе с учащимися учиться определять состояние вещества в зависимости от условий окружающей среды.
Деятельностная: формирование создания условий для усвоения темы
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «процесс», «плавление», «отвердевание», «испарение», «конденсация»;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
Умение добывать необходимую информацию, обрабатывать ее; представлять информацию в виде предлагаемого отчета; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, ИКТ.
Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, кейс (пакет документов) как для группы в целом, так для каждого учащегося индивидуально. Листы контроля и бланки ответов.
Технологическая карта урока (см. ниже)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные, личностные
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Этап мотивации самоопределения к учебной деятельности.
Приветствует учащихся. Вступительное слово учителя.
Учитель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.
Читает рассказ «Приключение снежинки» (Приложение №1) с сопровождением презентации..
Этап актуализация знаний и пробного учебного действия.
Задает учащимся наводящие вопросы:
- О каком веществе идёт речь в сказке?
- А в каком состоянии представлена вода в данном произведении?
- Ребята, а кто из вас знает, как называются процессы перехода вещества из одного состояния в другое?
- А вы хотели бы узнать, как называются эти процессы и как они протекают?
- А как вы думаете, какая тема нашего урока? Кто бы хотел сформулировать тему урока?
Учитель записывает тему урока на доске.
- А кто сформулирует цели урока?
- Что мы должны узнать на уроке?
- о воде
В твердом, в газообразном.
Затрудняются ответить
- Да
- Учащиеся отвечают: - тема сегодняшнего урока «Процессы перехода вещества из одного состояния в другое»
Формулируют цель урока: «Мы должны узнать, как называются процессы перехода вещества из одного состояния в другое, и как они протекают»
3
Прогнозирование своей деятельности.
Постановка цели учебной задачи.
Умение слушать и вступать в диалог.
3
Этап локализации индивидуальных затруднений
Перед началом урока на столы учащихся (в группы) раскладываются «Кейсы» - папка с документами (с групповыми заданиями), а также Лист контроля.
- И это мы сделаем с помощью документов, которые лежат у вас на столе. В папке находятся пронумерованные документы: документ №1 и №3 для всей группы, а документы №2 и №4 для каждого члена группы индивидуально. Поиск информации начните с документа №1 «Инструкция». Ознакомьтесь каждый член группы с информацией в документе№2, посовещайтесь друг с другом и сообща заполните документ №3. Документ №4 нужно будет заполнить каждому члену группы, но в процессе предоставления отчета членами другой группы. Будьте предельно внимательны, т.к. именно этот документ позволит Вас оценить.
Внимательно слушают, получают задание, рассматривают пакет предложенных документов.
2
Постановка цели
Умение слушать
4
Этап построения проекта выхода из затруднений.
-Я прошу приступить Вас к работе, но для начала сядьте по удобнее, поставьте ноги перед собой, стул придвиньте так, чтобы спина опиралась на спинку стула.
- Как вы считаете, сколько времени Вам понадобиться для выполнения данного задания?
Выполняют указания учителя.
Отвечают 6-8 минут
Добывают необходимую информацию
6-8
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение слушать и вступать в диалог.
5
Физ. минутка
Учитель показывает несколько простых упражнений
Учащиеся повторяют движения за учителем.
1
6
Этап реализации построенного проекта.
- Ребята давайте вспомним рассказ «Приключение снежинки» - в рассказе говорилось о том, как снежинка превратилась в воду на крыше, у кого в документах говорилось о превращении снежинки в воду?
- В рассказе говорилось о процессе плавления несколько раз! В какой момент мы могли наблюдать подобный процесс? (Сосулька в ручеек)
Пожалуйста, группа №3 зачитайте свой отчет, что у Вас получилось?
Учитель показывает опыт Плавление льда и парафина.
- Возвращаюсь к рассказу - после того как на крыше ударил ночной мороз вода превратилась в сосульку. У кого отчет по данному вопросу?
Учитель показывает видео эксперимент.
- Возвращаюсь к рассказу - после того как ручеек бежал по дорожке и молекуле было весело и легко она подпрыгнула и превратилась в облако. Какая группа предоставит отчет?
- Как вы считаете, всели жидкости испаряются с одинаковой скоростью?
-Кто сталкивался с этим явлением в жизни?
- И последний процесс - облачко потяжелело и молекула воздуха вылилась на землю весеннем дождем. Какая группа предоставит отчет?
-Сталкивались вы с этим явлением дома?
Учащиеся групп определяют в какой последовательности должны представить отчет
Отчет №1
Когда сосулька от солнышка превратилась в воду.
Отчет №3
Делают вывод относительно процесса плавления.
Отчет №2
Делают вывод относительно процесса отвердевания
Отчет №4
Делают вывод относительно процесса испарения
Отчет №5
Делают вывод относительно процесса конденсации
По 2 мин на отчет каждой группы
10
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умение слушать и вступать в диалог
7
Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Предлагает проверить правильность заполнения документа №4 (фронтально). За каждый правильный ответ ставим по 1 баллу. Подсчитываем количество набранных баллов, выставляем себе оценку за урок. (Критерии баллов на слайде)
Проверяют ранее заполненные документы №4 Выставляют, подсчитывают баллы, оценивают свою работу
2
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Умение вступать в диалог, интегрироваться в группу со сверстниками
8
Этап самостоятельной работы
- А сейчас я попросила бы подойти к моему столу от каждой группы по одному участнику. Вам необходимо пройти тест, но тест не простой, а на скорость. Вы все вместе одновременно будите отвечать на вопросы со слайдов – той группе, чей участник быстрее всех и правильно ответит на вопрос, добавиться дополнительный был.
Выполняют тест на скорость
2
Саморегуляции, коррекция полученного результата.
Адекватно воспринимать оценку
9
Рефлексия учебной деятельности
- Сегодняшний урок показал, что вы все большие молодцы. Лично мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. А что вы можете сказать по поводу вашего настроения? Давайте я буду зачитывать начало предложения, а вы его продолжите.
1.Урок для меня показался …
2. Самым полезным и интересным для меня было …
3. Я встретился(лась) с трудностью при …
4. У меня хорошо получилось …
5. Меня удивило …
6. Работать в группе…
7. Но не смотря на все трудности у меня … настроение. –
Подошло время к записи домашнего задания. В документе №5 Вы можете выбрать задание по своим силам.
Анализируют работу на уроке
Выбирают задание из перечня.
2
Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Приложение1
Рассказ «Приключение снежинки»
Жила-была молекула воды. Жила она в снежинке, которая лежала на крыше высокого дома. Холодно вокруг, ветрено, скучно. Только иногда ворона на крышу заглянет, крикнет: «Кар-кар!»- и летит дальше по своим вороньим делам. Но вот наступила весна, пригрело солнышко. Снежинка растаяла, и молекула воды увидела, что вокруг тысячи и тысячи таких же молекул. Собрались они вместе и решили попутешествовать, мир посмотреть. Но только молекулы добрались до края крыши, как ударил ночной мороз. Прижались они друг к другу от холода, превратились в сосульку, так и переночевали. А утром опять солнышко выглянуло. Стало молекулам воды тепло. Они спрыгнули с крыши и собрались в звонкий ручеек. Побежал ручеек по улице. Воробьи в нем перышки почистили, собака воды напилась, а малыш пустил бумажный кораблик. Подхватили молекулы воды кораблик и понесли его далеко-далеко за город, в большую широкую реку. А в реке еще больше молекул воды. И все резвятся, танцуют. Так весело стало нашей маленькой молекуле, такую легкость она почувствовала, что подпрыгнула и полетела высоко-высоко в небо. Оказалось, и на небе ее подружки есть. Живут они в пушистом облаке и путешествуют по воздуху. Решила наша молекула у них погостить. К вечеру устала и легла спать. А под утро она замерзла, потяжелела и вылилась на землю весенним дождем. Так узнала молекула воды, что может быть холодной снежинкой, твердой сосулькой, бежать звонким ручейком, лететь лёгким облаком, идти весёлым дождём. И решила капля стать великой путешественницей.