kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторно-обобщающий урок по теме: " Вначале было вещество."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет закрепить знания по теме" МКТ"

Просмотр содержимого документа
«Повторно-обобщающий урок по теме: " Вначале было вещество."»

МБОУ СОШ №1 г. Долинска Сахалинской области













Урок физики в 10 классе

по теме: «Вначале было вещество…» Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы МКТ».









Учитель физики : Сульдина М.А.




















Долинск

2014

Тема: « В начале было вещество…»




Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Основы МКТ», используя их творческий потенциал; развитие учебно-познавательных потребностей учащихся при обучении физике.
Тип урока: нетрадиционный урок в форме игры. 
Эпиграф к уроку: 
«...Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать»
М. В. Ломоносов (1711 – 1765 г.г.)

Содержание урока.

Вступительное слово учителя.

Наш нетрадиционный урок мне хочется начать словами

Дьора де Хевеши: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».
Связать воедино разрозненные факты, объяснить их, получить новые, найти им применение, - вот цель любой научной теории, в том числе и МКТ, которая является одной из фундаментальных научных теорий, утверждающая древнейшую научную идею – идею о дискретности вещества. Она служит основой для объяснения многих физических, химических, биологических явлений; без неё не может обойтись ни одна из естественных наук. О значении этой теории своеобразно сказал известный американский физик Ричард Фейнман. Он задал вопрос: какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, содержало бы наибольшую информацию для передачи грядущим поколениям, если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались уничтоженными? И сам ответил: это – атомная гипотеза: все тела (продолжите...).
Учащиеся отвечают: все тела состоят из частиц, которые находятся в непрерывном хаотическом движении и взаимодействуют друг с другом.
В этой фразе содержится огромная информация о мире. 
На основании основных положений МКТ мы с вами смогли получить основное уравнение МКТ, уравнения состояния идеального газа, газовые законы; объяснить давление газа на стенки сосуда, броуновское движение, диффузию и многие другие явления. 
Цель нашего урока сегодня повторить полученные знания по данной теме, обобщить их, найти им применение при решении некоторых интересных задач, увидеть, что за этой теорией стоит много необычного и интересного. Для этого нужны не только ваши знания, но и ваши любознательность, наблюдательность, а главное, желание думать.
Сегодня каждый из вас не просто ученик на уроке, но и участник команды. Коллективизм, умение слушать друг друга, желание помочь своей команде – вот те качества, которые помогут вам выйти вперёд. Каждому члену победившей команды в журнал оценка «5».
Представляю команды: 
1). Команда « Потомки Бойля» (капитан )
2).Команда «8 Джоулей» (капитан …);

1. В качестве разминки командам предлагается конкурс «Чёрный ящик».
«Прост в устройстве, применении,
Но опасен, без сомнения.
Может запросто сломаться,
Его стоит опасаться».
Вопрос: «Что находится в «Чёрном ящике?»
Ответ: ртутный термометр)

Команды готовы к следующим конкурсам.


2. Конкурс «Посвящение»
Начнём с домашнего задания. Вам нужно было написать оду, стихотворение или дать рекламу понятию или закону, или физической величине, изученному по данной теме.

3. Конкурс «Творцы теории».
При изучении МКТ мы узнали имена замечательных учёных, таких как Демокрит, Ломоносов, Дальтон, Авогадро, Бойль, Мариотт, Больцман, Джоуль, Клапейрон и т.д. 
Мы знаем их законы, постоянные величины, названные в их честь, а знаем ли мы что-нибудь о самих учёных?
Я просила команды «добыть» некоторые интересные факты из жизни этих учёных. Слово командам.


4. Конкурс « Дальше, дальше…» ( блицтурнир).

Командам необходимо закончить фразы.


- Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном объеме называют… (изохорным)

- « Молекула» в переводе с латинского означает… ( маленькая масса)

- Уравнение Менделеева -Клапейрона … ( PV=m/MRT)

- Температура- это мера… (нагретости тел)

- Процесс изменения состояния идеального газа при Р константа называют… (изобарным)

- Диффузия доказывает, что …( Молекулы все время движутся и притом в различных направлениях)

-Опыт по определению скоростей молекул предложил… (Оттто Штерн)

- В молях измеряют…( Количество вещества)

-Процесс изменения состояния идеального газа при Т константа называют…

( изотермическим)

- Массу одного моля вещества называют… ( Молярной массой)





5. Конкурс капитанов (работа у доски)

Конкурс « Физическая рыбалка».

Записать название и недостающие величины каждой формулы.

6. Конкурс « Реши быстро и правильно»


Это был наш последний конкурс, подведем итоги.

7. Заключительное слово учителя:
Наш урок мне хотелось бы закончить словами замечательного русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова: 
«Везде исследуйте, всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет».



Спасибо за урок!


























победившей команды в журнал оценка «5».
Представляю команды: 
1). Команда « Потомки Бойля» (капитан Геут Алиса )
2).Команда «8 Джоулей» (капитан Шпак Ирина);

1. В качестве разминки командам предлагается конкурс «Чёрный ящик».
«Прост в устройстве, применении,
Но опасен, без сомнения.
Может запросто сломаться,
Его стоит опасаться».
Вопрос: «Что находится в «Чёрном ящике?»
Ответ: ртутный термометр)

Команды готовы к следующим конкурсам.


2. Конкурс «Творцы теории».
При изучении МКТ мы узнали имена замечательных учёных, таких как Демокрит, Ломоносов, Дальтон, Авогадро, Бойль, Мариотт, Больцман, Джоуль, Клапейрон и т.д. 
Мы знаем их законы, постоянные величины, названные в их честь, а знаем ли мы что-нибудь о самих учёных?
Я просила команды «добыть» некоторые интересные факты из жизни этих учёных. Слово командам.


3. Конкурс « Дальше, дальше…» ( блицтурнир).

Командам необходимо закончить фразы.


- Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном объеме называют… (изохорным)

- « Молекула» в переводе с латинского означает… ( маленькая масса)

- Уравнение Менделеева -Клапейрона … ( PV=m/MRT)

- Температура- это мера… (нагретости тел)

- Процесс изменения состояния идеального газа при Р константа называют… (изобарным)

- Диффузия доказывает, что …( Молекулы все время движутся и притом в различных направлениях)

-Опыт по определению скоростей молекул предложил… (Оттто Штерн)

- В молях измеряют…( Количество вещества)

-Процесс изменения состояния идеального газа при Т константа называют…

( изотермическим)

- Массу одного моля вещества называют… ( Молярной массой)





4. Конкурс капитанов (работа у доски)

Конкурс « Физическая рыбалка».

Записать название и недостающие величины каждой формулы.

5. Конкурс « Реши быстро и правильно»


Это был наш последний конкурс, подведем итоги.

6. Заключительное слово учителя:
Наш урок мне хотелось бы закончить словами замечательного русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова: 
«Везде исследуйте, всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет».



Спасибо за урок!















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Повторно-обобщающий урок по теме: " Вначале было вещество."

Автор: Сульдина Марина Александровна

Дата: 11.09.2017

Номер свидетельства: 427850

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства