~~Тема: Прямолинейное распространение света. Тени, миражи, затмения.
Цель: 1. познакомить учащихся с понятиями: геометрическая оптика, световой луч, с четырьмя основными законами распространения света и опытом по определению скорости света;
2. развивать у учащихся речь, воображение;
3. воспитывать трудолюбие.
Тип урока: комбинированный
Методы: информационный, репродуктивный, иллюстративный.
Оборудование: учебник, слайды, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Проверка домашнего задания: вопросы на стр.132, 136 –индивидуально.
IV. Объяснение нового материала.
Определение: Геометрическая оптика – это раздел оптики, изучающий распространение света, не рассматривая его природу.
Определение: Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется световая энергия, или линия, проведённая перпендикулярно световому фронту и показывающая направление распространения светового возмущения.
В геометрической оптике существует 4 основных закона:
1. Закон прямолинейного распространения света: луч света в однородной среде распространяется прямолинейно.
2. Закон независимого распространения света: световые лучи, встречаясь, не оказывают влияния на дальнейшее распространение друг друга.
3. Закон отражения света.
4. Закон преломления света.
Принцип Ферма: свет, идущий из одной точки пространства в другую, всегда распространяется по пути, для прохождения которого свету требуется экстремальное время.
Определение: Тень – это область пространства за непрозрачным предметом, куда не попадает световая энергия.
Экспериментальное определение скорости света:
1. Опыт Рёмера – рис. 4.29 стр. 139
2. Опыт Физо – рис. 4.30 стр. 140
3. Опыт Майкельсона – рис. 4.31 стр. 141
V. Закрепление: вопросы на стр. 141, 142 – фронтально.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VII. Домашнее задание: §4.8 – читать, подготовить дополнительный материал по теме.