Практическая работа№5 Расчёт периода колебаний маятников различного типа.
Практическая работа№5 Расчёт периода колебаний маятников различного типа.
Место урока в теме: урок обобщения и систематизации знаний, практическая работа.
Цель: закрепление умений определять по графику, уравнению и экспериментально период, частоту и амплитуду механических колебаний.
Задачи: повторить, закрепить и вычислить на практике физические понятия: колебательное движение, колебательные системы, физические характеристики колебаний.
развивать практические навыки проведения экспериментальных работ, решения поставленных задач, использовать полученные знания для объяснения физических процессов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№5 Расчёт периода колебаний маятников различного типа. »
Урок №_____ Дата:__________
Тема: Расчёт периода колебаний маятников различного типа.
Место урока в теме: урок закрепления и обобщения знаний, практическая работа №5.
Задачи:
Образовательная. Повторить, закрепить и проверить на практике физические понятия: колебательное движение, колебательные системы, физические характеристики колебаний.
Развивающая. Закрепить умение определять по графику, уравнению и с помощью приборов период, частоту, амплитуду колебаний. Развивать практические навыки проведения экспериментальных работ, навыки решения задач, использовать полученные знания для объяснения физических процессов. Развивать умение выделять главное, обобщать.
Воспитательная. Учить школьников самостоятельно выполнять эксперимент на уроке, слушать ответы учащихся ,анализировать их и делать логические выводы, побудить к активной работе мысли. Развивать интерес к предмету физика.
Ход урока
1. Организационный момент.
На предыдущих уроках мы изучили тему «Механические колебания», узнали что такое колебания, познакомились с различными колебательными системами, научились характеризовать колебания с помощью величин, графиков, уравнений. Сегодня на уроке повторяем и закрепляем всё это и экспериментально проверяем, от чего зависят периоды колебаний разных маятников. (слайд3)
2.Актуализация. Аукцион знаний. Лот 1 колебания. Возможные взносы: Определение -основной признак- связь с другими явлениями - способы наблюдения- виды колебаний.
Лот 2.- математический маятник. Что это- его применение- зачем вводится.
Лот 3 .пружинный маятник.
Лот 4 амплитуда. –определение- единица измерения- формула- обозначение
Лот 5 период. –определение- обозначение- единица измерения- формула- связь с другими величинами
Лот 6 частота. – Определение- Обозначение- Единица измерения- Формула
Лот 7 энергия.- Определение- Единица измерения- Обозначение- Потенц. Энергия-Кинетич. Энергия- Формулы- Превращения энергии
Лот 8 Резонанс. Определение- связь с другими явлениями - способы наблюдения- примеры
Лот 9 задача. Этот и последующие лоты покупают те, кто первый правильно задачу решает. Определить период и частоту колебаний материальной точки, совершающей 50 полных колебаний за 20 с. Лот 10 задача. По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду период, частоту колебаний маятника.
Лот11 задача.Найти амплитуду период, частоту колебаний маятника по уравнению X= 0,8 cos 4π t
3 . Эксперимент Практическая работа, выводы - 10 мин 1,2, группы . Определить период колебаний математического маятника, заполнить таблицу.(Разные массы, разные длины нитей, разная амплитуда; Одинаковые массы, одинаковые длины нитей, одинаковые амплитуды).
Математический маятник
амплитуда
L
m
Время t
Число колебаний N
Частота v
Период T
1 группа
15см
1м
20г
20сек
X
2 группа
15 см
0,5 м
50г
20сек
Y
3,4 группы. Определить период колебаний пружинного маятника, заполнить таблицу. ( разные массы, разные жесткости, разные амплитуды; одинаковые массы, одинаковые жесткости, одинаковые амплитуды)
Пружинный маятник
к
m
амплитуда
Время t
Число колебаний N
Частота v
Период T
3группа
?
100г
3 см
15сек
X
4 группа
??
200г
3см
15сек
Y
4. Обобщение выводов исследовательской работы – сравнение периодов колебаний.
5.Найди соответствие. Привести в соответствие:
1 Период измеряется в … 2 Частота измеряется в … 3 Амплитуда измеряется в … 4 Период – … 5 Частота – … 6 Амплитуда – … 7 Свободные колебания – … 8 Вынужденные колебания – … 9 Затухающие колебания – …
10 Резонанс – … А время одного колебания Б наибольшее смещение от положения равновесия В колебания, амплитуда которых с течением времени уменьшается Г в секундах Д число колебаний в единицу времени Е в герцах Ж колебания, происходящие благодаря только первоначальному запасу энергии З колебания, совершаемые телом под действием внешней периодической силы И в метрах К явление увеличения амплитуды колебаний при совпадении собственной частоты системы и частоты
Л вынуждающей силы
6. Рефлексии. Какой вид работы на уроке я выполнил лучше всего? Какой вид работы на уроке я выполнил хуже всего? Какой вид работы на уроке мне понравился больше всего? Какие пробелы в знаниях мне помог выявить этот урок?
7. Домашнее задание: подготовить сообщение « Как используется в геологоразведке зависимость периода колебаний математического маятникам от ускорения свободного падения?